Главная высота России
Это интересно


    Мамаев Курган — главная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны. Воздвигнутый на Мамаевом кургане памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда во время ожесточенной битвы за город.

    Cвоё название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского ига – говорится в путеводителях по кургану. Уже в те времена Мамаев курган был важнейшей высотой – на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Дозор охранял от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке, хан посылал около сотни лучших воинов из своей личной охраны для несения службы на кургане. Однако сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» придерживаются другой точки зрения. Они считают, что никаких постоянных караулов и застав Мамая здесь не было.

    «До войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло».

    После открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала Е.В. Вучетича.


    В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» – обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцева»…


    Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.


    После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года. Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла сразу же после окончания битвы. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве (который также стал начальным этапом рождения панорамы «Сталинградская битва»). Были предложены разнообразные варианты – от простого танка на постаменте до сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе.


    Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но еще при Сталине стало ясно, что в Сталинграде должен появиться большой мемориальный комплекс. Говорят, что Сталин и выбрал его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство. Грандиозный масштаб и сложность композиции монументов потребовали больших сроков для его осуществления. Сооружение комплекса началось в мае 1959 года, а закончено было 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт. Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 га. Здесь впервые в практике сооружения монументов был применён железобетон.


    Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединённая общим замыслом, общей идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъёма раскрываются все новые элементы композиции. Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е.В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В.И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией.

    После завершения строительства Вучетич сказал:

    «… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.

    Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.»


    Со дня открытия Мамаев курган успел заметно измениться. К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. В 2005 году у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм – храм Всех Святых. В январе 2008 года памятник-ансамбль был передан в федеральную собственность (для чего был административно объединён с музеем-панорамой «Сталинградская битва»), что позволило в разы увеличить финансирование, и сейчас у нового руководства Мамаева кургана появилась возможность продолжать развитие. В частности, одним из приоритетов является открытие на Мамаевом кургане выставочного зала, посвященного сражению на Мамаевом кургане – экспонатов для него в музее-панораме «Сталинградская битва» уже накопилось предостаточно. Другим направлением развития памятника-ансамбля «Мамаев курган» является обустройство и открытие для широкой публики малоизвестных мест на Мамаевом кургане, таких как родник жизни, дзоты.

    Обо всех композициях ансамбля «Героям Сталинградской битвы»


    1. Вводная композиция-горельеф «Память поколений»


    На Входной площади находится вводная многофигурная скульптура «Память поколений». Она представляет собой каменную стену, на которой изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать последние почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие, объединившее мужчин, женщин и детей, является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение.

    Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям. В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.

    2. Аллея пирамидальных тополей


    На Аллею пирамидальных тополей выводит широкая лестница. Аллея проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 м, над входной площадью — проспектом им. В. И. Ленина. Протяженность Аллеи — 223 м, ее ширина — 10м. Пешеходная часть выложена гранитными плитами на бетонной подушке. Склоны насыпи имеют травяной покров, посажены кустарники, деревья. Аллея выводит на площадь «Стоять насмерть».

    3. Площадь «Стоять насмерть»


    С Аллеи тополей плавная трехметровая гранитная лестница ведет на площадь «Стоять насмерть». Площадь символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В её центре расположен бассейн со скульптурой «Стоять насмерть» высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору. Воин-богатырь – это глубоко эмоциональный, обобщённый образ нашего советского народа. Скульптура находится в центре круглого бассейна, диаметром 35,2 м., заполняемого в летнее время водой. Площадь размером 65x65 м. имеет гранитное покрытие, а по краям — травяной покров и деревья.

    4. Стены-руины


    Стены-руины — каменная книга, героическая летопись. Пластическими образами, надписями стены-руины создают обстановку той поры. Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр. Поднимаясь по гранитной лестнице к Площади героев, посетитель рассматривает «Стены-руины», уменьшающиеся и сходящиеся в далекой перспективе. В барельефном изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями, звуковым оформлением передан общий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние ее участников. Длина стен 46 м., высота достигает 18 м. Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.


    Фрагмент стен-руин.

    5. Площадь Героев


    Площадь героев размещена между стенами-руинами и подпорной стеной с монументальным рельефом. Площадь разрезана огромным прямоугольным бассейном размером 25,6 х 86 м., который в летнее время заполняется водой.


    С левой стороны развернулось знамя с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» Длина знамени более 100 м.


    Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев. Все скульптурные группы двухфигурные, выполнены из монолитного железобетона высотой 6 м., установлены на постаменты высотой 1 м., площадью 2,1 х 2,4 м., облицованы гранитом.

    6. Монументальный рельеф


    Площадь героев завершается подпорной стеной. На гладкой поверхности стены, площадь которой около 1 тыс. кв. м. (длина — 160 м., высота — 10 м.), художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей. Картина создает впечатление объемности, завершенности, рассказывает о героической истории великого подвига советского народа.

    7. Зал Воинской славы


    С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы. Зал воинской славы — цилиндрической формы здание, внутренний диаметр которого 42 м., высота 13,5 м. В центре перекрытия — круглый проем диаметром 11 м, с приподнятым железобетонным перекрытием. На фоне золотой смальты по всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени, выполненные также из золотой смальты. На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Над знаменами — широкая лента с надписью:

    «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!»

    Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби. Вокруг Зала воинской славы возвышаются 9-метровые пилоны с портретными изображениями советских воинов всех родов войск. На пяти пилонах — гранитные плиты с фрагментами текстов приказов Верховного Главнокомандующего.

    8. Площадь Скорби

    На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем — символом последних воинских почестей.

    Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней.

    9. Главный монумент «Родина-мать зовет!»


    От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м. вместе с мечом и 52 м. без меча. «Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см., шириной 35 см. Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.

    10. Воинское мемориальное кладбище


    Останки советских солдат, пожертвовавших собой в Сталинградской битве находят и по сей день. Поисковые отряды ведут раскопки в местах ожесточенных боев, некторые обнаруживают случайно, при проведении земляных работ. К 50-летию Победы было принято решение перезахоронить останки найденных воинов на Мамаевом кургане. С этой целью постановлением Администрации Волгоградской области от З0 сентября 1994 года на северном склоне Мамаева кургана был заложен комплекс воинского мемориального кладбища. 8 мая 1995 года в торжественной обстановке была открыта 1-я очередь Мемориального кладбища, где в настоящее время перезахоронены останки погибших воинов 109 именных и 502 в двух братских могилах, имена которых не установлены. На стене памяти на 540 плитах увековечены 6480 имен павших защитников Сталинграда. Список этот пополняется, планируется увековечить память примерно 38 тысяч советских солдат и офицеров, захороненных в братских могилах. К 60-летней годовщине Победы была проведена реконструкция мемориального комплекса. Алюминиевые плиты стены Памяти были заменены на гранитные, облачены в гранитные плиты из черного мрамора братские могилы. Уложены брусчаткой аллеи, благоустроены массовые и индивидуальные захоронения, в целях охраны и безопасности установлены камеры видеонаблюдения. В 2006 году закончены работы по возведению на мемориальном кладбище часовни. Когда в 1996 году мемориальное кладбище еще только проектировалось, на бумаге уже было отмечено место для часовни. Но тогда, к 50-летию Победы под руководством генерала Рохлина была сделана только часть задуманного. А уже к 60-летию Победы приняли решение – на окраине кургана, прямо напротив мемориала возвести священное строение. Так на Мамаевом кургане появилась храм-часовня Святой Владимирской иконы Божьей Матери. 21 марта на часовне возвели купол с крестом.

    В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес России, победив в финале конкурса «Семь чудес России».
    Источник: lifeglobe.net



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 11 октября 2010, 09:47
    • simca

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018