СССР во французских учебниках
Курьёзы нашей жизни

    Каждый человек знает, насколько образ другой страны, который у него сложился, основан на том, как эта страна была представлена в учебниках истории для средней школы и в учебниках на начальном этапе получения высшего образования.

    Рассмотрим подход к России по трем французским учебникам истории — один из которых использовался в средней школе и 2 других — при получении высшего образования. Необходимо напомнить, что выбор учебников — прерогатива преподавателей истории и географии, которые адаптируют тот или иной учебник к своей методике преподавания. Назову учебники и охарактеризую их.

    1. История для старших (выпускных) классов — под редакцией Гийома Буреля и Мариэль Шевалье, издательство HATIER, Париж 2009 г. — среди 9 авторов всего 2 преподавателя университета (с университетским образованием) и ни одного специалиста по России.

    2. История для старших (выпускных) классов — под редакцией Жана-Мишель Ламбена (издательство HACHETTE, Париж, 2009 год) — Из 10 авторов меньшинство (4) с университетским образованием, среди которых Николя Верт, директор программ Национального Центра научных исследований (CNRS), специалист по истории СССР.

    3. История для старших (выпускных) классов — под редакцией Гийома ле Кинтрека (издательство NATHAN, Париж, 2009 год). Из 9 авторов — ни одного с университетским образованием и ни одного специалиста по Советскому Союзу.
    Но тем не менее ситуация во Франции имеет свою специфику — авторы почти все имеют статус агреже (т. е. лицо, прошедшее курс на замещение должности преподавателя в высшем учебном заведении) и преподают в крупных парижских или провинциальных лицеях. Таким образом, речь идет о коллегах, хорошо знакомых с методом преподавания истории. Помимо этого исторические подходы варьируются (сильно различаются) и особенны для каждого учебника. Это мы сейчас и рассмотрим.

    Интересен выбор обложек для трех вышеназванных учебников. Все три издания выбрали для обложки сюжеты, связанные с Германией. [Издательство] Атье изобразило Бранденбургские ворота с толпой молодых людей, стоящих у Берлинской стены, как символа рухнувшего миропорядка. НАТАН предпочло выбрать изображение восточногерманского солдата, преодолевающего барьер, с тем чтобы покинуть коммунистический лагерь (мир) и вырваться на свободу. АШЕТТ изобразило толпу молодежи из Восточного Берлина, взобравшихся на стену, в которой большая дыра, олицетворяющая, что западная свобода распространяется теперь и на Восточный Берлин. Таким образом, обложки трех учебников иллюстрируют триумф Запада и свободы, которую он  (Запад) несет на Восток.

    Эти учебники написаны с соблюдением программы Министерства образования и включают в изучение: мировые вопросы, Европа и Франция с 1945 года по наши дни, о чем в изданиях Атье (с. 2–3) и Натан (с. 8–9) есть ссылки в преамбуле.

    Анализ текстов и иллюстраций к ним, которые помогают сформировать у ученика образ СССР или США, например, которые мы дадим ниже, мне представляются очень информативными.

    С 12-й страницы в своем издании АТЬЕ напоминает и выделяет геополитический итог Второй мировой войны: США представлены как великие победители Второй мировой войны, которую они выиграли экономически и получили прибыль. Красная армия освободила Европу, но Советский Союз, потеряв 20 миллионов погибшими, заплатил слишком дорого.

    В данном тексте красной нитью проходит следующая мысль: США освободители, великие победители и экономически выигравшие. Советский Союз освободил Восточную Европу, но ценой колоссальных человеческих потерь. Позитивная лексика применяется исключительно к Соединенным Штатам.

    Мир в 1945 году (с. 26). Авторы подчеркивают, что количество жертв среди гражданского населения сопоставимо (или даже одинаково) с жертвами среди солдат (военных): участники сопротивления не были защищены, две трети узников умерло в нацистских лагерях, 800 000 погибших в блокаде в Ленинграде, 30 миллионов были переселены за период с 1944 по 1946 гг. — к депортированным и заключенным, которые вернулись, добавилось 11 миллионов немцев, убегающих от Красной армии, поляки получили новые границы, советские люди на аннексированных территориях.

    Таким образом, большая цена, которую заплатили за победу советские войска, упоминается, но негативный образ Советского Союза выражается такими глаголами (в тексте), как — спасаться бегством, изгонять, аннексировать, перед лицом Советского Союза население спасалось бегством, были изгнаны с захваченных территорий. Вот и негативный образ Советского Союза.

    С целью осудить выживших нацистских преступников, союзники провели Нюрнбергский процесс (трибунал), который дал определение «преступлению против человечества» В Японии США провели трибунал в Токио, чтобы судить военных преступников. Но массовое убийство в Катыни, совершенное советскими войсками, замалчивалось.

    США провели трибунал в Токио, и они противопоставляются русским, которые умолчали о массовом убийстве в Катыни.

    Параграф 2. Гарантировать мир путем нового мирового порядка. Представлены мирные конференции — Ялта (4–12 февраля 1945 года), Сталин, Черчилль и Рузвельт, потом Потсдам (июль–август 1945 г.), Сталин, Труман и Аттли. В Германии отрезано треть территории и разделено, как и Берлин на 4 зоны оккупации — между тремя великими державами и Францией. 30% европейских границ изменились — СССР присоединил 750 000 км2  трех балтийских государств. Япония администрировалась только США. Корея разделена на две зоны оккупации — советскую на севере и американскую — на юге.

    СССР аннексировали территории. США обеспечили административное управление в Японии (администрировали Японию (разница глаголов налицо).

    Последний параграф: разногласия союзников проявились быстро по будущему Германии. Сталин говорил о присутствии Красной Армии на освобожденных территориях восточной Европы, нарушил ялтинские договоренности — свободные выборы не состоятся. СССР навязывает свою модель Восточной Европы. Черчилль выступает в Фалтоне 5 марта 1946 года и говорит о «железном занавесе». Британцы и затем американцы противостоят попыткам СССР обеспечить контроль над проливами и Ираном.

    Советский Союз обвиняют в использовании военного присутствия, нарушении ялтинских соглашений, навязывании своей политической модели. Такими представлены британцы и американцы. И ни одного слова про нарушение западными союзниками Потсдамских соглашений.

    Документы


    Есть большое количество текстов и иллюстраций.

    Картинка, иллюстрирующая биполярность мира, на которой изображены американские и советские солдаты друг напротив друга перед Берлинской стеной (с. 12) которые смотрят на атаки 11 сентября на World Trade Center — Всемирный торговый центр.

    Необходимо отметить, что изображение Берлинской стены дано со стороны американцев, а советские солдаты изображены как противники. Что касается торгового центра, никаких комментариев нет, которые позволили бы понять, что выше описанное изображение не имеет отношения к 11 сентября… Можно сделать вывод, что трагедия 11 сентября — результат «холодной войны», за которую русские (советские) несут ответственность…

    Тематические карты показывают огромные потери Советского Союза по сравнению с США (с. 16).

    Вот тексты, взятые из документов: Ялта, трибунал в Нюрнберге и устав ООН (с. 17, 21, 23). Все остальные тексты настроены против Советского Союза (с. 24, 25, 26). Ни один документ, говорящий о мощи и силе СССР, не представлен. Такой учебник дает негативное представление о СССР.

    В отличие от других, в учебнике издательства АШЕТТ под редакцией Мишеля Ламбена, главы по Советскому Союзу написаны Николя Вертом, признанным специалистом по сталинскому периоду. Глава 1 — мир сразу после войны (с. 14–31). Там сделан вывод: 21 миллион советских граждан погибших, 13,5 миллионов китайцев, около 7 миллионов немцев… Советский Союз потерял около половины от всех потерь в технике за период войны. Автор подчеркивает огромные потери, но и делает ссылку на то, что именно благодаря таким затратам Советского Союза стала возможна победа. (с. 20). Глава 2, где речь идет о Ялтинской (4–11 февраля 1945) и Потсдамской (июль–август 1945) конференциях. Автор подчеркивает разницу между этими двумя конференциями, «разделенными» атомной бомбой, которая дала американцам доминирующую позицию. Постоянно негативной лексики в адрес СССР нет.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 05 июля 2013, 10:59
    • simca

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020