Ударим фандрайзингом по всему, до чего дотянемся...
Курьёзы нашей жизни

    Не сегодня замечено: как только в национально значимой области жизни задумываются «переломные» изменения, базовая фразеология, которой они описываются, тут же превращается в чудовищный англо-русский жаргон. В таком словесном сопровождении проводилась приватизация, разрушались образование, армия, медицина, традиционная культура.

    Демонтаж принципиально важных скреп общества при этом сопровождался криками о недопустимости существования какой-либо идеологии.

    И за минувшую четверть века это враньё стало очевидным. Только роль идеологии взяла на себя массовая культура. Лозунгом процесса может служить знаменитый пассаж бывшего министра образования Фурсенко о том, что нужно воспитывать не творца, а «квалифицированного потребителя».

    Наша власть весь этот период считала культуру чем-то вроде набора бытовых правил: сморкаться надо в платок, на тротуары не плевать, окурки бросать точно в урну и т.д. В результате – имеем то, что имеем.

    Сегодня на «фронте» культуры появился ещё один англоязычный термин, которому, по-видимому, суждено прижиться на отечественной почве. Как говорят шоумены, «знакомьтесь: фандрайзинг»…

    Это словечко всплыло в одном из первых интервью нового директора Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфиры Трегуловой. Фандрайзингом обычно называют способы и приёмы привлечения средств для некоммерческой деятельности. Но не только. Это технология убеждения других в том, что деятельность той или иной организации заслуживает поддержки и внимания.

    Эта технология известна давно. Ею успешно пользуются различные аферисты, владеющие мастерством убеждения «дураков ушастых». Поэтому фандрайзингер – это, скорее, Остап Бендер, нежели Дон Кихот.

    И не случайно это словечко прозвучало там, где его, вроде бы, не ждали, — в знаменитой Третьяковке.

    Так уж сложилась судьба ГТГ, что в начале нулевых в неё постепенно начало протаптывать дорогу так называемое «современное искусство», совершенно несовместимое с принципами формирования коллекции галереи, заложенными её создателем, Павлом Третьяковым. Сначала в ГТГ возник отдел «новейших течений» под руководством Андрея Ерофеева. Вскоре в залах появились соответствующие «произведения», к числу которых можно было отнести и стены, исписанные матерными словами…

    Дальше – больше. Эти «течения» всё больше размывали экспозицию Третьяковки на Крымском валу. Особенно заметным это стало в период руководства музеем Ирины Лебедевой. На этой площадке месяцами, оттесняя на периферию картины основной коллекции, демонстрировалось беспредметное искусство, как-то: расписной холодильник, грязная ванна, сношенные сапоги-валенки и т.д. Под занавес правления Лебедевой несколько месяцев целую анфиладу залов занимала выставка Дмитрия Пригова. Среди «шедевров», например, парящий инфернального облика манекен в капюшоне, зависший перед таким же парящим бокалом вина, некие «философские» стенды с вполне конкретными названиями. Например, «Голова». По стенду аккуратно, в шахматном порядке расклеены маленькие записные книжечки, приоткрыв которые можно прочитать нечто, относящееся к упомянутому предмету. Открыв один из них (как раз около «Головы»), автор увидел слово «дурная». Вот такое искусство.

    Примечательно, что эти «современные» экспозиции обычно проходили при полупустых залах, что представляло разительный контраст с основным зданием Третьяковки, где публика могла видеть искусство классическое.

    Примечательно, что попытки «утрамбовать» традиционную часть экспозиции, выдавить её на обочину, не вызывали никакого волнения культурных властей. Казалось бы, для любителей всего современного и передового есть соответствующие галереи и музеи. В прессе, правда, иногда появлялись публикации, авторы которых обращали внимание на эти обстоятельства, подчёркивая, что мы имеем дело с попыткой «поднять ставки» так называемого «концептуального искусства» методом присоединения его к шедеврам Третьяковки.

    Ход не хитрый. Если нечто выставляется наряду с шедеврами прошлого, значит, и то, и другое – равноценно. После снятия с должности Ирины Лебедевой показалось, что можно перевести дух, что начнётся, наконец, «отвоёвывание оккупированной территории» ГТГ. Но, судя по высказываниям нового директора, рано радовались. Именно из её уст прозвучало словечко «фандрайзинг» в качестве руководящего принципа дальнейшего развития галереи. И заниматься этим делом будут иностранцы (как нынче говорят, «значимый тренд»). А конкретно – фирма «Бостон консалтинг групп».

    Эта фирма считается третьей в первой сотне работодателей США. А среди особенностей компании подчеркивается, что на каждую вакансию в ней подаётся более 37 тысяч резюме. Особо отмечается, что в «Бостон консалтинг групп» много внимания уделяют профессиональному развитию сотрудников, а также программе устранения дискриминации, в том числе в отношении ЛГБТ-сообщества.

    Вот как тут не вспомнить скандальную выставку Ерофеева – Лебедевой во Франции, на которую Третьяковка отправила картину не Васнецова или Саврасова, а «Целующихся милиционеров» группы «Синие носы»…

    Новый директор ГТГ подчеркнула, что не видит в России ни людей, ни организаций, которые способны успешно заняться фандрайзингом, а также разработать эффективную маркетинговую стратегию Третьяковки. Возникает вопрос: а что, ГТГ уже превратилась в центр торговли? По крайней мере, первые признаки этого уже есть.

    Весной галерея оказалась в центре громкого скандала. На таможне был задержан некий персонаж с картинами, оценку стоимости которых провели эксперты ГТГ и Минкульта. Оценка оказалась сильно заниженной. Выяснилось также, что некоторые картины не подлежали вывозу вообще. Идёт следствие. И, кроме первичной информации, общество никакой новой не владеет. Впрочем, этот эпизод нового директора не касается. Но то, что вектор движения, избранный ещё при Лебедевой, будет продолжен и развит, сомнений практически нет.

    Трегулова считает ключом к успеху Третьяковки опыт галереи «Гараж», основанной подружкой Романа Абрамовича и переведённой ныне в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, по соседству с аттракционами. По словам Трегуловой, «Гараж» в буквальном смысле – ключ к успеху, поскольку сочетает в себе не только экспозиции, но и «зоны комфорта».

    Третьяковка на Крымском валу плюс «Гараж» с аттракционами – такой вот «новый кластер культуры» получается.

    Маргинализация массового сознания идёт без остановки, невзирая ни на какие проекты в области культуры. Один из них был представлен в прошлом году и по своему многословию и пустоте напоминает иные постановления ЦК КПСС из разряда «О дальнейшем и всестороннем развитии…», нужное – подставить. А практика, тем временем, показывает, что некто осуществляет твёрдое руководство «культурным процессом», ведёт его жёстко и целеустремленно; а башни одного старинного сооружения в центре Москвы не имеют к этому никакого отношения.

    Кирилл Каневский
    Источник: narpolit.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 29 июня 2015, 09:19
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018