Откуда взялась «мыльная опера»?
Курьёзы нашей жизни


    Анекдот 80-х: две колхозницы. Одна тащит три тяжеленные фляги с молоком, другая на вилах — целую копну сена. Делятся: «Когда Леонсио отправил Изауру на плантацию, у меня сердце кровью облилось!»

    Вряд ли можно найти телевизионный канал (разве что, спортивный), не транслирующий хоть один сериал. Как только не называет эти долгоиграющие слезливые мелодрамы телезритель: «мыльная опера», «мыло». Откуда взялось такое, казалось бы, не имеющее отношения к телевидению название?

    Одни их ненавидят всей душой, другие готовы полцарства отдать ради того, чтобы посмотреть очередную серию любимого телесериала. Как бы там ни было, остается констатировать тот факт, что популярность сериалов очень высока.

    С чего начинался этот телевизионный жанр и почему он так любим в народе?

    Первый в мире сериал назывался «Одинокий рейнджер (The Lone Ranger)» и выходил в США раз в неделю с 1949 по 1957 год. Герои, техасский пограничник и его помощник-индеец, охраняли порядок и покой Дикого-Дикого Запада.


    Термин «мыльная опера» появился чуть раньше — в 1938 году. Журналист американской газеты Christian Century съязвил по поводу вошедших в моду радиопостановок семейных мелодрам: «Эти истории я называю «мыльной оперой», потому что без помощи мыла я бы не смог пролить ни одной слезы над муками их героев». Со временем название приклеилось к долгоиграющим телефильмам.

    Вначале целевой аудиторией сериалов считались школьники. Однако скоро телевизионщики обнаружили иную «золотую жилу» — домохозяек. В 1970 году американские психологи подарили миру термин «синдром домохозяйки», назвав так почти маниакальное увлечение сериалами.

    На сегодняшний день «синдромом домохозяйки» страдают и 25% мужчин в возрасте до 35 лет.

    Самым популярным сериалом в мире, согласно Книге рекордов Гиннесса, является американский «Доктор Хаус».


    На втором месте — американская же многосерийка «Остаться в живых» (Lost).


    Успешные мыльные оперы (такие, как «Санта-Барбара») идут по несколько десятков лет.


    Но самым долгоиграющим сериалом в мире считается американский «Путеводный свет».


    «Свет» «зажегся» в радиоэфире в далеком 1937 году, через 15 лет перебрался на экраны и не потух до сих пор. К сегодняшнему дню снято уже более 15 тысяч серий.

    Самым долгоиграющим сериалом в СНГ считается «Обреченная стать звездой». За приключениями Жени и ее окружения зрители следили 336 серий.


    «Мыло»: сериал – отдельные фильмы с законченной фабулой, объединенные одним или несколькими главными героями, «мыльная опера» — теле продукция с условной формой непрерывного и нескончаемого действия, предназначенная для дневного и ранневечернего проказа. Специфика жанра: временная структура (хронотоп сериала: повторяющееся, предсказуемое, привычное), строгое соответствие драматургическим, содержательным, гендерным стереотипам, персонаж как носитель функции в сюжетной комбинаторике действия, «приведение к известному» (использование культурных кодов, коллективного обыденного опыта), утверждение «прямого», бытового представления реальности. Ритуалы социализации и феномен телесериала, телесериал как способ получения, научения жизненного опыта.

    До перестройки в нашей стране знали, пожалуй, только несколько отечественных сериала (правда они назывались многосерийными художественными фильмами).


    «Тени исчезают в полдень»


    «17 мгновений весны»


    «ТАСС уполномочен заявить»


    «Место встречи изменить нельзя»


    «Долгая дорога в дюнах»

    Но до засилья конвейерных мылоопер из Латинской Америки и США, на советском ТВ были сериалы. Многие поколения помнят польские многосерийные фильмы «Четыре танкиста и собака», о бравом экипаже тридцатичетверки с грузином, русским и двумя поляками.


    «Ставка больше чем жизнь» о польском «Штирлице» капитане Клоссе.


    Венгерский многосерийный фильм «Капитан Тенкеш».


    Знаменитая «Сага о Форсайтах».


    Но в конце восьмидесятых, на российские экраны хлынули фильмы из-за рубежа, в том числе многосерийные, которые в один миг завоевали любовь телезрителей.

    В СССР точно по часам садились к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях Изауры (1976 год выпуска) — трогательную историю о красивой, чистой душой, девушке, вынужденной терпеть хозяина-тирана.


    Из-за показа сериала нарушались рабочие графики (пропустить серию казалось просто невосполнимой потерей), в нашем лексиконе появилось слово «фазенда» и мы узнали о такой болезни, как «амнезия» (ею переболел каждый уважающий себя герой сериала).

    Разумеется, российские телеканалы, уже начавшие в то время ощущать необходимость борьбы за аудиторию, быстро смекнули, что сериал – это гарантированный зритель в течение довольно продолжительного периода, поэтому латиноамериканское «мыло» прочно обосновалось на наших экранах.
    Вторым «подарком» для нас стал мексиканский проект «Богатые тоже плачут» (1979 год выпуска).


    Эта теле новелла с Вероникой Кастро в главной роли полюбился даже больше первого: сюжет развивался в современные нам дни, а значит, и проблемы героев были нам ближе.

    Постепенно «Богатые тоже плачут» приобрел характер массовой истерии: каждая серия подробно обсуждалась на работе (в транспорте, на лавочке у дома), в честь героев сериала начали называть детей, а уж прилетевшую к нам в 1992 году Веронику Кастро встречали и вовсе как родную (кстати, актриса вернулась на наши экраны несколько лет спустя, в сериале «Дикая Роза»).


    Вероника Кастро в один миг стала всенародной любимицей.

    Потеснить в русском сердце Веронику Кастро удалось, пожалуй, только красавице с большими грустными глазами Лусии Мендес – актрисе с титулом «мисс вселенная», сыгравшей в мелодраме «Никто, кроме тебя» (она же через несколько лет приковала наше внимание в сериале «Мариелена»).


    Героини Мендес отличались от героинь Кастро врожденной интеллигентностью (а этого ох-как не хватало в тогдашней России).

    Была также Виктория Руффо и ее «Просто Мария» (мексиканский вариант Фроси Бурлаковой – разве мог он не полюбиться?!), которой сопереживали миллионы россиян.
    Удивительно, но мексикано-испанские мачо совсем не находили места в сердцах россиян – все симпатии априори доставались актрисам и их героиням, таким похожим на русских женщин именно своей нелегкой судьбой.

    В латиноамериканских сериалах было в среднем 250 серий, и тогда нам это казалось просто фантастикой, мы называли их «бесконечными», но только до тех пор, пока телеканал РТР не запустил в эфир американскую «Санта-Барбару».


    «Санта-Барбара» всего за пару месяцев приобрела эффект масштабного социального явления.

    Интересно, что первоначально было закуплено всего 30 серий (на пробу) и по неизвестной причине показ начался не с первой серии (было пропущено около 200 серий!), и только увидев, что собралась невиданная ранее зрительская аудитория, было решено продолжить показ.

    С появлением «Санта-Барбары» (в 1992 году) мы перешли на совершенно новый, до сих пор неизведанный, сорт «мыла», американский сериал – куда большее число серий (кстати, финал мы так и не увидели), видовые и натурные съемки (все латиноамериканские сериалы обходились несколькими павильонами, имитирующими жилища и офисы героев), большее число героев…

    Кроме того, нам впервые рассказали не историю доброй девушки из провинции, а о жизни богатого американского клана со своими жестокими капиталистическими законами.

    И нам понравилось, и мы сопереживали в равной степени комичной злодейке Джине и невероятно благородной Иден. Даже американские мужчины пришлись нам по вкусу (может быть, потому что в отличие от мексиканских не были либо злодеями, либо настоящими героями) – казалось, в актера Лэйна Дэвиса (или все-таки в его персонажа Мэйсона?) была влюблена вся женская половина России.

    По непонятным причинам, в 1998 году, РТР само решило остановить успешный вихрь «Санта-Барбары» — сняли с эфира вечерний сеанс, оставив только неудобные для большинства зрителей утренние часы. Это привело к тому, что в 2000 году у сериала осталось крайне мало лояльной аудитории, и проект прекратили показывать, а ведь до финала тогда осталось всего 600 серий…

    Надо заметить, что историю «Санта Барбары» в России изрядно подпортила другая американская теленовелла о богатых и знаменитых, «Династия», которая не только «перетянула» на себя часть аудитории, но и стала очередным шагом в развитии «мыльной истории России».

    Начнем с того, что к «Династии» приложил руку сам Аарон Спеллинг: это тогда его имя ничего нам не говорило, зато сегодня мы знаем, что этот телевизионный гений ни скупился ни на сюжет, ни на бюджет.

    Кроме того, именно в «Династии» герои «случайно» стали появляться в нарядах Armani и ездить на Mersedes (лошади, пруд с лилиями и вертолеты вместо стандартных стен съемочных павильонов уже не считаются).

    И наконец, актерский состав. Что ни говори, а в латиноамериканских сериалах и в «Санта Барбаре» играли скорее очень красивые, нежели очень талантливые актеры, «Династия» позволила ощутить и понять разницу (одно имя заслуженной со всех сторон актрисы Джоан Коллинз чего стоит).

    Конечно, после выше перечисленных сериалов в России было показано (а сколько еще будет!) немало многосерийных фильмов. Постепенно «золушек» и «богатых и знаменитых» сменили стервозные офисные интриганки и красивые хирурги-Джорджи Клуни.

    Со временем, разобравшись в понятии «целевая аудитория», российское ТВ стало преподносить нам «мыло» с тонким расчетом: подросткам – «Беверли Хиллз» и «Элен и ребят».


    Домохозяйкам – многочисленных «Мануэлл», «Гваделуп» и «Кассандр», более «продвинутой» и занятой аудитории – «полицейские» и фантастические сериалы в более позднее время.

    Конец 90-х – бум отечественных сериалов («Мелочи жизни», «Горячев другие», «Петербургские тайны», «Улицы разбитых фонарей», «Зал ожидания» др.).

    Особенности российского сериала по сравнению с западными (американскими) аналогами, более яркая актерская игра, привычные проблемы. Причины популярности российских сериалов: низкое качество иностранной продукции актерской игрой, примитивным повторяющимся сюжетом(мексиканские, бразильские сериалы), потребность в кино о современной российской жизни. Один из главных мотивов для зрителей телесериалов – потребность в положительном герое, образцах для подражания, позитивных примерах.

    Гендерная дифференциация сюжетов: милицейские, «военные» фильмы для мужчин, «истории Золушек» — для женщин. «Герои нашего времени»: «спецназ», «менты», «братва (Бригада)», «Леди Бомж/Босс», Каменская. Политики репрезентаций «настоящих» мужчин и женщин «на войне» и в любви, семантика телеобразов.

    Российские сериалы, в последнее время в основном, все на одну тему — менты и бандиты! Правда, в последнее время появились какие-то потуги на «бытовуху»: про «золушек», покоряющих сердца олигархов, весьма убогие любовные романы, но все это пока что слабовато. В ментах же мы достигли совершенства — Квентин Тарантино отдыхает!

    Авторы берут на первый взгляд хорошую тему и основательно ее портят. Первые две-три серии еще хороши, а дальше уже идет какая-то белиберда. Очевидно, таковы условия, таковы рамки этого жанра, в которые надо втиснуть как можно больше материала. Сериал ведь перемежается рекламой, а как втиснуть ее в серьезный фильм без ущерба для зрителя! Но, скорее всего, не хватает умения создать что-нибудь стоящее…

    Взять, к примеру, знаменитый сериал «Спрут». Вроде бы и тема хороша — борьба с мафией! — и актеры неплохие, зачем же, спрашивается, нагородили авторы столько всякой ерунды? Боролся бы Катаньи с местной мафией, и все было бы хорошо, так ведь нет!


    Он и с преступными банкирами борец, он и преступные международные синдикаты прижимает «к ногтю», он же и мир от ядерной угрозы спасает! И все — один! И что ни новая серия, то новые ужасы — один страшнее другого. А еще, походя, охмуряет всех женщин, встречающихся на пути. Особенно удивляет, как это он, так трагически, так картинно переживавший гибель единственной дочери, в тот же день тащит в постель очередную пассию. Вот уж поистине супермен!

    Как было страшно в начале этого сериала, и во что он превратился под конец!

    А помните, как восторженно отзывались о сериалах наши кинодеятели, когда им разрешили выезжать за границу? О, — говорили они, — на Западе сериалы по сто, сто пятьдесят серий, не то, что у нас, в «совке»!

    Наши, советские сериалы тех лет, были небольшими по объему, всего-то три, редко пять серий, но надо признать, были великолепны. Вспомните хотя бы «Противостояние» Семена Арановича, или «Колье Шарлотты», или «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой… Наши фильмы держали зрителя в напряжении буквально до последнего кадра, заставляли думать. Заморские рассчитаны, похоже, на людей недалеких, которым нужно в первую очередь зрелище. Чем больше драк, чем больше крови, чем больше битых машин — тем лучше. За это и «Оскаров» дают!

    И вот перестроилось и наше кино. Теперь и у нас сплошь одни сериалы. И мы с ужасом убедились, что времена хорошего кино ушли безвозвратно. На экраны выплеснулось нечто неудобоваримое, пошлое, гнусное. Теперешние герои — менты, бандиты, путаны, содержанки… Плохо было, когда все — «про колхоз, да про навоз», а про бандитов — еще хуже! Тем более, что про колхоз все же играли блистательные актеры, и можно было смотреть, а про бандитов… увы! Приходится признать: жизнь не стоит на месте, и мистер Сэконд постепенно вытеснил с экранов мистера Фёста.

    С каждым годом качество российского сериала подтягивалось к американским стандартам и равнялось на них, теряя качество, свойственное отечественному кинематографу. А перед объективами стали появляться плохие, а часто и бездарные актеры, плохие режиссеры, а с уходом из жизни Актеров, на экране мелькают одни и те же лица. Уже не надо создавать образ, трудится над ним, не нужно как актеру «гореть». Есть другие технологии выдавливания слез. Названия сериалов разные, сюжеты и играющие одни и те же. Мыло…

    Источник: gorod.tomsk.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 03 апреля 2010, 08:03
    • vovchik

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021