Как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»
Это интересно

    В старинном русском городе Ростове-Ярославском группа иностранных туристов осматривала древний Кремль. Вдруг мимо промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Туристы, конечно, ехали за «рашен экзотик», но не до такой же степени… Были в группе и элегантные старики из бывших белогвардейцев – приехали взглянуть на Родину. По-русски понимали, и поэтому, когда всклокоченный стрелец заорал: «Живьем брать демонов!», один старичок схватился за сердце и прошептал: «Боже, неужели опять революция?!»

    Это были всего лишь съемки последнего по-настоящему гомерически смешного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

    Еще после «Кавказской пленницы» Гайдай решил поставить серьезный фильм и замахнулся на «Бег» Булгакова, но из рамок комедии его не выпустило Госкино.

    В начале 70-х годов он вновь вернулся к Булгакову, на сей раз выбрав смешную пьесу «Иван Васильевич».

    Сатиру писателя Гайдай и Владлен Бахнов переделали в эксцентрическую комедию, почти полностью переписав. Настолько, что до сих пор среди кинозавистников Гайдая ходит байка о том, как была возмущена фильмом вдова Булгакова Елена Сергеевна. Однако знаменитая Маргарита скончалась до выхода картины на экран.

    Гайдай внес временные поправки, перенеся действие из 30-х в 70-е годы. «Иван Васильевич...», пожалуй, более других творений автора напичкан смешными фразами и деталями, понятными любому «гомо советикус». От икры заморской – баклажанной – до колокольного звона, в котором слух улавливает позывные «Маяка».

    Актеры снимались, веселясь, как на детском утреннике. Два серьезных актера театра им. Вахтангова орали друг на друга: «Смерд!» – «От смерда слышу!» После этого уже Гайдай кричал: «Стоп!», потому что Юрий Яковлев и Владимир Этуш, говоря театральным языком, «кололись» – начинали смеяться.

    Этуша Гайдай утвердил на роль стоматолога Шпака сразу – после Саахова и инженера Брунса это был его актер.

    Из своей команды взял Александра Демьяненко. Шурик постарел, из студентов перешел в инженеры и приобрел фамилию Тимофеев. Его подружка по сдаче экзаменов в «Операции «Ы» стала женой. Когда-то Гайдай, приглашая юную Наталью Селезневу на роль хорошей девочки Лиды, сказал: «Вам надо будет снять платье в кадре».

    Девушка от смущения заплакала, и режиссер схитрил: «Понятно, у вас фигура плохая, я вижу». – «У меня плохая фигура?» – закричала Селезнева и рывком стащила с себя платье. В новом фильме ей раздеваться не пришлось, чему она очень обрадовалась. Выйдя замуж за актера и режиссера В. Андреева, Селезнева вот уже 35 лет являет собой образец примерной жены. «В отличие от Шурика, моему Андрееву повезло, – смеется актриса. – Хотя я с шести лет снимаюсь в кино, но вышла из ортодоксальной семьи, интрижки меня никогда не интересовали».

    Но как правдоподобна ее Зиночка: «Три раза я разводилась – никогда так не волновалась». На вопрос, какая Зиночка ей по душе: шикарная кинодива из сна или верная жена, Селезнева ответила: «Та, которая возвращается к мужу. Я специально попросила Гайдая, чтобы у меня были очки и никакой косметики. Скромная и верная». И совсем не по делу актриса добавила факт личной биографии. Оказывается, ее бабушка наполовину немка, наполовину латышка и жила в Латвии.

    Из своей команды режиссер взял также: Савелия Крамарова (дьяк Феофан), Сергея Филиппова (посол шведский), Наталью Крачковскую (Ульяна Андреевна, жена Бунша), Михаила Пуговкина (режиссер Якин), В. Уральского (милиционер), Э. Бредуна (спекулянт в магазине), Е. Моргунова (врач). Композитор Александр Зацепин, писавший шлягеры к суперфильмам Гайдая, и здесь не подкачал. Три его песни на стихи Л. Дербенева звучат в фильме: «Звенит январская вьюга», «Маруся молчит и слезы льет» и «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». Последнюю, как и забойное танго Бендера «Где среди пампасов...», спел никогда не снимавшийся у Гайдая В. Золотухин.

    * * *


    Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминает с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала». Но муки с париком оказались ерундой перед тем, что пережила актриса, когда снимался другой эпизод. Жена Бунши замечает на соседнем балконе царя и, спутав его с мужем, начинает ругаться и перелезает с балкона на балкон. Крачковская, безумно боясь высоты, отказалась исполнять трюк. И Гайдай солгал, сказал, что внизу будет специальная люлька с людьми, которые подстрахуют. Но люльки не было – режиссер надеялся, что, боясь высоты, актриса не посмотрит вниз. Она посмотрела, уже перелезая через перила. Не обнаружив люльки и испугавшись, разжала пальцы. Трагедии не случилось благодаря быстрой реакции оператора – он ухватил Наталью за майку. Кошмарный эпизод с перелезанием в картину не вошел.

    С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются...»

    Сергей Филиппов Гайдая боготворил. Именно этот режиссер подарил комику единственную в его жизни большую роль – Кисы Воробьянинова. И когда! В трудные для Филиппова времена, после перенесенной операции опухоли мозга. Сделав операцию, врачи удалили черепную кость. На ее месте сделали «пленку», прикрывая которую актер стал, не снимая, носить берет. А Гайдай отныне звал его во все свои фильмы. Для речи посла Леонид Иович сам писал текст, оттого он так нелеп и смешон.

    На войне, с которой Гайдай вернулся инвалидом, он был разведчиком, брал «языков». Просто однажды командир построил новобранцев: «Нужны разведчики со знанием немецкого. Кто знает – шаг вперед». И Леонид вышел. А знал он всего «хенде хох», да еще несколько слов.

    Также изъясняется и его лжецарь Бунша: «Гитлер капут!» В сценарии, правда, он восклицал: «Мир и дружба!» Не разрешили. Изъяли и фразу в эпизоде «трапеза», когда Бунша спрашивает: «За чей счет банкет? Кто оплачивает это изобилие?» И получает ответ: «Народ, ваше величество».

    * * *


    Ивана Грозного и Буншу играть должен был Никулин. Официальная причина его отказа – гастроли цирка, на самом деле актер не захотел сниматься в «фильме на полку». Пригласили новых для Гайдая актеров – Е. Лебедева и Ю. Яковлева.

    Первого испугался режиссер – слишком серьезен был его Грозный – эйзенштейновского плана. Юрий Яковлев тоже намучился, борясь в себе с острым профилем царя – Черкасова. «При этом нельзя было забывать, что в комедии Булгакова Иван Четвертый все же царь, а не клоун, – рассказывает Яковлев. – Даже в нелепейших ситуациях следует сохранять внутреннюю величавость».

    На роль вора Жоржа Милославского было две кандидатуры – Андрей Миронов и Леонид Куравлев. Режиссер выбрал новичка в своей команде – Куравлева.

    Новичками были: звезда фильма «Три плюс два» Наталья Кустинская (пассия Якина), А. Подшивалов (лейтенант милиции), Наталья Гурзо (медсестра).

    Царицу Марфу Васильевну сыграла Нина Маслова (отбила роль у Н. Гундаревой). Одновременно актриса играла Коровянскую в «Большой перемене».

    Съемки двух картин пересеклись интересным образом. В Москве в одном павильоне выстроили комплекс из 16 современных объектов и шесть «палат Грозного». Так вот, лестничную площадку в доме Шурика и Шпака использовал режиссер А. Коренев для «Большой перемены».

    Нина Маслова, впоследствии сыгравшая женщину-мечту Афони в фильме Данелии, и в жизни пользовалась мужским вниманием. Бывало, и страдала от любви. В «Иване Васильевиче...» царица все время в пол смотрит не от скромности, просто актриса пришла на съемку с огромным фингалом под глазом. Постарался второй муж, руководитель оркестра.

    Случались на съемках и ЧП. Директор фильма А. Ашкенази, человек экономный, подсчитал, что для съемок трапезы муляжи продуктов обойдутся дороже, чем натуральные продукты. И еду закупили настоящую. До Нового года сцену снять не успели. Вернувшись 2 января в павильон, группа увидела пустые столы. Кто встретил Новый год за счет государства, так и осталось загадкой.

    * * *


    По окончании съемок работники ростово-ярославского музея упросили режиссера подарить им два красных кафтана и два бердыша.

    Каждую группу иностранных туристов там встречали при входе хлебом-солью. Съемки подсказали новый ход – встречать гостей в образах царских стрельцов…

    Выход картины на экраны в 1973 году имел огромный успех: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей. С каждым десятилетием картина приобретает новых поклонников. Стоило мне моему девятилетнему племяннику Максу объяснить, кто такие «смерды», «холопы» и что значит «житие мое», как фильм стал для него любимым зрелищем. Сегодня, в свои 17 лет, он – дитя MTV, знает старую советскую комедию наизусть.

    Подтверждением нетленности стали и «Старые песни о главном-3» на основе фильма с участием постаревших героев. Отсутствующего по причине смерти Феофана – Крамарова изображал Сергей Безруков.

    И наглая реклама водки на улицах Москвы. Некие дельцы поместили фото Яковлева в образе царя на щиты. Глядя на бутылку водки, царь произносит: «Лепота...» Юрий Васильевич рассказал: «Судимся. Но оказывается, все права на наши актерские фото имеет студия. А «Мосфильм» продает кадры направо-налево. Вот и дочь Папанова суд проиграла...»

    Но самый необычный комплимент недавно услышала Крачковская. Зашла в переполненный автобус, «слегка» потеснив пассажиров. И один из мужчин процедил сквозь зубы: «Какая на экране стерва, такая и в жизни. Если бы вы были моей женой, я бы повесился...»


    Эксцентрическая комедия
    СССР, МОСФИЛЬМ, 1973, цв., 93 мин.

    Режиссер: Леонид Гайдай.

    В ролях:
    • Александр Демьяненко — Шурик Тимофеев
    • Юрий Яковлев — Царь Иван Васильевич Грозный / Управдом Иван Васильевич
    • Леонид Куравлев — Вор-домушник Жорж Милославский
    • Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна, Жена Бунши
    • Савелий Крамаров — Дьяк Посольского Приказа Феофан
    • Наталья Селезнева — Зина, жена Тимофеева
    • Владимир Этуш — Антон Семенович Шпак
    • Михаил Пуговкин — Кинорежиссер Карп Савельевич Якин
    • Сергей Филиппов — Шведский посол
    • Наталья Кустинская — Любовница Якина
    • Эдуард Бредун — Спекулянт радиотоварами
    • Наталья Гурзо — Медсестра Шпака
    • Нина Маслова — Царица Марфа Васильевна
    Источник: rusactors.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 24 октября 2013, 11:01
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018