Как снимали фильм «Полицейская академия»
Это интересно

Чего мы ждем от полицейских? Мы надеемся, что они честны, умны, храбры, беззаветно преданы своему делу и что они сохраняют хладнокровие даже в самых опасных ситуациях. Мы хотим, чтобы они были суперменами или рыцарями без страха и упрека. И тем не менее один из самых любимых фильмов о полиции всех времен – фарсовая комедия, в которой копы (как опытные, так и начинающие) предстают гороховыми шутами. Поставил эту картину, вышедшую в 1984 году, режиссер Хью Уилсон, а называется она «Полицейская академия».
«Кто в армии служил, то в цирке не смеется», – гласит известная поговорка, прозрачно намекающая, что сценаристу армейской комедии не нужно что-то специально придумывать – ему вполне достаточно присмотреться к тому, как ведут себя солдаты и офицеры. К полиции эти слова тоже относятся, и замысел «Полицейской академии» не был плодом досужей фантазии. Сюжет картины подсказала жизнь.
В 1982 году опытный, но не слишком удачливый американский продюсер Пол Маслански работал над фильмом Филипа Кауфмана «Парни что надо», рассказывающим о первых шагах американской космонавтики. Маслански не был одним из ведущих продюсеров этого эпического проекта – он просто помогал с организацией некоторых масштабных сцен. Была среди них и сцена уличного чествования первого американца в космосе Джона Гленна. Снималась она в Сан-Франциско, и в ней участвовали реальные городские полицейские, которые охраняли порядок и снимались как массовка.

Однажды, готовясь к очередному съемочному дню и отбирая полицейских, которых можно было допустить в кадр, Маслански обратил внимание, что приехавшие на съемки копы выглядят совсем не так, как обычно. Мужчины и женщины, белые, черные и «латиносы», толстые и тонкие, старые и молодые – привыкший к полицейской «монотонности» Маслански был ошарашен разнообразием людей, которых ему прислало полицейское начальство. За всю свою жизнь он еще ни разу не видел такой полицейской «радуги». И для него это было существенно, поскольку лишь немногие из присланных ему копов могли правдоподобно изобразить полицейских из 1962 года.

Затем офицер рассказал, что в соответствии с антидискриминационными законами Калифорнии и Сан-Франциско в полицейскую академию принимают всех, кто подходит под минимальные требования к будущим полицейским, и что времена, когда многих «заворачивали» просто потому, что они не соответствовали стандартному представлению о полицейском, остались в прошлом. После этого офицер заговорщицки ухмыльнулся и сказал: «Конечно, у нас есть масса способов избавиться от тех, кто нам не нужен, пока они учатся в академии».

После того как замысел Маслански поддержал Алан Лэдд-младший – бывший президент студии Fox, который в 1979 году создал кинокомпанию The Ladd Company, работавшую над «Парнями что надо», «Бегущим по лезвию» и «Жаром тела», – продюсер занялся поисками сценаристов, которые смогли бы превратить его идею в уморительное кино. Поскольку Лэдд сказал, что оплатит картину, если команда Маслански уложится в 5 миллионов долларов, о приглашении комедийных суперзвезд и речи быть не могло. Поэтому сценарий был исключительно важен – картину должны были сделать хитом шутки и гэги, а не знаменитые физиономии на постерах.

Казалось бы, фиаско «Праздничного спецвыпуска» должно было сделать всех его незнаменитых авторов «неприкасаемыми», но Маслански все же нанял Профта и его соавтора Нила Израэла для написания «Полицейской академии».
Израэл был не только сценаристом, но и режиссером, и к тому времени он поставил сатирическую комедию 1979 года «Америкафон», в которой предсказывалось, что к 1998 году США разорятся и что для спасения страны от банкротства придется организовать телемарафон по сбору добровольных пожертвований.
Три месяца спустя Профт и Израэл выдали свой сценарий, написанный после двухнедельного «писательского расследования» в полицейской академии Лос-Анджелеса и вдохновленный реальными историями о некоторых причудливых кадетах и инструкторах. В этом сценарии были смешные персонажи и смешные сцены, но он был написан так жестко, что снятая по нему картина почти наверняка получила бы «порнографический» рейтинг X. Этот рейтинг подходил для провокационных лент вроде «Последнего танго в Париже» и «Заводного апельсина», но явно не годился для мейнстримной комедии, продюсеры которой надеялись на рейтинг R, а то и PG.

Когда Уилсон рассказал, что ему не нравится в сценарии Профта и Израэла, и продюсер увидел, что они с Уилсоном на одной волне, Маслански позволил режиссеру поработать над текстом, и тот, как опытный телевизионщик, всего за один уик-энд подготовил сценарий, который более подходил для добродушного фарса (хотя в нем все же были ругательства и немного «обнаженки»). После этого Уилсон был нанят как постановщик, а Лэдд все-таки согласился оплатить «Академию».
Финальный сценарий картины был написан по ситкомному принципу. Вместо того чтобы поручить развлечение зрителей паре-тройке ведущих персонажей, создатели «Академии» придумали целый отряд комичных копов и курсантов и каждому из них предоставили возможность блеснуть в кадре. Соответственно, для съемок картины нужно было найти полтора десятка талантливых комиков или просто ярких актеров (в зависимости от особенностей роли), и кастинг «Академии» оказался одной из самых сложных задач из всех, которые пришлось решить по ходу работы над фильмом.
Роль главного героя картины, курсанта Кэри Махоуни, получил привлекательный, забавный и исключительно обаятельный Стив Гуттенберг, главный герой трагикомедии Барри Левинсона «Закусочная». В отличие от большинства своих однокашников, Махоуни не хотел становиться полицейским, и он оказывался в академии лишь потому, что на этом настоял влиятельный друг его покойного отца-полицейского.

В отличие от Кэри, кадет Карен Томпсон пришла в академию по собственной воле. Скучающая красотка из богатой семьи, она решила «расширить горизонты» и познакомиться с людьми, не похожими на ее обычное окружение.

На роль двухметрового чернокожего кадета Мозеса Хайтауэра Уилсон нанял бывшего профессионального футболиста Чарльза Смита, более известного как «Бубба Смит». Он не был опытным актером или талантливым комиком, но его фактурная внешность говорила сама за себя.

Изначально предполагалось, что в фильме будет лишь один ведущий темнокожий актер, но во время кастинга ассистенты предложили Уилсону и Маслански сходить на выступление молодого эстрадного комика Майкла Уинслоу, мастера звукоподражания и битбоксинга. Уинслоу в то время выступал на разогреве у более известного комика, но он так смешил публику, что многие ходили специально на него.

Роль упитанного и не уверенного в себе кадета Лесли Барбары досталась Доновану Скотту– комику, специализирующемуся на образах забавных толстячков. В частности, он сыграл такого персонажа в видеоклипе Physical поп-звезды Оливии Ньютон-Джон, выпущенном в 1981 году.







Русский по матери и голландец по отцу, актер и певец Джордж Гейнс родился в еще российском Хельсинки, провел молодость в Европе (он пел в операх Италии и Франции), а после Второй мировой войны переселился в Америку.

Наконец, актриса из «женского» ситкома «Лаверн и Ширли» Лесли Истербрук сыграла суровую, но сексапильную инструкторшу Дебби Каллахан, а бывшая порноактриса Джорджина Спелвин изобразила проститутку, с помощью которой Харрис пытается опорочить Махоуни.


«Полицейская академия» была фильмом преимущественно разговорным и гэговым, почти без сложных трюковых сцен. Но кое-какие опасные трюки в картине все же были, и один из них выполнил сам Дар Робинсон – один из величайших каскадеров в истории Голливуда XX века. Так, для фильма 1982 года «Высшая точка» Робинсон без страховки спрыгнул с 553-метровой телебашни CN Tower в Торонто, которая в то время была самым высоким зданием в мире. Робинсон выполнил этот невероятный трюк со скрытым парашютом, который он раскрыл всего в 90 метрах от земли. Его трюк для «Академии» был куда проще – Робинсон подменил Джорджа Бейли в сцене, где Харрис на мотороллере налетает на стоящий автомобиль, перелетает через машину и приземляется в кузове грузовика, перевозящего лошадей.

В самом конце работы над фильмом проявил себя как юморист и глава студии Алан Лэдд. Когда во время предварительного показа стало ясно, что ленте не хватает финальной комической точки, Лэдд придумал сцену, в которой Махоуни пытается сказать речь перед всей академией и обнаруживает, что под трибуной прячется проститутка, делающая ему «приятное». Это была зеркальная копия фрагмента в середине картины, где в такой же ситуации оказался комендант Лассард.
К тому времени когда лента была закончена, ее продюсер Пол Маслански был уверен, что «Полицейская академия» удалась. Но, по его словам, он даже представить себе не мог, насколько успешной она будет, поскольку Маслански никогда прежде над хитами не работал. И подарок к 50-летию продюсера получился отменным. Картина вышла в прокат 23 марта 1984 года, и она в первый же уик-энд полностью (то есть в двойном размере) окупила свой бюджет в 4,5 миллиона долларов. Всего же «Полицейская академия» собрала в Америке 81 миллион долларов, а в мире – 146 миллионов долларов. В Штатах это был шестой результат 1984 года.
Напомним, что это был год таких популярных фильмов, как «Гремлины», «Охотники за привидениями» и «Полицейский из Беверли-Хиллз», и оказаться на шестом месте в 1984-м было очень почетно.
В отличие от зрителей, критики приняли ленту без особого восторга.
Знаменитый критик Роджер Эберт и вовсе поставил «Академии» «ноль» и написал, что в картине нет ни одной удачной шутки, что изображенная в фильме полицейская академия не похожа на настоящие полицейские академии и что он не понимает, что смешного в том, что Мозес Хайтауэр высок, силен и смел. «Вот если бы он при своем росте был патологическим трусом, это было бы смешно!»

В дальнейшем критикам представилась возможность исправиться, когда в прокат начали один за другим выходить сиквелы «Полицейской академии». Ведь это были настолько тупые, слабые и повторяющиеся ленты, что в сравнении с ними первая «Академия» казалась шедевром. Всего было выпущено шесть продолжений, последнее из которых в 1994 году отправило героев в Москву и заставило Кристофера Ли и Рона Перлмана сыграть русских персонажей. Режиссер Хью Уилсон, однако, ни над одной из этих картин не работал, а Стив Гуттенберг снялся лишь в первых трех сиквелах.
Что сейчас можно сказать о «Полицейской академии»? Что это все еще очень смешной фильм для тех, кто готов смириться с плоскостью и наивностью его юмора. И что некоторые его шутки запоминаются и в любой стране превращаются в популярные цитаты, как это получилось со «Здесь была стрельба, а он все пропустил». Хотя, конечно, это в первую очередь американский прикол, потому что США – одна из немногих стран, где живут толпы людей вроде Юджина Тэклберри, которые до смерти влюблены в оружие и жить не могут без стрельбы. И, пожалуй, хорошо, что в других государствах таких людей меньше.

Борис Иванов
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.