Инструмент для души. Шарманка
Это интересно

    Шарманка. Механический музыкальный древний инструмент. А кто его видел последний раз? Когда? Где?

    В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.


    Каждый день под окошком
    Он заводит шарманку
    Монотонно и сонно
    Он поет об одном
    Плачет старое небо
    Мочит дождь обезьянку
    Пожилую актрису с утомленным лицом


    И так. Что такое шарманка, откуда она появилась, что она значила в те древние времена отсутствия МП3 плееров, телефонов с функцией МП3, да и вообще до появления граммофонов, патефонов, и магнитофонов «Весна-3»?

    Это была доступная душещипательная музыка на улицах многих городов в разных странах.


    Ты усталый паяц, ты смешной балаганщик
    С обнаженной душой ты не знаешь стыда!

    Мчится бешеный шар, и летит в бесконечность
    И смешные букашки облепили его
    Бьются, бьются шуршат
    И с расчетом на вечность
    Улетают как дым, не узнав ничего

    А высоко вверху в небе старый шарманщик
    Как пылинки с цветов с них сдувает года
    Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик
    Этой песни нам лучше не знать, никогда, никогда



    В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

    Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.

    В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».

    Текст этой песни в переводе С. В. Максимова (около 1817 года):

    Во всей деревне Катенька
    Красавицей слыла,
    И в самом деле девушка,
    Как розанчик, цвела;
    Прекрасны русы волосы
    По плечикам вились,
    И все удалы молодцы
    За Катенькой гнались...



    Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.

    «…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).

    Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.


    Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

    Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

    Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты.


    На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить. В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжалось приспособлением, которое специально делало звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей.


    Еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских игрушек.

    Интересно: со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым – отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

    Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской». Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась».

    Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана «Яр».

    Предположительно, Пригожий взял за основу сюжет какой-то ныне не известной народной песни.

    Исследователь истории грамзаписи Глеб Скороходов пишет, что в том 1911 году «Марусю» записали на пластинки сразу несколько фирм, уже через год песня потеряла авторство и на пластиночных этикетках стала указываться как народная.

    Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись цирковой клоунады 1919 года «Шарманка», где звучит песенка «Маруся отравилась» в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.

    Мне прыгать что-то надоело
    И, граждане, признаюсь вам,
    Я за другое взялся дело:
    Хожу с шарманкой по дворам.
    Шарманки звуки-то тоскливы,
    А то бравурны иногда.
    Вам всем знакомые мотивы
    Она играет хоть куда!


    Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Актёр таскал на плече складную ширму и узел, или сундучок с куклами, а музыкант – тяжёлую, до тридцати килограммов, шарманку.
    Остановившись на сельской базарной площади, музыкант опирал на ногу-подставку шарманку, и начинал играть, собирая зрителей. Петрушечник же в это время, зайдя внутрь ширмы, перекладывал кукол в большой карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот «пищик», и представление начиналось.


    Шарманщик всегда был партнером по очень важной причине – речь Петрушки из-за пищика была недостаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял фразы, помогая таким образом зрителям понимать смысл его слов.

    Ещё шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах, когда по ходу действия были необходимы музыкальные вставки.


    Когда представление заканчивалось, музыка смолкала, редкие медяки падали в шапку, положенную на землю возле ширмы; потом актёры собирали свои пожитки, и шли дальше, в следующий двор, или следующую деревню.

    100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе песни, вроде «Разлуки». Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.


    Или же компаньоном был большой попугай, который за копеечку вынимал из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» – на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. И ведь верили… Часто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

    Другие имена шарманки — ручной орган, органчик; «Barrel-organ», «Street organ», «Hand organ». Очень часто шарманкой служила колесная лира («hurdy gurdy», «Хали-Гали» в русской транскрипции).


    Колёсная лира (англ. «hurdy-gurdy»; нем. «Drehleier»; фр. «vielle a` roue») — народный струнный музыкальный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называем, например, на Украине «рыле», в Белоруссии – «лёра». Французское название, «Vielle a` roue» (колесная скрипка), описывает метод, которым извлекается звук. Скрипичный смычок заменен колесом, которое вращается при помощи ручки. Колесо касается струн и заставляет их колебаться.


    Париж. 10 июля 2010. Современный шарманщик на Мон Мантр.

    Шарманка старая крутилась, катилось жизни колесо.
    Я пил вино за вашу милость и за минувшее за все.
    За то, что в прошлом не случилось на бранном поле помереть,
    А что разбилось — то разбилось, зачем осколками звенеть?

    Шарманщик был в пальто потертом, он где-то в музыке витал.
    Моим ладоням, к вам простертым, значенья он не придавал.
    Я вас любил, но клялся прошлым, а он шарманку обнимал,
    Моим словам, земным и пошлым, с тоской рассеянной внимал.

    Текла та песня как дорога, последних лет не торопя.
    Все звуки были в ней от бога — ни жалкой нотки от себя.
    Но падали слова убого, живую музыку губя:
    Там было лишь одно от бога, все остальное — от себя.

    Булат Шалвович Окуджава,1979г.
    Источник: gorod.tomsk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 23 июля 2010, 10:10
    • zumer

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018