История русской военной присяги в двадцатом веке
Это интересно


    Формально, текст русской военной присяги основан на оригинальном варианте времен Петра Первого:

    «Я (имярек), обещаюсь Всемогущим Богом верно служить Его Величеству Петру Первому, Царю и Самодержцу Всероссийскому, и протчая, и протчая, и наследникам со всею ревностию, по крайней (какие точные слова найдены!) силе своей, не щадя живота и имения. И долженствую исполнять все указы и уставы сочинённыя, иже впредь сочиняемые от Его Величества и его Государства. И должен везде, во всяких случаях интерес Его Величества и Государства предостерегать и охранять, и извещать, что противное услышу и всё вредное отвращать. А неприятелем Его Величества и его Государства везде всякий удобьвозможный вред приключать, о злодеех объявлять и их сыскивать. И всё протчее, что к пользе Его Величества и его Государства, чинить по доброй Христианской совести, без обману и лукавства, как доброму, честному человеку надлежит, как должен ответ держать в день Судный. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий».

    Текст присяги (личной клятвы царю) потом незначительно менялся, но её смысл был официально разъяснён так, как записано в Своде военных постановлений за 1869 год:

    «Присяга есть клятва, которую солдат даёт перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою <...>, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем».

    В тексте самой присяги угрозы карой не было. Считалось, что об этом позаботится высшая сила в порядке божьего промысла. Тем более, что при восшествии на престол очередного монарха ему присягали заново.

    С нулевых годов и до первых чисел марта 1917 года действовал текст Присяги приведенный ниже:


    Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу Самодержцу Всероссийского Престола наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и вперед узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять. Его Императорского Величества Государства и земель Его врагов телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать попытки и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе, или гарнизоне никогда не отлучаться; но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину подлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего.

    Интересно, что лица иной веры, в первую очередь мусульмане, лютеране и евреи, присягали особым образом, на своем языке и в присутствии своего священнослужителя.

    Порядок приведения к присяге магометан был следующий:

    1. присягающий должен во время присяги держать два перста правой руки своей на раскрытом Коране повторять слова присяги, которые ему читает духовное лицо магометанской веры, и по окончании клятвы целовать слова Корана,
    2. лицо, наряженное для присутствования при принятии присяги, обязано:
    а) поверять правильность выполнения оной по тому столбцу, в которой татарские или другого восточного языка слова присяги изображены русскими буквами, и
    б) наблюдать, чтобы духовные лица магометанской веры, во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, отнюдь не произносили фразы по- арабски: инша аллах, а по- татарски: аллах-тилясе (то есть коли Богу угодно), а также не переменяли своего места и положения, и чтобы после каждого продолжительного с их стороны перерыва чтения, как-то: кашля, обморока и пр., они возобновляли чтение присяжного листа.
    3. в тех местах, где не окажется духовного лица магометанской веры, приведение к присяге магометан должно быть возлагаемо на кого-либо из мусульман грамотных, а если присягающий сам грамотен, то ему самому предоставляется читать слова присяги. За неимением же грамотных мусульман и за безграмотностью приводимого к присяге, лицо, наряженное для привода к оной, должно читать ему слова присяги, написанные русскими буквами.

    Порядок приведения к присяге евреев и форма еврейской присяги, для поступления в военную службу, были изложены в Уставе Духовных Дел Иностранных Исповеданий. Согласно указанного устава евреи приводились к присяге во всякое время, кроме субботних и праздничных дней, в синагогах или молитвенных школах, а где нет синагог и молитвенных школ — в подлежащем присутственном месте, начальствующими лицами и раввином или помощником его, в присутствии двух свидетелей из евреев, где это возможно.

    Об специальном порядке принятия царской военной присяги лицами других вер, как то шаманистами, буддистами и так далее, официальных данных нет. Но зато есть свидетельство очевидца:

    "… Полковник Рерберг выводит полк на плац, и перед глазами открывается редкая по красоте картина присяги новобранцев 3-го гренадерского Перновского Короля Фридриха-Вильгельма IV полка. Посередине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков, покрытых белыми скатертями. Перед столиками, на некотором расстоянии, стоит знаменщик полка старший унтер-офицер Артур Степин со знаменем полка и ассистентом. Постепенно, после нескольких перестроений, с другой стороны каждого столика образуются стройные квадраты подтянутых гренадер-перновцев. Перед каждым столиком появляются священнослужители разных религий. Полковой священник с Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый большой «квадрат» новобранцев. Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим — лютеранский пастор, перед четвертым — мусульманский мулла, перед пятым — еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два гренадера, — нет никого. Начинается чин присяги, и к столику православных гренадер-новобранцев подносит знамя мой друг знаменщик Артур Степин, его настоящее имя Артур Стопинг, и сам он — финн-лютеранин, но свою почетную обязанность знаменщика он исполняет блестяще. В то же самое время к последнему столику подходит мой отец — командир полка, — и я вижу удивительную вещь, которая могла произойти только у нас, в старой России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие сверточки и тщательно разворачивают тряпочки, в которые они завернуты. Развернув тряпочки, оба вынимают из свертков двух маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянных «божка-идола» водворяются на столик между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец, как высший в их глазах начальник, приводит обоих гренадер к присяге служить «верой и правдой» Царю и Отечеству. После окончания чина присяги, священнослужители удалились, новобранцы возвратились к своим ротам и полк красивой лентой вошел в свои казармы.

    Часто приходится слышать, что это Николай Второй предал страну первым, отрекаясь от самодержавной царской власти, а армия — это просто невинная жертва обстоятельств. Что можно сказать? Микола Цвай — тот ещё дятел, но напраслину на монарха возводить не по божески. В его защиту есть свидетельство очевидцев. Например, воспоминания Виталия Шульгина. Одного из людей лично принимавших отречение. Дословно не перескажу, но смысл такой: Николай в феврале 1917 года отрекаться не сильно-то и хотел. Делегаты его убеждали и даже пугали, но окончательно добил последнего русского императора их довод в стиле «Ты сам, в окно-то посмотри!». А за царским окном митинговала (!) рота охраны… И текст отречения ему под нос совали высшие офицеры (!) страны. То есть, император ЕЩЁ свои полномочия не сложил, а армия его УЖЕ предала. Видно, конкретно достал он своих «верноподданных»…

    В марте-апреле 1917 года войска присягали Временному правительству А. Ф. Керенского по тексту:

    «Клянусь честью офицера (солдата) и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Российского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного собрания. Возложенные на меня служебные обязанности буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу государства и не щадя жизни ради блага Отечества. Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера (солдата) и гражданина перед Отечеством. Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь»

    Примечание для лиц иных религиозных конфессий (цитирую по оригинальному тексту 1917 года):

    1. Настоящая форма присяги спроектирована для лицъ православнаго и римско-католическаго въроисповъданія.
    2. Для лицъ лютеранскаго въроисповъданія изъ заключительной формы присяги должны быть выпущены слова «осъняю себя крестнымъ знаменіемъ».
    3. Для лицъ магометанскаго въроисповъданія присяга заканчивается такъ: «заключаю сію мою клятву словами преславпаго Корана и нижеподписуюсь».
    4. Для лицъ іудейскаго въроисповъданія изъ заключительной фразы присяги исключаются слова: «осъняю себя крестнымъ знаменіемъ».
    5. Для язычниковъ и для лицъ, непріемляющихъ присяги по ихъ въвроучению, начальную фразу присяги читать: «Честью офицера (солдата) и гражданина объщаюсь передъ своею совъстыо быть върнымъ и неизмънно преданнымъ Россійскому Государству, какъ своему отечеству». Изъ заключительной фразы присяги исключаются слова: «осъняю себя крестнымъ знаменіемъ».

    В этом смысле падение Временного правительства и его распад освободили русских военнослужащих от подчинения ему, да и с Учредительным собранием вышла нехорошая история. Более оно не собиралось и волю свою никак не выразило. С его делегатами Верховный Правитель адмирал Колчак поступил сурово.

    Таким образом, если прямо следовать логике тех, кто уверяет, что белый офицер следовал присяге, то надо признать, что тогда он сражался за то, чтобы восстановить Керенского и власть его министров, а потом дождаться созыва Учредительного Собрания (далее УС). В реале ничего подобного не наблюдалось. Большая часть царских офицеров в условиях развала страны и начавшейсся Гражданской войны стремилась ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Усиленно рекомендую всем очередные «записки очевидца» — роман «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Там прекрасно описано, чем занимались эти «доблестные защитники отечества» в ОККУПИРОВАННОМ НЕМЦАМИ Киеве 1918 года. Богемно тусовались…

    Полагаю, что белый офицер, предав монархию и забив болт на Керенского, был таким образом вообще освобождён от какой-либо связи между ним и русским государством, сами лидеры белого движения никакой новой связи не установили, что и привело в значительной степени к печальному исходу, поскольку, если было понятно, против кого сражаться, то за что — ясно уже не было. Доказательством тому служит уже упомянутый расстрел делегатов УС по приказу Колчака (вполне себе белого офицера). Вывод — подчиняться «Учредилке» он категорически не собирался.

    В условиях неразберихи Гражданской войны каждая из многочисленных сторон конфликта кроме белых(!) применяла свою присягу. Образцы Красной присяги (победоносных РСФСР и ДРВ) выглядели так:

    ФОРМУЛА ТОРЖЕСТВЕННОГО ОБЕЩАНИЯ, УТВЕРЖДЕННАЯ В ЗАСЕДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КАЗАЧЬИХ ДЕПУТАТОВ ОТ 22-ГО АПРЕЛЯ 1918 ГОДА
    1. Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии.

    2. Пред лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения.

    3. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского Правительства.

    4. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся.

    5. Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни.

    6. Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона.

    Председатель ЦИК Я. Свердлов; Секретарь ЦИК В. Аванесов; 25 апреля 1918 года

    ФОРМУЛА ТОРЖЕСТВЕННОГО ОБЕЩАНИЯ ВОИНА НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ
    1. Я, сын трудового народа, гражданин Дальневосточной республики, сим торжественным обещанием принимаю на себя почетное звание воина Народно-революционной армии (или Народно-революционного флота) и защитника интересов трудящихся.

    2. Перед лицом трудящихся классов республики, братской Советской России и всего трудового мира я обязуюсь носить высокое звание с честью, добросовестно изучать военное дело и как зеницу ока охранять народное достояние и военное имущество от расхищения и порчи.

    3. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину, беспрекословно исполнять все приказы командиров, поставленных властью трудового правительства республики, и крепко держать правила товарищеского единения между собою.

    4. Я торжественно обязуюсь по первому зову избранного трудовым народом правительства выступить на защиту республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов и в борьбе за революционные завоевания, целость и спокойствие трудовой Дальневосточной и братской рабоче-крестьянской Советской республики, за дело социализма и братства народов, не щадить ни своих сил, ни самой жизни.

    5. Я торжественно обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство свободного гражданина трудовой Дальневосточной республики, и все свои действия направить к единой цели освобождения всех трудящихся.

    6. Если по злому умыслу я отступлю от этого моего торжественного обещания, тогда будет моим уделом всеобщее презрение да покарает меня беспощадно суровая рука революционных законов.

    Предвоенсовета, Главком и Военмин БЛЮХЕР

    Важным новшеством текстов является изменение цели и символа службы, полный отказ от религиозной тематики и передача права карать уклоняющихся от выполнения воинского долга, так сказать, мирянам.

    25 декабря 1918 года, когда Республика наша переживала нападение врагов, был издан первый наиболее важный декрет о борьбе с дезертирством, в котором говорилось: «В то время, как главная масса рабоче-крестьянской Красной армии честно борется..., стойко перенося все тяготы..., некоторые порочные, а подчас и несознательные элементы самовольно отлучаются из своих частей и отправляются в тыл или места своего постоянного жительства. Признавая такое явление одним из самых тяжких и позорных преступлений, и находя необходимым обратить всю энергию государственной власти для борьбы с ним, Совет Рабоче-Крестьянской Обороны предписывает всем советским учреждениям немедленно приступить к повсеместному розыску дезертиров и передаче их в руки власти».

    • побег из армии, неявка из отпуска или командировки караются по закону лишением свободы на срок до трех лет, при чем имущество дезертиров конфискуется;
    • побег в военное время или при боевой обстановке карается смертной казнью или тюремным заключением в строгих условиях на срок не ниже 3 лет с конфискацией имущества;
    • командир и комиссары караются за дезертирство указанным образом во всякое время, и в мирное, и в военное (Уголовный кодекс, ст. 204);
    • подстрекатели к дезертирству и укрыватели приговариваются к тем же наказаниям, что и дезертиры;
    • семьи дезертиров, конечно, вдобавок лишаются всех льгот, преимуществ и социального обеспечения, которыми пользуются;
    • дезертиру укрыться трудно, ибо Советская власть настигает его повсюду, борясь с дезертирством самым энергичным образом;
    • каждый сознательный гражданин и красноармеец должен всемерно бороться с дезертирством;
    • обнаружив дезертира, каждый гражданин и красноармеец должен предать его суду как злейшего врага и паразита.

    Народная армия, фактически ополчение, это не богемная тусовка. Трусов и предателей стреляли беспощадно. Описаниями свирепых расправ над «уклонистами» полны мемуары всех участников Гражданской войны. Под раздачу, в частности, угодили и казаки, как ПРЕДАТЕЛИ РУССКОГО НАРОДА. Ибо под шумок, будучи сословием, попытались объявить себя отдельной национальностью и отделиться от России вообще… но прихватив «на память» дарованные им царем за службу земли.

    На кануне Второй Мировой войны текст советской присяги приобрел каноническую форму в редакции 1939 года, хотя основой его по прежнему служит проверенный жизнью победный вариант 1918 года:

    Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.

    Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.

    Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

    Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.

    Подпись: Член Главного Военного Совета РККА И. В. Сталин; 23 февраля 1939 г.


    Сталинская присяга выдержала испытание боями, но по мере административного дрейфа государственной машины СССР от общенародного государства к бюрократической империи, в разгар Хрущевской «оттепели», была признана устаревшей.

    Военная присяга мирного времени «победившего», а позднее «развитого» социализма 60-х годов:

    Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

    Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

    Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

    Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.

    Утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1960 г.

    В семидесятых годах присяга подверглась правке, в связи с принятием новой Конституции 1977 года в её текст было включено соответствующее упоминание, что сделало присягу документом прямого действия. Место бога и царя-батюшки заменили Конституция и советский народ. В 80-х годах, накануне переворота 1991 года, правленый текст военной присяги Советского Союза выглядел следующим образом:

    Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

    Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

    Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

    Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского народа.


    В обстановке распада СССР некоторое время сохранялись иллюзия, что «самого страшного-то и не случилось», в смысле, Гражданская война не началась, Третья мировая — тоже. Памятью о тех наивных надеждах стали проекты присяги объединенных вооруженных сил СНГ:

    СОГЛАШЕНИЕ О ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ В СИЛАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
    Государства — участники настоящего Соглашения, исходя из необходимости создания правовой и морально-политической основы военной службы граждан государств — участников настоящего Соглашения в Вооруженных Силах, согласились о нижеследующем:

    1. Утвердить для военнослужащих, проходящих службу в силах общего назначения, следующий текст Военной присяги:

    «Я (фамилия, имя, отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг.

    Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников.

    Если же я нарушу мою Военную присягу, то готов нести установленную законами ответственность».


    2. Порядок и сроки приведения к военной присяге военнослужащих, проходящих службу в силах общего назначения, определяет Главнокомандующий Вооруженными Силами Содружества.

    3. Соглашение вступает в действие с момента подписания.

    Совершено в г. Москве 16 января 1992 года в одном экземпляре на государственных языках государств — участников настоящего Соглашения.

    Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам — участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.


    СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛАХ
    Государства — участники Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости создания правовой и морально-политической основы военной службы граждан государств — участников Содружества в Вооруженных Силах, согласились о нижеследующем:

    1. Утвердить для военнослужащих, проходящих службу в стратегических силах, следующий текст Военной присяги:

    «Я (фамилия, имя, отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг.

    Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников.

    Если же я нарушу эту мою Воинскую присягу, то готов нести установленную законами ответственность».


    2. Порядок и сроки приведения к военной присяге военнослужащих, проходящих службу в стратегических силах, определяет Главнокомандующий Вооруженными Силами Содружества.

    3. Соглашение вступает в действие с момента подписания.

    Совершено в г. Москве 16 января 1992 года в одном экземпляре на государственных языках государств — участников Содружества Независимых Государств.

    Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам — участникам настоящего Соглашения ее заверенную копию.


    Апофигеем чехарды с главным символом выполнения воинского долга стала Ельцинская присяга 1993 года. В силу лаконичности и неопределенности данного документа установить, нарушил или соблюдал его формулу конкретный «присягатель» невозможно. Сами сравните её текст с приведенными выше.

    Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине — Российской Федерации.

    Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

    Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

    Утверждена законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г.

    Половина армии России до сих пор (!) служит по «старой советской присяге», уверяя, что «верны отечеству». Как водится, история с изменой Родине и воинскому долгу повторилась в форме кровавого фарса. Неизвестно, что кричали последние депутаты Учередительного Собрания, мечущиеся под пулями расстрельной команды на берегу Иртыша. Организатора действа, адмирала Колчака, вскоре шлепнули там же. Но, процедура публичного расстрела «б/у советскими офицерами» из танковых пушек последнего огрызка Советской власти(!), в октябре 1993 года, заботливо сохранена для потомства операторами CNN. Да и главные участники все пока живы. Включая оппонентов, Руцкого и Хасбулатова. Отчизны «верные сыны», ага… Для страны «демократически освобожденной» в мирное время от трети территории и половины населения — самое оно. Придраться не к чему. Уря, господа, уря…
    Источник: Журнал «Самиздат»

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 17 сентября 2010, 11:01
    • serega

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017