Борис Феоктистович Сафонов
Люди и судьбы

    Военный летчик — дважды Герой Советского Союза. Борис Феоктистович Сафонов — первый легендарный советский летчик-истребитель Великой Отечественной войны. Человек исключительного личного обаяния, счастливо наделенный редким талантом непобедимого бойца и выдающегося организатора, способного вызывать восхищение у подчиненных и уважение у начальства, он в течение всего 1941 г. оставался одним из самых результативных истребителей Красной Армии.

    «Только став летчиком-истребителем, поймешь и почувствуешь всю красоту и радость полета...», — писал он в одном из своих писем.

    Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа 1915 г. в селе Синявино Тульской губернии. Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную ФЗУ, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза. В 1933 году он был направлен в Качинское училище лётчиков, закончил её через год, при этом по технике пилотирования, воздушной стрельбе, матчасти курсант Сафонов получил высшие оценки. После учебы был направлен в 106-ю авиаэскадрилью 40-й авиабригады, дислоцированной в Белорусском военном округе, где целеустремленный летчик сразу был отмечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА Я. Смушкевичем.

    В начале 1938 года, вместе с большинством летчиков 106-й авиаэскадрильи, был переведен в состав вновь сформированного 15-го иап. Когда приказом Наркома ВМФ СССР от 23 декабря 1939 г. был сформирован 72-й смешанный авиационный полк, включавший 2 истребительные (истребители И-16) и одну бомбардировочную эскадрильи, то заместителем военкома истребительной эскадрильи по комсомолу туда был назначен ст. лейтенант Сафонов. Исключительная настойчивость в изучении лётных дисциплин и общеобразовательных предметов, стремление улучшить качество пилотирования самолётов и меткость стрельбы, размышления над тактикой действий истребителей позволили Сафонову ещё перед войной выработать основные правила воздушного боя. Он, например, уже тогда считал лучшей истребительной единицей пару самолётов, а «конус» предпочитал атаковать с пикирования, открывая огонь с дистанции всего 50-100 метров.


    Первый бой в Великую Отечественную Борис Сафонов провел уже 22 июня: вместе с ведомым Воловиковым они атаковали Не-111. Советские истребители расстреляли почти весь боекомплект, но немцу удалось уйти. Свою первую победу Сафонов одержал вечером 24 июня 1941 года. Вылетев для перехвата разведывательного Ju-88, Сафонов догнал немецкий самолет, метким огнем заставил немецкого стрелка прекратить стрелять, а затем длинной очередью с близкой дистанции практически отрезал ему хвостовое оперение. Это был первый немецкий самолёт, сбитый лётчиками североморской авиации. Уже через 3 дня, 27 июня 1941 года, Сафонов одержал вторую победу, сбив немецкий разведывательный самолёт «Хеншель» Hs-126. Показав себя отличным воздушным бойцом с первых же дней войны, Сафонов особенно ярко проявил свой талант в последующие два месяца, когда немцы предприняли массированные налёты на советские аэродромы и порт Мурманска.


    К концу лета на счету капитана Сафонова было уже 10 лично сбитых самолетов, и его представили к званию Героя Советского Союза.

    10 июля 1941 года Сафонов, уже в звание капитана, был назначен командиром истребительной авиационной эскадрильи. Молодой комэск получил пушечный истребитель И-16 тип 17 (№ 28213-95) с двигателем М-63. На своем «ишачке», украшенным надписью «Смерть фашизму!», Борис Сафонов произвёл 109 боевых вылетов и сбил 17 вражеских самолетов. 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях, командиру эскадрильи капитану Б.Ф.Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. На момент опубликования Указа о награждении, на счету лётчика было уже 16 личных побед.


    Борис Сафонов стал самым результативным советским летчиком-истребителем начала войны. В бою Борис Сафонов был храбр, но не бросался в любую схватку сломя голову, он пользовался как приёмами обороны, так и агрессивной, ошеломляющей врага атакой. А мог пойти и на хитрость, сымитировав паническое бегство, а затем развернутся навстречу врагу, когда строй немецких истребителей в погоне рассыплется на отдельные пары. Почерк аса к тому времени стал вполне определенным: по возможности неожиданное и скрытое сближение с противником, затем атака на максимальной скорости и открытие прицельного огня по кабине или жизненно важным агрегатам самолета с дистанции не более 100 метров. «Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение — главные качества летчика-истребителя», — считал Сафонов.


    24 октября 1941 г. Борис Сафонов был назначен командиром нового 78-го иап. Командование ВВС позволило Сафонову подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Полк вооружили английскими «харрикейнами». По предложению Сафонова часть пулеметного вооружения «харрикейна» (калибра 7,69 мм) было заменена парой пушек ШВАК — надежность вооружения и масса его секундного залпа существенно возросли. Командирские обязанности внесли существенные коррективы в его фронтовую жизнь. Летать на задания приходилось меньше, посвящая время планированию воздушных операций и тщательному руководству ими. Особенное внимание уделяет он воспитанию молодых летчиков; зачастую сам вылетает с ними на боевое задание. Условия боевой работы морских летчиков-североморцев, отличались особенным риском, ведь в случае повреждения над морем они лишены возможности спастись. Они воевали над Баренцевым морем, где температура воды даже летом не превышает нескольких градусов выше нулевой отметки, а зимой отрицательная. Борис Сафонов смог передать свои знания и опыт молодым пилотам — 13 летчиков, начинавших воевать под его командованием, впоследствии стали Героями Советского Союза.

    В начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (в том числе и Б.Ф.Сафонову) глава британской миссии генерал-лейтенант МакФорлан вручил высший авиационный наградой Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги». А 20 марта 1942 года Сафонов стал командиром полка, в котором начал войну, переименованный к тому времени во 2-й Гвардейский Краснознамённый. Полк был вооружен американскими истребителями Р-40 («Томахаук» и «Киттихаук»). К прежней задаче полка по обороне порта Мурманска, добавилась новая — охрана союзных морских конвоев в зоне оперативного сопровождения. 27 мая командование Северного Фронта представила Бориса Сафонова к награждению второй Золотой Звездой героя Советского Союза. В представлении было, в частности, сказано: «Герой Советского Союза подполковник Сафонов в течение войны с немецкими захватчиками в воздушных боях сбил 19 самолетов противника, кроме того, в групповых боях Сафонов сбил вместе с другими летчиками 3 самолета противника».


    В пятницу, 30 мая 1942 года, Борис Сафонов вылетел во главе четверки " Киттихауков " на прикрытие морского транспортного каравана PQ-16. Ведомый Сафонова, А.Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад на аэродром. В ходе боя с группой бомбардировщиков Ю-88, Сафонов остался один и погиб. О последних минутах жизни Сафонова известно из воспоминаний Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота (по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов конвоя): «По рации ясно были слышны переговоры наших лётчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: „Сбил одного!“, немного погодя: „Сбил второго!“. Спустя несколько минут: „Подбил третьего!“. И почти сразу же: „Мотор...“. Это были последние слова, сказанные Сафоновым. Хорошо видно было, как его самолёт упал в море.»

    По одной из версий отказал мотор истребителя Сафонова. Моторы «Киттихауков» не отличались надежностью, и была у них неприятная особенность — на форсаже звук их работы практически не менялся (моторы других типов самолетов, особенно отечественных, на форсаже «выли»). Двигатель любого истребителя того времени не мог работать на форсаже больше нескольких минут — перегревался, начинал «гнать стружку» и заклинивал. Увлекшись боем, пилоты «Киттихоуков» нередко забывали вовремя сбросить обороты и двигатель глох. По другим версиям истребитель Сафонова мог быть поврежден ответным огнем бортстрелков «юнкерсов» или сбит немецким пилотом Р.Мюллером.


    Борис Сафонов провоевал менее года, но успел провести 234 боевых вылета, лично сбил 22 и в группе 3 самолета противника.

    16 июня 1942 года Борис Феоктистович Сафонов был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. Ведь вновь к этому высокому званию он был представлен не посмертно, а при жизни. Боевые заслуги Бориса Сафонова воплотились не только в уничтоженные им самолёты противника. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза. Многие советские лётчики, желая выразить свои лучшие чувства к этому замечательному человеку, писали на бортах своих боевых машин — «За Бориса Сафонова!»

    Источник: gorod.tomsk.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021