Необитаемая «страна ледяного ужаса»
Это интересно

    Из снежной мерцающей мглы возникли очертания мирного советского трактора. Наполовину укутанная снегом, гусеничная машина навечно застряла в глубокой трещине. Следующей находкой стала поржавевшая и вмерзшая в лед гидрологическая лебедка. Расчеты полностью подтвердились – персонал покинул станцию в большой спешке, повсюду были разбросаны пустые бочки, доски и обломки снаряжения. Наползающие торосы едва не поглотили дизельную электростанцию и уничтожили импровизированную ВПП на расчищенном льду. Стало понятно, почему полярники не успели эвакуировать оборудование.

    Похрустывая снегом, Леонард Ле’Шак осторожно приблизился к радиовышке. Сомнений быть не могло – им удалось найти СП-8! Легендарная советская научная станция теперь встречала новых обитателей: между построек показался улыбающийся Джеймс Смит. Второй участник секретной экспедиции с не меньшим интересом осматривал покинутую базу.

    — Лео, ты в порядке?

    — Все О’кей

    — Похоже, что нам предстоит большая работа

    — Да уж – едва процедил зубами Ле’Шак, поёживаясь на холодном ветру.

    В хмуром небе раскачивались огни «Летающей крепости» — сбросив последний тюк со снаряжением, самолет лег на обратный курс к Поинт Барроу. Внизу, на льдине, посреди смертоносного арктического холода остались два живых человека. Координаты 83° северной широты, 130° западной долготы. Операция Coldfeet началась.

    Комсомольско-молодёжная дрейфующая станция «Северный полюс-8»

    Поддев ломом осевшую входную дверь, лейтенант ВМС США Ле’Шак и полярник Джеймс Смит проникли в один из щитовых домиков на территории «Северный полюс-8». Луч фонаря упёрся в висящий на стене отрывной календарь – 19 марта 1962 года. Интерьер советской станции не вызвал особого удивления: шахматная доска, канцелярский набор, стопка книг на покосившейся полке, ничего интересного – художественная литература. Закопченная буржуйка, умывальник, мягкая ковровая дорожка. Уютно. Кое-где на стенах встречались плакаты с изображением Ленина и крепких, подтянутых комсомольцев. Но главное – сборный домик был установлен на полозьях, что позволяло быстро перемещать его по льду, при появлении поблизости опасных трещин.

    — Здесь будет наша берлога, Джеймс

    — Ага. Ты смотри, русские тут что-то выращивали, – оба полярника подошли к окну. На подоконнике стоял ящик с землей, среди замерзших комьев почвы торчали сухие стебли репчатого лука. Арктика безжалостно убила и высосала жизнь из несчастных растений.

    — Грустное зрелище, — заключил Ле’Шак.

    Перетащив в домик своё снаряжение, и забаррикадировав на всякий случай дверь, американцы забылись глубоким сном, переживая все события непростого дня. Десантирование на лёд, заброшенная советская станция и бесконечная арктическая пустыня – впечатлений хватит на всю жизнь!

    Раритетный трактор ЧТЗ, найденный на заброшенной полярной стации на Земле Франца-Иосифа

    Утром 29 мая 1962 года, наскоро перекусив, полярники приступили к выполнению своих задач. Пока Ле’Шак возился с радиостанцией, Смит обчистил метеорологическую будку. Ему достались богатые трофеи: целый комплект термометров (ртутный, спиртовой, «сухой», «влажный», максимальный и минимальный), гигрометр, термограф и гидрограф с часовым механизмом. Уже покидая метеоплощадку, американец прихватил анемометр (прибор для измерения скорости ветра) и флюгер Вильда.
    Запаковав первый кофр с трофейным оборудованием, Смит направился в сторону радиорубки…

    — Made in USSR, – восторженно повторял Ле’Шак, – стоило лишь заменить источник питания, как она ожила и заработала на приём.
    Из черных наушников неслись звуки музыки – станция была настроена на советские радиостанции в КВ-диапазоне.

    — Ладно, теперь давай свяжемся с Барроу. Нужно доложить обстановку.

    … Жизнь полярников текла своим чередом. Ле’Шак и Смит методично обследовали станцию, демонтировали и упаковывали в кофры наиболее интересное оборудование, искали любые письменные свидетельства – специализированную литературу, письма, блокноты. В кают-компании была обнаружена стенгазета, на которой последний руководитель станции СП-8 Романов на всякий случай отметил дату и причины эвакуации станции, а также обращение к Арктическому и антарктическому научно-исследовательскому институту в Ленинграде. В другом жилом помещении американцы нашли блокнот с секретными кодами – как потом выяснилось, всего лишь запись заочной шахматной партии между сотрудниками СП-8 и Управления московского речного пароходства.

    Немалое удивление доставил один из щитовых домиков – внутри обнаружилась настоящая русская баня с импровизированной «снеготаялкой» и помпой для перекачки воды!

    Тем не менее, в своих отчетах Ле’Шак и Смит отмечали огромный контраст между аскетичным интерьером жилых помещений станции и потрясающим набором высококлассного научного оборудования: атмосферные метеозонды, астрономические приборы, радиосвязь, навигация, океанографические приборы: автоматизированный самописец течений, глубоководные научные комплексы…

    Потом, когда эти вещи попадут в США, эксперты военно-морской разведки (Office of Naval Intelligence) сделают неожиданный вывод: советские научные приборы имеют исключительно высокий уровень технологического исполнения, и, более того, являются серийными образцами.

    Но главная находка была сделана уже вечером в первый день присутствия на заброшенной базе – американцы обнаружили, что электрогенераторы СП-8 установлены на особых демпфирующих устройствах. Для чего такие меры по обеспечению низкого уровня шумности и вибраций? Объяснение могло быть только одно – где-то поблизости установлен подводный гидроакустический маяк или система слежения за подводными лодками. Официальная история не даёт четкого ответа – Ле’Шак и Смит смогли найти нечто подобное на СП-8 или сверхсекретное оборудование было заблаговременно снято советскими полярниками.

    Наступил третий, последний по счету, день, проведенный на заброшенной полярной станции. Наскоро уничтожив следы своего пребывания, и собрав объёмные тюки с трофеями (более 300 фотографий, 83 документа, 21 образец приборов и инструментов!), Леонард Ле’Шак и Джеймс Смит приготовились к эвакуации. Радист с Поинт Барроу подтвердил вылет поисково-спасательной машины. Теперь осталось лишь ждать…

    Арктика внесла свои коррективы в планы людей — эвакуировать разведгруппу в тот день не удалось. Два дня подряд американцы вытаскивали свои кофры на лед и ждали «Летающую крепость», иногда даже слышали гул моторов – увы, резкое ухудшение погоды всякий раз срывало операцию. Это начинало раздражать.
    Наконец, вечером 2 июля, груз был благополучно доставлен на борт самолета. Наступила очередь Леонарда Ле’Шака…

    Перед американцами стояла нетривиальная задача: доставить груз и людей с поверхности льда на борт мчащегося в облаках самолета. Посадка на лёд исключена: «Летающая крепость» разобьется о многометровые нагромождения торосов. Расчистить ВПП силами двух человек, без применения спецтехники – задача совершенно нереальная. Вертолетов, способных дозаправиться в воздухе и преодолеть 1000 км над ледяной пустыней, в те годы еще не существовало. В наличии была лишь «Летающая крепость» и такой же древний морской патрульный самолет Р-2 «Нептун». Что предпринять?

    Леонард Ле’Шак с опаской и недоверием посмотрел на предложенное решение. Была — не была! Выбора у него все равно нет. Ле’Шак прицепил крюк к своему поясу и приготовился надувать гелием воздушный шарик.

    Сверху послышался нарастающий рев моторов – «Летающая крепость» пробила нижний край облаков и приготовилась к подъёму полярников. Штурман и радист, высунувшись в прозрачный блистер, с интересом наблюдали за двумя чудаками внизу.

    — Э, вы там! Пошевеливайтесь! – экипаж «крепости» радостно приветствовал Ле’Шака и Смита.

    Ле’Шак тяжело вздохнул и надул воздушный шарик, который тут же вырвался из непослушных от холода рук и исчез в сереющем небе. Вслед шарику ввысь полетела тонкая нейлоновая веревка, другой конец которой был закреплен на поясе Ле’Шака. Наконец, 150-метровый трос дернулся и натянулся, как струна. Резкий порыв ветра выбил опору из-под ног – человек беспомощно заскользил по льду, ударяясь коленями и руками об острые кромки торосов. А потом рвануло так, что у Ле’Шака на мгновение потемнело в глазах…

    Над Арктикой, на закате полярного дня летел живой человек. Без помощи парашютов и крыльев, на скорости 130 узлов в час Леонард Ле’Шак кувыркался в холодном арктическом воздухе, противопоставляя гравитации – левитацию.
    Ледяной холод покрыл инеем лицо, обжигающий ветер проникал в легкие, грозя заморозить изнутри. Шесть с половиной минут продолжался воздушный аттракцион, пока бессильно висящего на тросе, задыхающегося Ле’Шака поднимали лебедкой на борт самолета.

    Подъём Смита прошел проще – увидев, как ветер волочит по льду его товарища, он до последнего момента держался за мирный советский трактор – наконец, самолет «подсёк» трос и втянул его на борт через грузовую рампу.

    * * *


    В августе 1962 года в печать вышел очередной выпуск журнала военно-морской разведки США ONI Review под заголовком «Operation Coldfeet: An Investigation of the Abandoned Soviet Arctic Drift Station NP 8» (для внутреннего пользования). В статье были подробно отражены все перипетия экспедиции на заброшенную полярную станцию СП-8, стоимость спецоперации и достигнутые результаты. Американцы были удивлены масштабом советских арктических исследований, ВМС США удалось познакомиться с изделиями советского приборостроения; были получены подтверждения об использовании дрейфующих научных станции «Северный полюс» в военных целях, а ЦРУ сделало недвусмысленные выводы о состоянии советской науки и промышленности. Было рекомендовано продолжить работы, связанные с «посещением» советских объектов в Арктике.

    Мемуары Леонарда Ле'Шака. «Проект „Колдфит“ — секретная экспедиция на советскую полярную станцию»

    Этический момент американцев не волновал – к моменту «посещения», над заброшенной станцией уже был спущен красный флаг СССР. Согласно международному морскому праву, любой «ничейный» объект считается «призом» и переходит в собственность нашедшего.

    Что касается странной «эвакуации» полярников Джеймса Смита и Леонарда Ле’Шака с помощью нейлонового троса и воздушного шарика – это всего лишь спасательная система Фултона (Fulton surface-to-air recovery system), принятая на вооружение ЦРУ и ВВС США в далёком 1958 году. Идея проста: человек закрепляет на себе специальную обвязку, цепляет к поясу трос, другой конец которого крепится к воздушному шарику. Шар не играет никакой роли в непосредственном подъеме человека – его задача лишь растягивать трос в вертикальном положении.

    Тот самый B-17 Flying Fortress, задействованный в экспедиции на СП-8. На носу машины хорошо заметно устройство для захвата троса

    Второй элемент системы – тихоходный транспортный самолет (на базе «Летающей крепости», P-2 «Нептун», S-2 «Трэкер» или С-130 «Геркулес») с установленными на носу складывающимися «усами». Самолет заходит на цель на скорости 200-250 км/ч с таким расчетом, чтобы трос точно оказался в растворе «усов»: когда спасательный самолет «подсекает» трос, экипаж выбирает полезный груз с помощью лебедки. Пять минут кошмара – и ты на борту самолета. Остроумно и просто.

    Как показали эксперименты, перегрузка в этом случае не столь велика, чтобы серьезно покалечить человека, кроме того, «рывок» частично компенсируется эластичными свойствами нейлоновой веревки.

    В настоящее время, с развитием винтокрылых машин, система утратила былую актуальность. Тем не менее, она по-прежнему применяется ВВС США для экстренной эвакуации сбитых пилотов и групп спецназа. По словам американцев, «воздушный крюк» Фултона ничуть не опаснее обычного прыжка с парашютом. Неплохое решение, чтобы вытащить человека из любой неприятности, в том числе – с арктической льдины.

    * * *


    Необитаемая «страна ледяного ужаса» стала в годы Холодной войны ареной для интриг и серьезного противостояния между СССР и США. Несмотря на непригодные для жизни условия, на территории Арктики находилось немало военных объектов и полярных станций «двойного назначения».

    Российский полярный исследователь Артур Чилингаров вспоминал, как был немало удивлен во время «дружеского посещения» заброшенной американской станции в 1986 году – несмотря на «научно-исследовательский статус» объекта, на всем оборудовании и технике была нанесена маркировка U.S. Navy (ВМС США).

    Бывший начальник станции СП-6 Николай Брязгин рассказывал, как их импровизированная ВПП на расчищенном льду использовалась для отработки посадок стратегических бомбардировщиков Ту-16 в качестве «аэродрома подскока».

    На исследованной Леонардом Ле’Шаком и Джеймсом Смитом полярной станции СП-8 действительно находилось спецоборудование ВМС СССР. Здесь же работала группа Киевского института гидроприборов – Военно-морскому флоту требовалась сеть гидроакустических маяков для ориентации атомных субмарин подо льдом.

    По рассказам сотрудников «Северный полюс-15» в полынье рядом с их станцией не раз всплывали атомные подлодки – моряки продолжали испытание подводной гидроакустической системы ориентации.

    Поначалу военные специалисты мирно уживались на одной станции с учеными, однако, вскоре возникли недоразумения – регулярные океанографические исследования, сопровождаемые бурением льда и погружением глубоководных приборов, создавали помехи для работы специальной военной аппаратуры. Пришлось срочно организовать новую станцию в 40 километрах от основной. Секретный объект получил шифр СП-15Ф (филиал) – здесь проходило испытание аппаратуры для обнаружения вражеских субмарин.

    Но главный подарок морякам-подводникам от полярных исследователей — карта дна Северного Ледовитого океана. Долгие годы кропотливой работы, бесчисленные измерения во всех районах Арктики. Двадцать лет назад карта была рассекречена и представлена всему миру как достояние России – убедительный аргумент, красноречиво свидетельствующий о праве России на разработку месторождений на дне Северного Ледовитого океана.

    Олег Капцов
    По материалам: topwar.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020