1923 год: первая Всероссийская сельскохозяйственная выставка в Москве
Это интересно

В самом конце августа ее посетила группа крестьян из Вяткской губернии. Вместе крестьянами на выставке побывал молодой журналист «Вятской правды» Константин Алтайский-Королёв.
«В холодное, росное утро мы в Москве. Мы — это 400 с лишним вятских экскурсантов.

Высадились на Ярославском вокзале — гурьбой высыпали на платформу. В глаза лезут по-московски бойкие лозунги — «Побывай в уголке Ильича», «Купи золотой заем!», «Учись на выставке».

На вокзале — образцовый, европейский порядок. Все на месте: от носильщиков с бляхами до плевательниц. Все делается быстро, точно, умело. Справочное бюро дает точные справки. Уполномоченные главвысткома — живо берут под опеку приезжающие группы.

Через несколько минут — экскурсанты на трамваях. Загрохотала, закричала Москва, ринулась в глаза пестрым потоком вывесок, реклам, афиш, завертела движением, ослепила, очаровала. Жизнь бьет ключом. Улица живет полной жизнью большого европейского города.
Дальнейшие наши похождения:

Теперь о выставке. Я пишу о том, что бросается в глаза…

Получится сказочный, обрызганный многоцветными отливами город, напоминающий восточные фантастики Шахразады. Такова выставка с первого же взгляда.
Но это только декорация — главное там, внутри.
Входите: гигантская бронзовая статуя рабочего с молотом, а рядом— крестьянин под тяжестью золотых снопов. Так пролетарское искусство символизирует смычку.

Качаются головки цветов. Бегут вдаль — к павильонам дорожки… Наверху колышутся флаги. Птицей реет Юнкерс. Закидывают крестьяне головы, разевают рты:
— Ого, штука. Как-то невольно лезет в голову конец поэмы Вл. Маяковского «Воина и мир» — где все страны несут человеку лучшее свои дары.
Так и тут. Раскрепощенные, воскресающие экономически страны СССР принесла лучшее — плоды, злаки, ископаемые, скот, искусство свое, опыт свой.
Две России столкнулись: старая, одетая в посконь, и новая — в ярких ситцах, свободная от гнета дедовской трехполки.

Вот она — в павильоне с.-х. машин: В зелени, на солнышке, приковал глаза крестьян трактор, а недалече стоит убогая из Пермской губернии сошенка…

Увидел ее, ходивший с нами крестьянин, после осмотра трактора и плугов — в сердцах сплюнул и выругался…
Это значит — тронула выставка нутро крестьянское… Павильоны — манят. Много, много их… Вот идет ряд конюшен, свинарников, коровников.

Дальше раскинуты кусочки СССР — ойратская юрта, остяцкое жилье, енисейский шалаш, татарская сакля, чувашская хата, самоедский стан… «Дикие» народности представлены в их обыденной жизни. Сидят в своих шалашах — пьют, едят, работают над шкурами — а детвора косоглазая возится с собаками…

Побывав на выставке — обязательно узнаешь весь СССР… Дальше, дальше тянет выставка. Огромный павильон в зелени — белесый, с бледными зарисовками, а на нем тонко выведено: «Беларусь».

Яркими полотенцами опоясана вывеска другого вместилища: «Украина».
Направо — высятся белоснежные мусульманские сооружения — Кирреспублика, с юртами, верблюдами и маралами.

Восточная орнаментика, ковровые росписи, замысловатая, вычурная архитектура — Туркестан…
А тут, неподалеку, маленький, высокий, стрелой метнулся в небо, павильончик…


Главрыба — все это целые павильонищи в вятский квартал величиной…
А ночью…
Красный электрический свет… Огромная арка… Красноармейская звезда… Вся арка расцвечена разноцветными огнями, а над ней звезда алая, живая, переливающаяся…
Арка вырывает «ахи» около нее толпы. Уйдёшь с выставки, насыщенный ярчайшими впечатлениями, а она как бы вновь стоит перед глазами.
К. Алтайский
Константин Николаевич Алтайский-Королёв (1902— 1978).
Родился в Сызрани, в 1920 году, занимал должность ответственного секретаря Союза Швейников. Первое стихотворение «Павшим» напечатали в газете «Сила труда».
Позднее стихи печатались в газете «Сызранский коммунар».
Весной 1922 года был направлен в город Усть-Сысольск, но по дороге между Вяткой и Котласом заболел и очнулся от бредового состояния в здании Вятского губкома партии.
Поправившись, работал в «Вятской правде». В Вятке вышли первые тоненькие книжки стихов Алтайского. С этого периода начал печататься в некоторых московских журналах («Рабоче-крестьянский корреспондент», «Кузница», «Комсомолия» и других).
Руководил в Вятке литературным и рабкоровским кружками.
Уехал из Вятки весной 1926 года в город Калугу, где работал в газетах до 1933 года. Начиная с 1936 года, переводил казахских поэтов и, особенно, Джамбула.
В 1938 году был арестован и осужден по доносу Андрея Семенова (Алдана).
Освободился в 1944г. В марте 1949 повторный арест, освобожден из ссылки в 1954. С 1954 года в Москве.
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьоставлять комментарии можно только в полной версии сайта