Культовый герой в культовом Кино
Это интересно

    Виктор ЦойНа «Казахфильме» в 1988 году вышла картина Рашида Нугманова «Игла». Наряду с фильмами «Меня зовут Арлекине» и «Взломщик» в ней рассказывалась подлинная, далекая от официальной пропаганды, история о проблемах молодых в те годы. Можно спорить о художественных достоинствах «Иглы», но участие в картине Виктора Цоя подарило ей бессмертие.

    Всего через 22 года кажется совершенно невероятным, что тогда в кино просто не было еще героев в черном, которые уходили куда-то, где падает снег большими хлопьями; что существовала группа «Кино», дававшая квартирные концерты. Роль в фильме «Игла» оказалась единственной большой работой в кино Виктора Цоя, и дебютом Петра Мамонова, который тогда играл в «Звуках My». Летом 1987 Рашид Нугманов закончил 3-й курс ВГИКа и приехал на каникулы в Алма-Ату. К тому времени фильм «Игла» уже снимали на «Казахфильме», но худсовет категорически не устроили кинопробы. И тогда Нугманову предложили взяться за постановку. «Не знаю, сколько в этом случайности, но репутацию режиссера, знакомого с материалом, я заработал благодаря фильму «Йя-Ха», который я снял весной 1986 года в Питере, с Цоем, Кинчевым, Майком Науменко и БГ. Словом, «наркоманы» в полный рост», — вспоминает режиссер. При этом постановку нужно было осуществить за остатки сметы и времени, и на всю подготовку ему отвели… полтора месяца.

    Понимая, что на такие условия никто другой не согласится, Нугманов выдвинул три встречных требования: в главных ролях должны сниматься непрофессиональные актеры, оператором он берет родного брата (тоже студента 3-го курса) и оставляет за собой право вольной трактовки сценария. Худсовету, действительно, деваться было некуда, директору тоже, и условия приняли.

    Сценарий написали Александр Баранов и Бахыт Килибаев, который позже прославился «Леней Голубковым». Этот сценарий Нугманову не особенно понравился: «Слишком много диалогов, сплошная болтовня. И герой какой-то недоделанный, погибает в арыке». И от сценария Рашид оставил только общую канву: парень приезжает в город и пытается снять с иглы свою бывшую подругу, за что получает удар ножом в живот. Таким образом, Нугманов рассчитывал на импровизацию.

    После первого просмотра материала Баранов так возмутился несоответствием своему замыслу, что потребовал снять фамилию с титров. Мудрый Нугманов налил водки. После задушевной беседы автор сценария успокоился, и его фамилия осталась в титрах.

    Но режиссер не признался, что читал сценарий только один раз, а на съемках было уже не до чтения: «Все словечки и фразы я вставлял прямо на съемках, по ходу дела» (некоторые, как монолог Мамонова в бассейне, уже после съемок, на озвучке). Кстати, именно в «Игле» впервые публично прозвучало слово трахаться.

    Чтобы авторы не слишком нервничали, Нугманов и им не давал читать сценарий. И мудрено было бы читать то, чего не было. Сцену сумасшествия героя Баширова в заброшенном зоопарке, снятую одним куском, Рашид заставил актера полностью импровизировать: «Он большой мастак в импровизации и выдал шедевр, естественно». А вот Цою было лень что-то придумывать, и фразы Моро придумывал режиссер.

    Бедное казахское Госкино не понимало ничего: то ли это любительская белиберда, то ли антисоветское хулиганство, то ли шедевр «перестроечного кино». И тихо перепихнуло ответственность союзному Госкино. На заседаниях Нугманов не присутствовал. И было, отчего умом тронуться. Чего стоил только эпиграф «Советскому телевидению посвящается». Вроде бы и придраться не к чему, но ведь явное издевательство. А дело было совсем простое: на «Казахфильме» небогатая библиотека шумов, а для режиссера и звукооператора Сергея Влазнева они имели не меньшее значение, чем изображение: «И вот мы с ним решили пополнить наш арсенал из той библиотеки, которая всегда под рукой, — из телевизора. Вот в благодарность за все это я и поставил титр».

    Главную роль в своем фильме Рашид предложил Виктору Цою за полтора года до этого, «Правда, не знал, в каком именно фильме», — признается он. Были планы, что после окончания ВГИКа в 1989 ему дадут какую-то постановку, и он пригласит друга. Но получилось иначе. Закончить же учебу Нугманову не удалось: «После «Иглы» не до учебы было».

    Если сейчас участие Цоя — гарант бессмертия ленты, то по тем временам его имя было в черных списках КГБ, и о концертах в Москве нечего было и мечтать: вырубали свет, а публику разгоняли. С Рашидом их познакомил Константин Кинчев: просто по телефону сказал, что придет нормальный парень, и пришел Цой. У Нугманова еще были планы осуществить с ним постановку «Отцы и дети».

    Все время съемок «Иглы» Цой прожил в доме Нугманова, и мама режиссера кормила его пирожками: «Как я могу друга в гостиницу отправить?», к тому же, Рашид останавливался у них с Марианной в Питере на проспекте Ветеранов. У режиссера дома жил и Баширов. А вот Мамонов предпочитал гостиницу.

    Как композитор, Цой сам выбирал песни для фильма: «Группу крови» он написал еще до съемок, а «Звезду по имени Солнце» — во время съемок, на моей гитаре подобрал. Как и несколько других песен, которые потом на одноименном альбоме вышли».

    С Александром Башировым режиссер стал работать еще на первом курсе. Приятель учился на параллельном курсе Игоря Таланкина и дебютировал ролью алкаша. По свидетельству Нугманова, в него просто влюбился создатель «Ассы» до такой степени, «что стал его «фирменным» актером чуть не во всех последующих фильмах».

    Практически все съемки проходили в Казахстане, но первый кадр, где Виктор идет по узкому переулку и прикуривает, снимали в Москве. Переулок этот выходит на площадь Пушкина. А все остальное снимали в Алма-Ате и на Аральском море. Съемки начали в октябре и закончили в декабре. Сложности возникли с последней сценой — должен был быть в кадре снег, а он все не шел: «Мы несколько недель ждали, пока настоящий снег пойдет, крупными хлопьями, как бывает в Алма-Ате, причем ночью. И чтобы на улице никого. Вот такой бзик».

    Подругу Моро играла бывшая подруга Каспаряна, Марина Смирнова. Как практически все, работавшие на «Игле», она — непрофессиональная актриса.

    Из чистого хулиганства Нугманов сделал рекламный ролик из тех кадров, которых нет в фильме, наложив их на песню, которой тоже нет в фильме — быстрой версии «Последнего героя». На вопрос, почему это так, он отвечал: «Так чтоб вам же интереснее было».

    Вариантов названия было несколько: «Последний герой» нравился Цою, «Полет черного солдата» одобрял Мамонов. «Но «Игла» привлекла простотой, — вспоминает режиссер. — К тому же я много там нацарапал иглой прямо на пленке, включая название фильма. Подумал: ну пусть уж будет «Игла».

    Премьера состоялась в Доме кино в Алма-Ате. Народ, жаждавший попасть в зал, выбил стеклянные двери. Сидели в проходах, свободным был только потолок. Из большого зала прокрученные ролики перетаскивали в открытый по такому случаю малый. Вместо одного сеанса пришлось делать четыре.

    «Мы не стали дожидаться конца, — рассказывает режиссер, — всей съемочной группой пошли вначале в ресторан, а потом ко мне домой. Было огромное количество букетов. Мы к утру оборвали все лепесточки и усыпали ими квартиру, сантиметровым слоем. Ходили, как по благоуханному парку».

    Фильм был сдан в мае 1988. Руководство «Казахфильма» кротко попросило снять эпиграф, режиссер решительно отказался. За то, что «Игла» вышла, следует благодарить перестройку — картину стали активно приглашать на всевозможные фестивали, и вокруг нее начался ажиотаж. Рашид Нугманов ездил со своей копией по всей стране, «выступал в кинотеатрах, заработал кучу денег и скандалов». Особо нервные фанаты в Свердловске вползали в залы через вентиляционные люки.

    А в начале 1989 Госкино приняло «Иглу» к прокату по первой категории. Это означало — тысяча копий и одновременная премьера по всему СССР. Режиссер отказывался верить своим глазам, но год фильм легально шел по стране. По его сведениям, выходу фильма очень помог Кирилл Разлогов.

    Успех нисколько не вскружил головы: «Мы просто жили и делали то, что считали нужным, стараясь делать это наилучшим образом». Зато Цоя стали узнавать на улице, и «уюта стало меньше». «Последней слякотной зимой он даже грустно признавался мне: «На улицу выходить не хочется. Какой-нибудь ублюдок запросто подскочит и даст дубиной по голове».

    В 1992 Рашид Нугманов уехал из Казахстана. Он опровергает слухи, что по политическим причинам: «Влюбился в свою будущую жену и уехал. Так что причины романтические». С тех пор он живет во Франции. Но политикой занимается активно, будучи членом политсовета оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана». А на родине на него завели уголовное дело по «финансированию преступных группировок». «Если придется вернуться в кинематограф, думаю, это произойдет именно в России, там, где я начинал», — говорит он.

    Финал картины оказался пророческим — Цой погиб, как и его герой. Во время работы и актер, и режиссер были категорически против гибели Моро в арыке среди сухих листьев. «На самом деле Виктор не погибает в «Игле». Он встает и идет дальше, к Дине. Там, как раз на улице, где мы снимали эту сцену, за углом, — крупнейшая клиника Совмина. Если бы нам довелось снять «Иглу 2», — считает Нугманов, — то она началась бы на операционном столе, под яркими лампами. С мамоновской озабоченной физиономии в белой маске, с резиновыми перчатками и чепчиком, со скальпелем в руке...»

    После бешеного успеха «Иглы» Виктору Цою предлагали множество ролей, в том числе и Маугли в мюзикле. Он отказался: «Я не актер. И заниматься этим профессионально, изображать кого-то, перевоплощаться мне как-то совершенно не в кайф. Неинтересно. Я бы с удовольствием снимался в кино, если бы мне предоставили право там вообще не актерствовать, а выражать себя».

    В 1989 по приглашению друзей Цой приехал в Америку. Он купил себе черный плащ, и после примерки отдал его Рашиду. Тогда же состоялась премьера «Иглы» в США, после которой Цой и Каспарян отыграли короткий концерт.

    «То, что фильм назовут культовым, я не сомневался. А вот то, что его посмотрит вся страна, никто не мог даже мечтать. Мы с ясной головой делали фильм на полку, для себя. Без всяких компромиссов», — признается режиссер.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 19 декабря 2010, 12:14
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018