Как британские бомбардировщики чуть не разбомбили американцев
Это интересно

В 1956 году, когда происходили описанные события, «Вэлиант» был новейшей машиной, только начавшей поступать в Королевские ВВС. Предпосылки Суэцкого кризиса описывать тут ни к чему, отмечу просто, что национализация Насером канала оказалась для Великобритании неожиданностью, хотя, с точки зрения египетских властей, и была ответной мерой на отказ финансировать строительство Асуанской дамбы (что, в свою очередь, было вызвано резким дрейфом египетского лидера в направлении Советского союза, типа «пусть Хрущев тебе и дает невозвратные кредиты»). Английский премьер Иден узнал об этом и вовсе на ужине с иракским королем и премьер-министром, которые посоветовали ему ударить по Насеру «быстро и жестко». Тут надо помнить, что Иден был довольно таки «ястребиным» политиком и не собирался спускать «Ближневосточный Мюнхен», как в тот момент называли национализацию канала. Вообще для стран Западной Европы, получавших через канал 2/3 нефти, перспектива оказаться на коротком поводке у одиозного египтянина восторга не вызывала — а последний сразу, в нарушение международного права, закрыл канал (по совместительству и Тиранский пролив) для гражданского судоходства в Израиль.
Решение как следует наподдать непокорным арабам, прям как во времена старины Ллойд-Джорджа, созрело, похоже, мгновенно. По крайней мере, Начальник Штаба Королевских ВВС Сэр Дермот Бойл, через несколько дней встретившись с Премьером, скажет своим офицерам [дословно]: «The Prime Minister has gone bananas. He wants us to invade Egypt!». Операция затянулась сколачиванием коалиции с французами и недавно ненавистными израильтянами — Насер сумел быстро найти сразу несколько смертных врагов, но англичане продолжали мыслить себя главной ударной силой. Шутка ли — собрали сразу три авианосца. Но главной ударной силой Королевских ВВС, дабы вся слава не ушла морским летунам, были Большие Белые Бомбардировщики. Которые должны были показать арабам, что Империи не слабо повторить модные в 20-х гг. профилактические бомбежки непокорных туземцев. По программе-максимум англичане и французы мечтали даже о начале волнений в Египте и свержении Насера.
Летчики начали интенсивные тренировки, учебные бомбометания проходили каждый день — напомню, что машина новейшая, еще не освоенная толком. Параллельно проходила интеграция и испытания ядерного оружия, первым стратегическим носителем которого должен был стать «Вэлиант». Перебазирование на Мальту началось в середине октября. Интересно, к слову об отношениях Великобритании и Израиля в то время — вплоть до последних дней летчики гадали, кого их пошлют бомбить: взбунтовавшийся Египет или вместе с ним наваляют Израилю, дабы замириться-задружиться, как в старые времена Протектората. К началу конфликта на Мальте собрали 24 бомбардировщика из четырех эскадрилий.

В качестве основных целей были намечены авиабазы Алмаза, Кибрит, Абу-Сейр, бараки Хакстеп и Агами. Главной целью должна была стать авиабаза «Каир Запад», совмещенная и поныне с гражданским аэропортом. Англичане планировали по возможности избегать лишних жертв — так, на «Вэлианты» была возложена задача «перепахать» ВПП, заранее отмеченные «Канберрами» — это был одновременно и самый надежный, и наименее кровавый способ избежать встречи на следующее утро с толпами МиГ-15 и Ил-28, возможно управляемыми (у страха глаза велики) «Ибн-Иванами», которые вполне могли устроить интервентам, у которых в палубной авиации были в основном «Си Веномы» и «Корсары», тот еще праздник. На полном серьезе были опасения массированного удара по Кипру, с которого летали «Канберры» — Мальта уж была вне досягаемости.
Начальная фаза конфликта с израильским вторжением, англо-французским ультиматумом воюющим сторонами развивалась по плану, и вечером 31 октября первая группа бомбардировщиков взлетела с Мальты с тем, чтобы разбомбить «Каир Запад». В то время как бомбардировщики на высоте 13 километров направлялись к цели, в Лондоне происходил интересный разговор. К Премьер-министру Великобритании пришел американский посол и наряду с обсуждением политических вопросов (а американцы были дико недовольны несогласованной авантюрой англичан и французов, но это другой вопрос) сообщил полагающуюся в таких случаях техническую информацию о том, как идет эвакуация американских гражданских лиц. Посол сообщил, что в качестве основного маршрута вывоза морем выбрана дорога Каир-Александрия и высказал надежду, что английская сторона примет меры, чтобы не навредить случайно американским гражданам.
Трудно сказать, насколько хорошо сумел сохранить самообладание взглянувший на карту Иден, обнаруживший, что дорога… проходит непосредственно рядом с ВПП «Каир Запад» (забавным моментом является то, что карта у англичан оказалась старая, а дорогу с тех пор перенесли на 10 миль от авиабазы). Настроение не улучшила пришедшая одновременно из Каира по линии МИДа телеграмма — на аэродроме «Каир Запад» находится 15 американских военно-транспортных самолетов, идет посадка гражданских лиц и дипкорпуса.
…
В Вайтхолле началась паника, так как перспектива укокошить несколько десятков, а при везении и сотен американцев на фоне и так находящегося в бешенстве и грозящего всевозможными карами Вашингтона как-то не прельщала. Еще больший восторг вызвало известие, что с экипажами «Вэлиантов» не было согласовано не то, что «последнее подтверждение» перед атакой, но и даже процедура отзыва — никому просто не пришло в голову, что такое может понадобиться. Премьер-министр прокричал государственному секретарю по вопросам войны Энтони Хэду вынесенное в заголовок: If you can stop those aeroplanes I will make you a duke! (нет, не сделал, соврал Иден. С другой стороны, во многом в результате унижения Великобритании по итогам кризиса он вылетел в марте следующего года с премьерского кресла и большой политики, а Хэд продолжил службу)
Последней надеждой был передовой пункт связи на Кипре… и чудо таки свершилось, там находился штабной офицер, лично знакомый с комэском ударной группы, который обратился к нему по обычному радио по имени и, по счастью, тот не просто узнал его по голосу, но и поверил без споров.
В первую ночь «Каир Запад» не бомбили, но по остальным целям отработали штатно. В дальнейшем «Вэлианты» совершили 259 боевых вылетов в 18 групповых рейдах, сбросив 1962 бомбы общей массой ок. 940 тонн (основная рабочая нагрузка была по дюжине 1000-фунтовок). Однако результаты оказались скорее разочаровывающими — из семи аэродромов, подвергавшихся налетам в ходе кампании, значительные повреждения получили только четыре. По иронии судьбы, в самом худшем состоянии был «Каир Запад», но самые серьезные подрывы полосы осуществили сами египтяне, опасавшиеся ура-десанта союзников с целью захвата столицы. Кроме того, «Вэлианты» подключали к поражению радаров, береговой артиллерии и военно-морских баз. Следует признать, что невысокая эффективность не была в общем-то виной достаточно профессиональных экипажей бомбардировщиков, просто с технической точки зрения не пришло еще время для поражения ночью с больших высот относительно малоразмерных целей, тем более учитывая относительно небольшой наряд сил (САК США, будучи им поставлена такая задача, просто перепахали бы район толпой B-47 или B-52B/С).

Александр Ермаков
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на: