Как снимали фильм «Пираты XX века»
Это интересно

    Сегодня самым кассовым фильмом всех времен и народов признан «Аватар» Дэеймса Кэмерона, который с момента выхода на большие экраны в 2009 году собрал в прокате почти 3 миллиарда долларов. На втором месте находится другое знаменитое творение Кэмерона — «Титаник», сборы которого перевалили за 2 миллиарда. Но и у советского кино, которое не располагало ни огромными финансами, не знала про спецэффекты, были свои лидеры. Появившись на больших экранах в 1980 году, картина Бориса Дурова «Пираты XX века» собрала 90-миллионную зрительскую аудиторию. Даже мелодраму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», которая вышла в прокат в том же 1980-м, посмотрели 84,4 миллиона человек.

    Феномен «Пиратов» объяснялся просто: это был первый советский кинобоевик, действие которого держит в напряжении с первой до последней минуты. Для неискушенного советского зрителя такие фильмы были в новинку. К тому же, действие разворачивалось в бескрайних просторах южных морей, у пиратов была экзотическая внешность, и демонстрировали они невиданные боевые искусства. На самом деле съемки проходили в акватории Азовского моря, играли в фильме советские актеры, а демонстрировали они приемы карате, первые клубы по изучению которого появились в московских вузах еще во времена хрущевской «оттепели».

    Захватывающий сюжет фильма основан на вполне реальной истории. В конце 70-х годов прошлого века в «Известиях» была опубликована заметка о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Тогда морские разбойники похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа.

    Сценарист и режиссер Станислав Говорухин сразу же загорелся идеей снять фильм, в котором бы советские моряки противостояли морским «джентльменам удачи». Конечно, финал должен был быть оптимистичным, доказывающим, что советские матросы справятся с любым мировым злом.

    Сценарий Говорухин написал вместе со своим другом — режиссером Борисом Дуровым. Его же он попросил и снять картину, так как сам в это время уже готовился к съемкам сериала «Место встречи изменить нельзя». Позднее Борис Дуров рассказывал, как их с Говорухиным замысел воплощался в реальность: «Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили „погрузить“ на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: „Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?“. В общем, опиум авторы сценария отстояли.

    Начало „Пиратов ХХ века“, где на корабль грузят этот самый опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне — Мариупольский торговый порт, Украина) в мае 1979 года.

    Корабль „Нежин“, который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, — тоже мариупольский. Это сухогруз „Фатеж“ Азовского морского пароходства. Во время съемок корабль не пострадал. Он много лет затем прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, после чего отправился в Севастополь — в Черноморское пароходство.

    Второй корабль, который зрители видят в фильме, а именно быстроходный пиратский „Mercury“, тоже имел мариупольскую „прописку“. В роли пиратского судна „снялся“ теплоход „Адмирал Лунин“ из Азовского морского пароходства. „Адмирала Лунина“ после съемок продали в Грецию, где он служил до 1999 года, пока не погиб от взрыва.

    Режиссер Борис Дуров вспоминал: „Мы жили в Жданове (ныне — город Мариуполь — прим. авт.) в отеле, неподалеку от порта… На завтрак съедали половину стакана сметаны с какой-либо булочкой, выпивали разбавленный кофе и на пароход… Поднимаемся на пароход с нашим начальником, там нас шумно приветствует капитан, и обычно зовет в кают-компанию. Как всегда, я увлекаюсь: “Зачем?» А он: «Завтракать». Известно, что я уточняю: «Только мы?» «Да вы что?! Всю компанию зовем!» Так нас кормили на пароходе аппетитными завтраками и обедами целый месяц — все потолстели".

    Большинство же сцен фильма снимали в разных местах Крыма: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в Коктебеле и около поселка Оленевка (мыс Тарханкут). Например, крушение ограбленного пиратами сухогруза «Нежин» снимали в море — напротив знаменитой горы Кара-Даг в Коктебеле. Пожара на судне, конечно же, в реальности не было. Для его имитации на палубе подожгли смолу в тазах.

    «Когда мне заказали съемку сцены с „рогатой смертью“ — донными минами, я на Тарханкуте работал над другой картиной, — рассказывал крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. — Борису Дурову с актерами пришлось переходить на кораблях из Нового Света к нам на мыс. Деревянные плавучие макеты пяти мин уже были готовы и лежали на палубе одного из судов. Когда же они проходили в районе Севастополя, попали в шторм, и один муляж смыло в море. Мы сообщили об этом руководству Черноморского флота. Военные закатили скандал: мол, как так, рядом с базой плавает „мина“, вдруг это дестабилизирует судоходство в районе. Но „мину“ так и не нашли».

    Затопление советского судна снимали в… бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре. «Такое в открытом море снять не получилось бы, — сетовал позже все тот же Валерий Павлотос. — Две недели мы возводили полномасштабный макет коридоров и кают. А потом погрузили все это в бассейн. Правда, деревянные двери кают срывались с петель и всплывали. Пришлось их прикрутить болтами». По сюжету главный герой фильма старший механик Сергей, должен был во время крушения судна спасать из кают женщин. Актер Николай Еременко-младший, исполнивший роль Сергея, рассказывал: «Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: „Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем“. Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и надолго стал секс-символом — мечтой всех советских женщин.

    Консультантом и постановщиком боев в съемочную группу был приглашен известный в Советском Союзе мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который сыграл в картине роль боцмана. На роль кровожадного пирата Салеха пригласили актера Талгата Нигматулина. Родом он был из Киргизии, но благодаря утонченным экзотическим чертам лица вполне мог играть роли уроженцев заморских восточных государств. Так уж получилось, что образ пирата стал первой и последней „звездной“ ролью Нигматулина: актер трагически погиб пять лет спустя после выхода „Пиратов“ на экраны. Тайна его смерти от рук сектантов так и осталась до конца неразгаданной.

    Именно Нигматулин в фильме демонстрировал искусство карате. Ведь он с детства был увлечен этим видом спорта и даже стал чемпионом Узбекистана. В фильме он со своим кинопротивником Николаем Еременко (кстати, в жизни актеры были друзьями) дрался по-настоящему. И Нигматулин, и Еременко отказались от дублеров и каскадеров. „Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор, — вспоминал Еременко. — Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон“.

    Фильм мог бы выйти на экраны в тот же год, в какой его начали снимать — в 1979. Но киношное начальство не решалось выпускать его во всесоюзный прокат. Слишком много было там сцен жестокости и насилия. Чего стоила лишь та, в которой пират Салех пожарным топором убивает радиста. Или когда он избивает плеткой пленную буфетчицу. „Пираты XX века“ были запрещены к показу и отправлены „на полку“. Но кассета с фильмом все-таки попала на дачу к Брежневу. Напомним, в советские времена генсеки предпочитали знакомиться с новинками кино в домашней обстановке — обычно смотрели новые фильмы по выходным, на дачах с семьями. Говорят, Леонид Ильич так переживал „за наших“, что фильм быстро сняли „с полки“ и отправили в триумфальное шествие по экранам СССР.

    Фильм «Пираты XX века»:

    Источник: rg.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 30 июня 2014, 08:03
    • serega

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018