Танец в России в XX веке
Это интересно

    XX столетие уникально сочетанием трех этапов исторического развития российской танцевальной культуры. Вплоть до 1914 г. продолжается постепенно угасающая «эпоха балов», начало которой было положено в XVII веке. Наиболее длительным и значимым становится советский этап развития танцевальной культуры, который можно разделить на три менее продолжительных, но ярко выраженных периода: «эпоха балешников» (1917-1920-е гг.), в названии которой использовано распространившееся в 1920-х гг. пренебрежительное наименование бала, «эпоха танцплощадок» (1930 — 1950-е гг.) и «эпоха дискотек» (с 1960-х гг.). Наконец, в 1990-х гг. берет свое начало и разворачивается вплоть до настоящего времени «клубная эпоха» танцевальной культуры, подробнее об этом можно прочесть, посетив танцевальный портал.

    Переходный этап от канонической бальной (дворянской) к советской танцевальной культуре в максимальной степени наследует и осваивает дореволюционные хореографические формы. Обращение к классическому бальному репертуару продиктовано социальной спецификой носителей новой танцевальной традиции: вышедшие на «передовую» истории мещане, военное сословие (солдаты и матросы), пролетарии «словно пытались самоутвердиться и доказать значимость проводящихся в стране политических и социальных изменений».

    Между тем с 1920-х гг. разворачивается последующий процесс перманентной борьбы власти с идеологически «неугодными» и «враждебными» танцами, находившими живой отклик в настроениях общества. Результатом дискуссий в комсомольских организациях о том, что именно дозволено танцевать советскому человеку, планомерно становятся строжайшие запреты популярных в период НЭПа «буржуазных» танго, тустепа, чарльстона, а с начала 1930-х гг. — фокстрота и танцев свинговой группы ввиду не только их «чуждости», «западности», «враждебности», но и прозрачного сексуального оттенка в движениях, восходящего к афроамериканской танцевальной традиции.

    С 1930-х гг. (начала «эпохи танцплощадок») актуализируется проблема конструирования идеологически приемлемого советского танцевального канона, способного восполнить лакуну запрещенных «прозападных» танцев. Будучи неспособна предложить народу уникальную альтернативу, «вновь построенная на руинах» советская культура апеллирует к «классово чуждым» и активно искореняемым дворянским традициям XVIII-XIX вв. В репертуар танцевальных вечеров возвращаются еще недавно считавшиеся «вредными», мещанскими и вступающими в противоречие с актуальной культурной политикой, а теперь официально разрешенные чинные и выдержанные бальные танцы: вальс, падекатр, мазурка, падеграс, полонез, полька, краковяк, кадриль и др. Одним из ведущих факторов в выборе подобной стратегии становится техническая доступность для усвоения бальной двигательной «лексики» широкой аудитории советского общества, в том числе и в связи с сохранением ее непосредственных носителей. В условиях демократизации танцевального досуга (массовость при зачастую ограниченных параметрах пространства и отсутствие институтов трансляции правильных танцевальных навыков) воспринятая соматическая лексика приобретает более примитивные формы. Особенностью танцевальной культуры становится также специфический «советский» вариант исполнения некоторых официально не рекомендованных, но под влиянием их несокрушимой общественной популярности изредка разрешенных к исполнению западных танцев. Морально недопустимыми считались излишне откровенные па и поддержки танго и чарльстона, что привело к нарочитому стилевому искажению исполнения данных танцев под влиянием требований цензуры. Таким образом, в довоенные годы и 1950-х гг. триаду любимых и широко распространенных танцев составили вальс, танго и фокстрот.

    Коренной перелом в характере соматической лексики наступает с приходом 1960-х годов («эпохи дискотек»), когда в советскую танцевальную культуру проникают динамичные буги-вуги и рок-н-ролл, а затем всенародно воспринятые шейк и твист, ставший первым и единственным западным танцем, который был официально разрешен в стране. Причиной тому стала либерализация политики и смягчение отношений с Западом с приходом «оттепели» в совокупности с почти неконтролируемой волной «твистомании», охватившей советское общество.

    Именно смена физического элемента ранее монолитной танцевальной культуры во второй половине XX в. становится ведущей причиной ее раскола на два сосуществующих направления. Рок-н-ролл и твист с их динамичной, технически усложненной и требующей более высоких по сравнению с бальными танцами энергетических затрат соматической лексикой разграничили танцевальный «мейнстрим», ставший прерогативой преимущественно молодежной субкультуры и закрытых дискотек и клубов, и «периферию» танцевальной культуры, на которую вплоть до конца 1980-х годов сместился репертуар архаичных к тому моменту танцплощадок и их аудитория среднего (от 30 лет) и старшего возраста. Если танцевальный канон первой половины XХ столетия выполнял консолидационную функцию, то с 1960-х гг. он становится маркером возрастной и субкультурной идентичности индивида.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    К этому топику комментарии отключены

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020