Каскадеры в советском кино
Это интересно

    Как только в мире появилось кино, актеры стали выполнять в фильмах достаточно рискованные трюки. Однако с развитием кинематографа возникла необходимость замены актера в сложных сценах специально подготовленным дублером.

    В СССР одной из первых киносцен, в которой актеров заменили дублеры, стала сцена драки музыкантов в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Вместо актеров-музыкантов кулаками махали профессиональные боксеры…

    Через четыре года аналогичную группу «трюкачей» сформировал на съемках фильма «Александр Невский» и Сергей Эйзенштейн. Возглавил группу каскадеров Глеб Рождественский. Требования по отбору в группу были жесткие: дублеры должны были знать джигитовку, основы фехтования и быть физически подготовленными. Из почти полутысячи кандидатов Рождественский отобрал в группу только около 50 человек.

    И это была не единственная спецгруппа. Во вторую вошли профессиональные пловцы-ныряльщики, которые вытаскивали из-под воды тонущих «немецких рыцарей».

    И все же считается, что начало профессии каскадера было положено в 1948 году. Причем приложил к этому руку не кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин. Великий кормчий любил на досуге посмотреть кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна Сталин заявил: «А что, наши режиссеры так снимать не могут? Посмотрите, какие смелые люди!»

    Вскоре «Смелые люди» появились и на советских экранах. Именно так назывался фильм о смелом партизане. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова. Специально для съемки эпизода с падением лошади Кантемиров разработал прием подсечку. Всего же он обогатил кинематограф сотней трюков. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадеров.

    И все же многие артисты продолжали играть без дублера. Иногда такие эксперименты оканчивались трагически. В 1961 году на съемках фильма «Так еще никто не любил» (он вышел на экраны под названием «Цветок на камне») в огне погибла актриса Инна Бурдученко. А на съемках фильма «Директор» (1965) погиб актер Евгений Урбанский.

    – Причем это произошло именно во время съемок автомобильного трюка, – вспоминает каскадер Александр Микулин. – Тогда режиссер картины вместо каскадеров пригласил на съемку группу гонщиков – известных спортсменов, многие из них – чемпионы, но опыта работы в кино никто не имел. Не исключено, что из-за этого и произошла трагедия.

    По сценарию машина должна была прыгать с трамплина. Но никто ее специально не подготовил, и она на полном ходу врезалась в насыпь. До сих пор не понятно, почему в ней сидел Урбанский. Он был не за рулем, а справа от водителя. Участия артиста совершенно не требовалось. В момент падения водитель успел спрятаться под руль, сработала спортивная подготовка, а прекрасный актер погиб…

    После этих случаев актерам запретили рисковать собой во время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В действие были введены «Правила по технике безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР», согласно которым «исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты, прыжки в воду, падения и т. п.), связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим специальную подготовку. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами».

    Но несмотря на строжайший запрет, многие актеры хотели выполнять трюки самостоятельно. К примеру, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов, сыгравший в нем одну из главных ролей, все трюки (в том числе и довольно рискованные) выполнял без дублеров. Задействованные в этом фильме итальянские актеры приходили в ужас, видя, что выделывает этот «сумасшедший» русский.

    Так, в одном из эпизодов Миронов на скорости 60 километров в час вылез из кабины пожарной машины, залез на аварийную лестницу и на четвереньках пробрался к ее концу. Преодолев расстояние в 11 метров, он спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и забрался в салон автомобиля.

    По мнению каскадеров, это сложнейший трюк даже для бывалых профессионалов.

    И это далеко не единственный трюк, выполненный Мироновым в этом фильме. На съемках артист спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись руками за пролет разведенного моста, причем в это время внизу проплывал пароход…

    – Тогда не было компьютерной графики, – вспоминает режиссер фильма Эльдар Рязанов, – поэтому все снято натурально: например, самолет действительно сел на шоссе…

    Но настоящим подвигом стали съемки Миронова в сценах со львом Кингом. Нрав у «киски» был непростой! Например, с Нинетто Даволи (он играл роль Марио) они не сошлись характерами, в результате чего спина у актера была изрядно расцарапана. Миронов, зная это, все же отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал со львом в самом тесном контакте. Причем порой актер играл не один дубль, а целых три!..

    Однако в большинстве своем на трюковых съемках артистов прикрывали каскадеры. И они частенько рисковали.

    – На съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере», – вспоминает каскадер Владимир Жариков. – Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться, пытался открыть двери, но они не поддавались, думал, захлебнусь…

    Нередко на съемках каскадеры получали травмы.

    – В такие моменты главное – не сломаться и побороть свой страх, – говорит знаменитый каскадер Валерий Завадский. – Именно такой переломный момент я пережил в 1983 году на любительском авторалли в Прибалтике.

    На ночной тренировке его машина перевернулась – Валерий сломал несколько ребер, а от авто осталась только груда металла. Капитан команды запретил ему выступать, но одессит не подчинился.

    – Я вернулся на трассу и в том же году занял первое место в многодневной гонке в Грузии, – продолжает Завадский. – Если бы я тогда не сел за руль, возможно, моя карьера каскадера закончилась бы…

    Позднее, на съемках фильма «Давным-давно была война» в Средней Азии, Завадский получил ожоги 28 процентов тела.

    – Это был трюк с огнем, – вспоминает каскадер. – Я должен был гореть 15 секунд, а вместо этого горел 1,5 минуты. Два месяца ожоговой терапии, а потом – новая работа.

    – Я люблю пошутить, но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно, – усмехается каскадер Александр Микулин. – Помню, как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это была нравоучительная история о том, как не нужно вести себя на дороге. В фильме участвовали два мальчика-близнеца, один – «послушный», а другой – «хулиган». В одном эпизоде «хулиган» выбегает на дорогу, а я еду на большой скорости и резко торможу перед ним. Сняв один дубль, режиссер отзывает меня в сторону и спрашивает: «Саша, а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?» Я ему в тон отвечаю: «А чего бояться-то, у нас же запасной мальчик есть…» Ну а он это слишком буквально понял, и на тот день съемки закончились…
    Источник: ussr-kruto.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 01 июня 2013, 09:31
    • tor

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018