Как снимали фильм «Ко мне, Мухтар!»
Это интересно

    Юрий Никулин на съёмочную площадку фильма «Ко мне, Мухтар!» попал благодаря автору повести, по которой снят фильм. Именно Израиль Меттер, после просмотра фильма «Когда деревья были большими», предложил кандидатуру Никулина режиссёру. Тот согласился попробовать, хотя к тому времени на роль уже был утверждён другой актёр.

    Семен Туманов встретился с Юрием Владимировичем и для начала спросил его, любит ли он животных, а в частности собак. Получив утвердительный ответ, он предложил ему роль милиционера Глазычева. «Но я не могу играть милиционера», — услышал он в ответ. «Вы что, не любите милицию?» «Да нет, — ответил Никулин. — Но посудите сами, какое я имею право играть милиционера, если в двух последних фильмах снимался в ролях жуликов?»

    Ну а дальше пошла подготовка. Никулину выдали форму, которую он носил даже на улице, чтобы привыкнуть. По утрам он ездил в собачий питомник, кормил собак. Несколько раз даже выезжал на настоящие милицейские операции. За ним был закреплён в качестве консультанта Герой Советского Союза капитан милиции Сергей Семёнович Подушкин, который серьёзно и основательно готовил актёра к новой роли.

    Юрий Никулин и овчарка Гек во время съёмок фильма «Ко мне, Мухтар!», 1964 год

    Вот только когда пришло время съёмок, они оказались под угрозой срыва – собаки, которые выполняли любые команды, наотрез отказались сниматься после включения освещения и ветродуя – имитирующего снежный буран. И тогда кто-то вспомнил, что не так давно киевский инженер предлагал для съёмок своего умнейшего пса. Так как ситуация была практически безвыходной, решили пригласить их на пробы. И не прогадали – пёс Дейк был умнейший, а главное и ухом не повел в сторону ревущего ветродуя.

    Хозяин собаки, Михаил Давидович Длигач, в самом начале обратился к Никулину с необычной просьбой: «Я прошу, чтобы вы называли меня просто Мишей. А я вас — Юрой. Нужно об этом договориться сразу. И не потому, что я хочу быть с вами на короткой ноге, это нужно для него, — он кивнул на овчарку. — И будем на «ты». Собака сразу должна узнать твое имя. Юрий Владимирович — ей трудно запомнить. Когда ты будешь называть меня Мишей, она поймет, что ты обращаешься ко мне. И ещё — не предлагай ему никакой еды и не зови его, а то он на тебя бросится».

    На съёмках «Ко мне, Мухтар!», 1964 год

    Вот как вспоминал эти съёмки сам Юрий Владимирович Никулин

    «С первых минут знакомства я понял, что Михаил Длигач относится к своей собаке как к человеку. Он не сомневался в том, что она понимает все, о чем говорят люди. В то же время я заметил, что собака действительно мгновенно выполняет любую его команду, реагирует на интонации голоса.

    Я помнил, что меня просили ничего не давать собаке. Но все — таки вытащил кусок колбасы из портфеля и посмотрел на пса. Тот, естественно, повернулся в мою сторону, взглянул на колбасу, потом мельком на меня и отвернулся. Колбасу я съел сам.

    На студии продолжали снимать сцены без участия собаки. Но тем не менее, чтобы Дейк ко мне постепенно привык, его приводили в павильон. По ходу сцены я сидел за столом, а Михаил Длигач говорил Дейку:

    — Сидеть с Юрой.

    Пес подходил ко мне и садился рядом.

    — Пусть он посидит с тобой, — говорил Длигач. — Неважно, что он не снимается. Вам необходимо привыкнуть друг к другу. Дейк запомнит твой запах, постепенно будет считать тебя своим. Ведь вам во многих сценах придется быть рядом.

    В перерыве на отдыхе между съёмками фильма «Ко мне, Мухтар!» Юрий Никулин и Дейк, 1964 год

    Во время обеденного перерыва собака пошла вместе с нами в столовую. Я ел, а она сидела рядом. К вечеру Длигач сказал:

    — Завтра принеси пару сосисочек.

    На другой день я вошел вместе с Длигачем в специальную комнату, где находился Дейк. Он увидел меня и зарычал.

    — Сидеть, — сказал Длигач. — Юра, вынь сосиски и дай мне.

    Я протянул сосиски хозяину. Он передал их собаке. Дейк стал есть.

    — Вот видишь, — сказал Михаил, обращаясь к Дейку, — это Юра принес тебе сосиски, Юра.

    На другой день мне велели принести печенку. Просьбу я выполнил. Все повторилось: сначала я отдал печенку хозяину, а тот, говоря: «Это Юра тебе печенку принес, Юра», — передал ее Дейку. Потом я принес любительскую колбасу. Снова та же церемония. Я не выдержал и спросил:

    — А почему нельзя мне самому давать еду?
    — Он из чужих рук не берет, — спокойно ответил Длигач, — может броситься.

    Через неделю я вошел в комнату, где были хозяин с собакой, и услышал радостный возглас:

    — Смотри, смотри, Юра! — показывал Михаил на хвост Дейка. — Ты видишь?!

    И я увидел, что кончик собачьего хвоста шевелится.

    — Ну, ничего себе, — заметил я, — неделя понадобилась для того, чтобы кончик хвоста задергался. Сколько же нужно, чтобы хвост вилял вовсю?
    — Время, время, и все будет, — заверил Длигач.

    Действительно, через два дня я впервые дал Дейку колбасу. Пес посмотрел на меня с недоумением.

    — Бери, бери, — разрешил Длигач, — это Юра тебе принес. У Юры можно брать.

    Дейк неохотно принялся есть.

    А как — то Длигач положил ладонь на голову собаки и попросил, чтобы я свою ладонь положил сверху. Потихоньку Михаил убрал свою руку из — под моей, и моя ладонь оказалась на голове собаки. Дейк покосился на меня и тихо зарычал.

    — Сидеть! Спокойно… — произнес Длигач. — Спокойно, Дейк.

    У меня было ощущение, будто под моей рукой работает динамо — машина.

    В перерыве на отдыхе между съёмками фильма «Ко мне, Мухтар!» Юрий Никулин и Дейк, 1964 год

    Как — то мы шли вместе по коридору «Мосфильма». Поводок от Дейка держал Длигач. Незаметно он передал его мне, а сам остановился. Собака шла вперед, не зная, что поводок у меня. Так мы прошли метров десять. Вдруг собака остановилась, повернулась и увидела, кто ее ведет.

    — Дейк! Спокойно! — крикнул Длигач. — Иди вперед. Это Юра. Это Юра, который приносит тебе сосиски и колбасу, иди вперед.

    Собака нехотя сделала несколько шагов.

    — Говори ей «вперед». Давай команду, — попросил Длигач.
    — Вперед, вперед… — не очень уверенно скомандовал я.

    Собака нехотя пошла вперед. Поводок был крепко намотан на мою руку. Тут Длигач присвистнул. И собака так рванулась к хозяину, что я упал, и она протащила меня несколько метров.

    Постепенно мы с Дейком подружились. И вот, наконец, последнее испытание: меня посадили в клетку вместе с собакой, пригласили осветителей, шоферов, плотников и попросили их бить по клетке палками, будто они на нас нападают. Дейк в бешенстве кидался на решетку и яростно лаял. Он защищал меня.

    — Вот видишь, — говорил мне потом Длигач, — раз он тебя защищает, значит, действительно признал. Теперь можно начинать съемки».

    Овчарка по кличке Дейк из х/ф «Ко мне, Мухтар!» в гостях у Юрия Никулина дома. 1964 год

    Летом, когда уже проводили досъёмки фильма, семья Никулина уехала на дачу. И Юрий Владимирович пригласил Длигача переехать с Дейком к себе.

    «Как — то около пяти часов утра сквозь сон я услышал, как Дейк, стуча по паркету лапами, вошел в мою комнату и начал стаскивать с меня одеяло. Спросонья я ничего не мог понять.

    — Что тебе надо? — спросил я собаку.

    Дейк посмотрел на меня и довернул морду к окну.

    Я понял, что собака просится погулять. «Надо же, — подумал я. — Хозяин спит рядом, а она пришла за мной». Мне стало приятно. Я встал, быстро оделся и вывел Дейка на улицу.

    С тех пор Дейк каждое утро будил меня, и мы шли с ним гулять.

    Когда съёмки фильма закончились, Никулин, который очень привязался к Дейку, сказал Длигачу, что мол собака его полюбила больше чем хозяина. Длигач удивился: «С чего это ты взял?» «А с того, что три последние недели Дейк каждое утро будил меня! И просил, чтобы я с ним шел погулять. Хотя ты, хозяин, спал в соседней комнате». Длигач засмеялся и сказал: «Так вот знай — каждое утро он будил меня, а я ему говорил: «Иди к Юре. Он с тобой погуляет».

    Юрий Никулин и овчарка Дейк на съёмках художественного фильма «Ко мне, Мухтар!», 1964 год



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 19 декабря 2017, 07:49
    • verhoven

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018