«Лучшие карты Москвы» от ЦРУ
Память История и события

    Центральное Разведывательное Управление США опубликовало на своем сайте любопытные откровения одного из своих бывших сотрудников — Джозефа А. Баклавски — о том, как в годы холодной войны они занимались составлением карт Москвы. Публикация называется весьма амбицозно — «The Best Map Of Moscow» — «Лучшая карта Москвы». Ее перевод можно прочитать здесь.

    Карты Москвы, разработанные ЦРУ и публиковавшиеся в США в 1953-1988 годах без указания наименования издателя, по заявлению Баклавски, пользовались большим спросом. По его словам, даже советские милиционеры с удовольствием использовали любезно предлагавшиеся им карты Москвы издания ЦРУ при разборе автомобильных проишествий с участием сотрудников американского посольства.

    Да, американцы называют свои карты Москвы наилучшими из несекретных карты Москвы. Более того, по указанной статье получается, что последуюшие советские издания карт города использовали материалы американских картографов.

    Так получилось, что теперь карты Москвы издания ЦРУ может посмотреть каждый простой смертный. Попробуем разобраться, с чем была связана необходимость составления американцами несекретных карт Москвы и как они это делали.

    Повод для издания карт сразу после завершения войны указан в статье достаточно забавный: дескать, американским дипломатам было сложно перемещаться по городу в условиях, когда в Советском Союзе создание подробных и точных карт находилось под бдительным оком властей. Действительно, одновременно с созданием атомной бомбы в стране исчезли из общего доступа все подробные карты. Как пишет Баклавски, на послевоенных московских картах советского производства можно найти лишь Кремль, музеи и ГУМ.

    Американцы, «привыкшие к качественным картам их родных городов», решили восполнить этот пробел. Было принято решение создать карту Москвы, причем для этого разведчикам пришлось «работать в поле», а не ограничиваться исследованиями в архивах и в кабинетах американского посольства, которое в те годы выглядело так:

    Вначале «дипломаты» занимались картографической деятельностью скрытно, вроде бы по крупицам собирая информацию о тайных сплетениях московских переулков. Можно попытаться представить себе, как сотрудник посольства, прикрываясь темными очками, ходит по московским подворотням и делает отметки в блокнотике о номерах домов и ширине улиц. Баклавски пишет, что «Советские службы безопасности могли арестовать людей, использующих карты в публичных местах с предъявлением обвинений о шпионской деятельности в отношении советских военных объектов и других объектах национальной безопасности.» Вскоре, однако, американцы стали корректировать свои карты, не скрываясь от надзора КГБ. Бескорыстностью и чрезмерной смелостью тут не пахло — «систематические проверки на местах сотен московских улиц во всех частях города отвлекали силы и внимание сотрудников московского КГБ от обычных целей наблюдения».

    Драматичный момент настал, когда в начале 60-х годов американцы получили подробные снимки Москвы из космоса. Здесь при корректировке карт у них возникли опасения, что слишком высокая точность карт Москвы, распространяемых среди сотрудников посольства, раскроет доступные разведывательные данные о городе. Поэтому были установлены строгие и вполне разумные правила составления новых карт, согласно которым на карте города должно быть показано лишь то, что доступно взглядам обычных сотрудников посольства.

    Вот как выглядели карты Москвы, изданные ЦРУ в период от 1957 до 1988 годов. Все представленные здесь карты кликабельны для детального просмотра и сравнения с современными картами Москвы и старыми картами города.

    Карта Москвы издания 1957 года:


    Карта Москвы издания 1974 года:


    Карта центральной части Москвы издания 1980 года:


    Карта Москвы издания 1986 года:


    Карта центральной части Москвы издания 1986 года:


    Карта центра Москвы издания 1988 года:


    В создании карт участвовали несколько коллективов профессионалов — как сотрудники посольства США, так и прикомандированные специалисты-картографы. Разработка карт Москвы позволила американцам «накопить уникальный опыт по использованию различных источников разведывательной информации – как визуальных источников на местах, так и данных, полученных техническими средствами», а также «помогла разведывательным органам установить в Москве ранее неизвестные объекты».

    Конец работе американских картографов в Москве был положен вскоре после Олимпиады-80, когда к приезду гостей в стране были выпушены довольно подробные схемы города. Последним гвоздем в этой деятельности явился выпуск в 1989 году советского «Атласа туриста», которое, по мнению американцев, «использовало формат, аналогичный изданию ЦРУ». Ниже показано, как выглядел справочник издания ЦРУ и его «советский аналог»:

    Что же тут правда, а где американцы лукавят в традиционном для себя стиле «USA is #1, We R the best, etc.»?

    Действительно, в послевоенное время отечественных граждан советское государство не баловало — посмотрите, например, на отечественную схему города 1947 года:


    Насчет сложности перемещения по Москве как повода для создания карт. В 1959 году в Москве проживало более 6 миллионов человек — и они как-то находили нужные улицы. Разрабатывать и издавать карту для нескольких десятков сотрудников посольства — это блажь, да и делать им тогда в районе Капотни или в Бибирево было нечего.

    По поводу огромной сложности составления первых послевоенных карт — это вымысел. Вплоть до 1940 года в СССР ежегодно выпускались массовыми тиражами подробнейшие планы Москвы. Примером может служить вот такая карта 1939 года:


    Помимо того, американцам были, конечно, доступны очень подробные трофейные карты Москвы, изданные в Германии в начале войны по материалам советских карт:


    До конца 50-х годов Москва оставалась в довоенных границах. Поэтому карты 1940 года, хорошо известные американцам и использованные ими при создании своих карт, вполне удовлетворяли насущные нужды дипломатов. Начало быстрого роста территории Москвы совпало с появлением шпионских снимков из космоса, а на снимках 60-х годов отлично видны все дома и улицы — так что структура города была как на ладони, а названия новых улиц можно было легко почерпнуть из популярных тогда справочников «Улицы Москвы». Кликните картинку для детального просмотра:


    Немного о качестве представленной на американских картах информации. В целом карты сделаны довольно тщательно. Но пытливый глаз все-таки найдет ошибки — посмотрите, например, что в 1980 году Патриаршие (тогда Пионерские) пруды, по мнению разведки, находятся в саду «Аквариум». Справедливости ради отметим, что в последующем издании этой ошибки уже нет:


    Любители впомнить жизнь в СССР в 70-80-е годы найдут на картах все комиссионки и магазины «Березка», пользовавшиеся любовью как иностранцев, так и связанных с ними фарцовщиков. В качестве курьеза стоит отметить указанные на карте 1986 года Diplomatic Gastronom — Дипломатический Гастроном на Большой Грузинской и (!) Diplomatic Gas Station — Дипломатическую бензозаправку на улице Красина:


    Многие помнят, как это выглядело. Для примера стоит привести фотографию другой продуктовой «Березки», находившейся тогда на Большой Дорогомиловской улице. «Дипломатический Гастроном», располагавшийся в очень похожем здании на Большой Грузинской, выглядел почти также. Сейчас на месте «Березки» на Дорогомиловской — «Азбука Вкуса», на Большой Грузинской — «Седьмой Континент», а заправка на улице Красина процветает и поныне.


    В некоторых публикациях утверждается, что американцы чуть ли не подарили свои карты отечественным властям для создания советских аналогов. Это далеко от истины. Упомянутый американцами «Атлас туриста» 1989 года — это всего лишь карманный формат Схем городского транспорта, которые выпускались с конца 50-х годов. Ими то и пользовалось большинство жителей города для поиска нужных мест и выбора маршрутов. На американских же картах городской транспорт, кроме метро, не показан совсем:


    Насколько известно, сотрудники посольств трамваями и автобусами не брезговали пользоваться. Тот факт, что на их с таким трудом составленных картах не показан транспорт, означает одно — они, как и обычные москвичи, покупали в киосках отечественные Схемы маршрутов городского транспорта. Номера автобусов и троллейбусов, как известно, в переводе не нуждаются. А лучшая карта — это не та, которая выглядит красиво, а та, которой больше всего пользуются.
    По материалам: ru-history.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020