История похищений произведений искусства
Это интересно

    Однажды во Флоренции в галерее современного искусства разыгрались драматические события. К ужасу посетителей, со стены с грохотом упала картина Моранди в золотой раме. На обороте ее нашли надпись: «Благодарю вас. Моранди мне всегда нравился». И дата ограбления. Да, картина была похищена еще несколько лет назад, а вместо подлинника висела копия…

    Такого рода сенсации стали в последнее время слишком частыми. Западная пресса то и дело публикует информацию об исчезновении картин, барельефов, скульптур или других ценностей, представляющих золотой фонд мировой культуры.

    Один из известных искусствоведов — француз, живущий в Соединенных Штатах Америки, с грустью заметил, что возросший интерес публики к произведениям живописи объясняется порой не столько действительной любовью к искусству, сколь обывательской тягой к сенсационности, связанной с кражей и поисками знаменитых работ. Как это ни печально, но на Западе популярность знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи возросла в несколько раз после того, как она была похищена из Лувра, а затем водворена на прежнее место.

    Впрочем, интерес подогревается еще одним обстоятельством — баснословной стоимостью той или иной картины, установленной всевозможными аукционами или черным рынком. Выработан даже своеобразный каталог цен, в том числе и на вещи, которые еще не найдены, не украдены, и даже те, которые никогда не будут… продаваться. Подумать только, какой соблазн для воров! И вот создаются целые концерны жуликов-искусствоведов. На горизонте этого преступного мира иногда восходят свои «звезды». В этом смысле характерна история некой 23-летней Кристин Кеннон.

    …Симпатичная молодая женщина и ее спутник — бельгийский дипломат средних лет — прогуливались по одной из улиц фешенебельного лондонского Вест-энда. Они рассматривали витрины, заходили в магазины. Как бы невзначай остановились у большого стеклянного окна галереи Лефевра. Мужчина показал пальцем на две картины и сказал:

    — Я бы хотел этого Ренуара и этого Матисса. Плачу по пять тысяч фунтов за каждую.

    Через две недели газеты сообщили, что в галерее Лефевра украдены именно эти картины. А еще через 14 дней новый сенсационный заголовок: «Кристин Кеннон покончила жизнь самоубийством». Расследование показало, что Кеннон — одна из видных фигур в международной организации, специализирующейся на краже произведений искусства. Нет сомнения, что Кеннон была замешана и в похищении портрета Гойи из Национальной галереи, оцененного в 140 тысяч фунтов стерлингов.

    Последняя «операция» Кеннон оказалась менее удачной, и два нанятые ею грабителя были пойманы. Они-то выдали мошенницу полиции. Ловушка захлопнулась, а Кеннон нашла выход в самоубийстве.

    Кто же такая Кристин Кеннон? Она родилась в зажиточной и респектабельной семье. Получила хорошее образование и имела достаточно средств, чтобы вести светскую жизнь, путешествовать. Вышла замуж за молодого талантливого художника Колина Кеннона. Но, по ее словам, неудачно. У нее появились друзья сомнительного характера. Она регулярно совершала какие-то тайные поездки за границу… Словом, муж и жена расстались.

    Кристин встретилась с 22- летним менеджером Джеймсом Ремблом — сыном богатого владельца чайных плантаций. Прошло некоторое время, и Рембла стал удивлять какой-то острый, даже болезненный интерес Кристин к сокровищницам искусств, к стоимости определенных картин.

    Однажды после очередной тайной поездки за границу она с восторгом и страстью рассказывала Джеймсу о своих посещениях Рима, Парижа, Мюнхена и Брюсселя. Загадочно улыбаясь, Кристин сказала: «Я была занята кое-каким делом». И, внезапно открыв сумку, произнесла: «Смотри». Ошеломленный Рембл увидел толстую пачку денег, еле помещавшуюся в небольшой женской сумочке. «Жить — это значит рисковать, не так ли, мой дорогой? — добавила Кристин.— А если за это хорошо платят, то чего же волноваться?»

    Позже Джеймс Рембл рассказал следователю об одном откровенном разговоре с Кристин, когда она сообщила ему, что работает на группу «больших бизнесменов от искусства» и чуть ли не состоит в руководстве одной международной организации. Кеннон собирала информацию и передавала ее в центр через связною — того самого бельгийского дипломата, с которым мы видели Кристин вначале. Кроме того, она нанимала исполнителей операций и расплачивалась с ними.

    Джеймс Рембл кое-что все- таки утаил от полиции. Но его тайна стала известна спустя несколько месяцев. Именно он, Джеймс Рембл, и был исполнителем одного самого смелого хищения.

    Число краж картин и других произведений искусства на Западе продолжает катастрофически расти. Это становится, по выражению одного из руководителей ЮНЕСКО, национальным и интернациональным бедствием XX века. Например, в Англии и Франции за последнее время совершается в среднем около 65 краж в год. Многие из похищенных картин удается найти и вернуть в музеи. Но некоторые остаются вне досягаемости полиции. Воры часто сталкиваются с трудностями «сбыта» — ведь вещь могут узнать. Тогда они разрезают полотно и продают его по частям. В итоге произведение искусства гибнет. Так же поступают и с крупными драгоценными камнями, гобеленами, барельефами. Часть украденных произведений попадает в личные коллекции, которые, к сожалению, не регистрируются.

    Так называемый «рынок искусств» официально признан и разрешен властями; он сильно облегчает и, пожалуй, даже поощряет воровство. В Нью-Йорке и Лондоне, к примеру, существуют два крупных аукциона — заметьте, постоянно действующих. Это — Дом Пар-Бернет в Нью-Йорке и знаменитый Сотби — в Лондоне. Исчисляется даже их ежегодный денежный оборот, с которого они получают проценты. Для нью-йоркского «Дома» оборот составляет 8 430 306 долларов, Сотби — 28 834 100 долларов.

    Торговля произведениями искусства превратилась в профессиональный бизнес, граничащий с уголовными преступлениями. Появилась плеяда так называемых «артдиларс», то есть дельцов от искусства. Они ворочают крупными капиталами, знакомы с большим количеством богатейших людей западного мира. Один из таких дельцов Джозеф Дувин, как его характеризует американский журнал «Тайм», самый знаменитый делец в истории «бизнеса в искусстве», был связан с Морганами, Меллонами, Рокфеллером и Онассисом, Фордом и компанией «Крайслер». Именно он, Джозеф Дувин, по признанию западной печати, закупил основную часть коллекций живописных картин Лондона, Нью- Йорка и Парижа; Именно им были куплены и составлены крупнейшие частные коллекции Запада.

    Кстати, о частных коллекциях. Огромное количество крупнейших произведений искусства находится фактически в личном владении сильных мира сего — хозяев фирм, монополий, банков. И конечно же, публике закрыт доступ к этим шедеврам. Ведь, например, нефтяной магнат Гюльбикян, обладатель большой коллекции, совершенно определенно высказался по этому поводу: «Разве я позволю постороннему войти в мой гарем?» Известны случаи, когда толстосумы завещали после своей смерти сжечь коллекции.

    Итак, что же делать? Как остановить эпидемию похищений?

    Эта проблема обсуждалась в ЮНЕСКО. Был создан Международный совет музеев (МСМ) — субсидируемая ЮНЕСКО организация, которая обратилась в Интерпол (международную организацию уголовной полиции) с просьбой изучить вопрос не только поимки преступников и розыска украденного, но и главным образом разработки средств предотвращения кражи. И тут выяснилась вполне закономерная для капиталистического мира вещь: крупнейшие национальные музеи западных стран просто-напросто не имеют достаточных средств для того, чтобы организовать систему обеспечения. Что же касается мультимиллионеров, то они нанимают стражу, покупают для охраны своих частных коллекций новейшие технические изобретения. И лишь национальные музеи не могут прибегнуть к столь эффективной технике… по бедности. Еще бы! Ведь надежная система сигнализации стоит слишком дорого — для одного лишь Лувра 45 тысяч долларов!

    А специалисты предлагают уже установки с использованием электромагнитного поля, телевидения, радаров и даже инфракрасных лучей. Да мало ли средств охраны и оповещения можно создать в наш космический век? Только вряд ли современная техника и современная наука помогут обществу, где существует такое множество частных коллекций, доступ к которым открыт для очень немногих, и где национальные музеи испытывают хроническую нехватку средств. Вряд ли самоновейшие изобретения пойдут на пользу тому миру наживы, в котором искусство служит предметом купли-продажи, предметом для спекуляций и газетных сенсаций. Поэтому нельзя не согласиться с теми прогрессивными политическими и общественными деятелями, работниками музеев, которые говорят: «Ликвидировать проблему краж произведений искусства, остановить поток дерзких преступлений можно, только изменив социальную сущность того мира, в котором мы живем».

    Вольфганг Шрейер
    Источник: vturme.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 05 февраля 2016, 06:53
    • yarik

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018