26 июня – 2 июля 1941 г.: бои с участием бронепоездов
Память История и события

    24 июня 1941 года в 11 часов со станции Барановичи отправился бронепоезд. Задачей было сопровождение эшелонов, спешно эвакуируемых в направлении на Минск и далее на восток. 26.06.41 БЕПО находился на станции Жодино с эшелонами и мотоброневагоном неизвестной принадлежности. В 23.30 станция была отрезана немецкими танками и пехотой, двигавшимися по шоссе на Борисов. После перестрелки бронепоезд был оставлен экипажем по приказу командира – старшего лейтенанта Подгорного.

    29 июня брошенный бронепоезд обнаружен оперативной группой подполковника Гладченко. Вот как этот эпизод отражён в докладной записке от 2.07.1941 г. командира 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог полковника Истомина об оперативном использовании частей дивизии в период с 22-го июня 1941 г. по 30-е июня 1941 года:

    «…не имея в то время точных данных о месте нахождения 84 полка я приказал подполковнику Гладченко совместно с моим заместителем по политчасти полковым комиссаром т. Ефимовым и оперативной группой в составе 20 человек на 5-ти грузовых машинах с бензином, боеприпасами и продовольствием прорваться в район расположения полка и установить с последним связь. Эта группа с 27-го июня по 29-е июня предприняла две попытки пробиться в сторону Минска, но в первом случае достигнув ст. Смолевичи в 40 км западнее Борисова была встречана мото-мех разъездом и вернулась. Вторичная попытка организованная при поддержке 6-ти бронеавтомобилей и 2-х взводов пехоты также окончилась неудачей. Группа достигла район торфоразработок имени т. Сталина и ст. Жодино, где натолкнулась на крепкую пулеметную оборону противника. Один бронеавтомобиль ДА и две грузовые машины были подбиты и сгорели, 25 человек бойцов Красной Армии были потеряны ранеными и убитыми. На ст. Жодино находится БЕПО 58 полка, много ценного оборудования и еще неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом.

    Попытки группы подполковника Гладченко организовать вывозку имущества и бронепоездов со ст. Жодино не осуществилось, ввиду отказа штаба обороны г. Борисов в предоставлении мотомехчасти и артиллерии.»


    Полковник Истомин ошибался. Попытка отбить станцию Жодино при поддержке бронетехники всё-таки была предпринята. Дальнейшие события события развивались так.

    В Борисове дивизион получил задачу содействовать танковому батальону по разгрому танков противника в районе станций Жодино — Смолевичи. 1 июля в 15-20 БЕПО №47, 48 выдвинулись в сторону станции Жодино.

    Бронепоезд №47 на дойдя 500 м до станции Жодино, встретил группу из 20 танков, которые двигались по шоссе на Борисов, и вступил с ними в бой. Несколько танков было подбито, остальные отошли. Вслед за ними показалась ещё одна танковая колонна из 30 машин, которые открыли огонь. БЕПО стал отходить на Борисов.

    Бронепоезд №48, шедший за №47 в 6-7 км от Борисова обнаружил противотанковые орудия противника, которые сразу же открыли огонь. Первые же снаряды разбили правый цилиндр паровоза и пробили тендер, в результате чего из бака ушла вода. Вскоре по шоссе показалась немецкая колонна: танкетки орудия и мотоциклы, по которым бронепоезд открыл огонь. Отсутствие воды и повреждённый цилиндр не дали БЕПО №48 возможности маневрировать, в результате чего он отошёл на Борисов, а затем на Брянск на ремонт…

    Отходивший с боем бронепоезд №47 на том же месте, где был подбит №48, был обстрелян немецкой артиллерией. Первый же снаряд пробил котёл бронепаровоза, паром обварило команду машинистов и поезд остановился. Находившийся на бронепоезде командир дивизиона майор Дерюгин приказал открыть орудийный и пулемётный огонь, но вскоре дал команду оставить состав расстреливаемый артиллерией с трёх сторон. Кроме того, на одной из бронеплощадок начался пожар и начали рваться снаряды. На базу дивизиона не вернулось 66 человек из команды БЕПО №47, из них 8 было убито, остальные пропали без вести.
    Приводятся согласно «именного списка безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 21-го (ранее 12-го) отдельного дивизиона бронепоездов с 1 июля 1941 г. по 1 августа 1941 г.» (ЦАМО фонд 58 опись 818883 дело 102) с уточнением по базам данных военнопленных.
    Алексашов Дмитрий Алексеевичкр-ец.1914пулемётчик без вести
    Аносенцев Терентий Михайлович
    кр-ец.1911номер орудийный без вести
    Анохов Борис Иванович кр-ец.1911запаснойплен
    Антрощенко Тимофей Алексеевич кр-ец.1907пулемётчикбез вести
    Артюхов Филипп Фёдорович кр-ец.1910номер орудийный без вести
    Базин Гавриил Сергеевич кр-ец.1906наводчикбез вести
    Бандуренко Василий Максимович мл. ком..1913командир бронеавтомобилябез вести
    Баранов Григорий Иванович л-т.1915командир взвода бронеавтомобилейбез вести
    Винокуров Иван Васильевич кр-ец.1914башенный стрелок без вести
    Волынцев Николай Терентьевич кр-ец.1913пулеметчикбез вести
    Ганжа Кузьма Дмитриевич мл. ком. 1910командир отделения без вести
    Гарбузов Николай Тарасович кр-ец.1907пулемётчикбез вести
    Гнедков Касьян Васильевич кр-ец.1912радиотелеграфистбез вести
    Горошкин Афанасий Наумович кр-ец.1914водительбез вести
    Губин Андрей Филиппович кр-ец.1910водительбез вести
    Губкин Фёдор Михайлович кр-ец.1910водительбез вести
    Демьянчиков Никита Степанович мл. ком. 1918помощник машиниста без вести
    Жемчужников Афанасий Петрович кр-ец.1906пулемётчикбез вести
    Заботин Василий Кузьмич мл. л-т. 1912командир взвода управления без вести
    Зайцев Григорий Харламовичкр-ец.1908запаснойбез вести
    Зюкин Алексей Ефимович кр-ец.1912пулемётчик-зенитчикбез вести
    Ивакин Владимир Тихонович кр-ец.1909инструктор химический без вести
    Кадыков Михаил Иванович кр-ец.1907пулемётчик-зенитчикбез вести
    Карпушкин Иван Дмитриевич кр-ец.1910пулемётчикбез вести
    Климов Филипп Макарович кр-ец.1911номер орудийный без вести
    Колисов Григорий Севостьянович мл.ком.1912командир орудия без вести
    Коробов Семён Фёдорович кр-ец.1914телефонистбез вести
    Костиков Иван Михайлович кр-ец.1906номер орудийный без вести
    Ктиторов Андрей Степанович мл. ком. 1915командир орудия без вести
    Кудрявцев Иван Иванович кр-ец.1910связистбез вести
    Леонов Фёдор Илларионович кр-ец.1905пулемётчикбез вести
    Лысенков Александр Александрович кр-ец.1910водительбез вести
    Маруев Иван Фёдорович мл.ком.1909старшинабез вести
    Матвеев Григорий Илларионович кр-ец.1913телефонистбез вести
    Медведев Пётр Яковлевич кр-ец.1913кочегарбез вести
    Митраков Алексей Михайлович кр-ец.1914радистплен (умер 10.03.1942)
    Моргунов Илья Андреевич кр-ец.1911номер орудийный без вести
    Никишин Иосиф Васильевич  1895военный фельдшер без вести
    Проздников Иван Кузьмич кр-ец.1917машинистбез вести
    Пронин Александр Васильевич мл.ком.1921помощник командира взвода без вести
    Протасов Иван Ильич мл.ком.1912командир орудия без вести
    Рудаков Иван Иванович кр-ец.1912пулемётчикбез вести
    Сальков Василий Ильичкр-ец.1914номер орудийный без вести
    Самошенков Алексей Ильич кр-ец.1909номер орудийный плен
    Самошенков Василий Ильичкр-ец.1912наводчикплен
    Семутин Сергей Алексеевич кр-ец.1916водительбез вести
    Сафрутин Григорий Иванович кр-ец.1911водительбез вести
    Свиридов Аверьян Карпович кр-ец.1915башенный стрелок без вести
    Симутин Тимофей Михайлович кр-ец.1906пулемётчикбез вести
    Сначев Николай Павлович кр-ец.1913пулемётчик-зенитчикбез вести
    Сочинский Василий Свиридович кр-ец.1910номер орудийныйбез вести
    Старшинов Василий Николаевич кр-ец.1911номер орудийный без вести
    Тюляков Антон Сергеевич кр-ец.1910кочегарбез вести
    Улитин Павел Петрович кр-ец.1910старший телеграфист убит
    Федюшин Филипп Миронович кр-ец.1911башенный стрелок без вести
    Филин Василий Кузьмич мл.ком.1911командир отделениябез вести
    Филин Иван Васильевичкр-ец.1912пулемётчикбез вести
    Фокин Егор Фомичкр-ец.1911радиотелеграфистбез вести
    Фроликов Тимофей Тимофеевичкр-ец.1911номер орудийныйбез вести
    Храмченко Иван Николаевич кр-ец.1909пулемётчикбез вести
    Храпков Михаил Сергеевич кр-ец.1915старший кондуктор убит
    Шевелёв Илья Егорович кр-ец.1914пулемётчикбез вести
    Шонин Михаил Фёдорович кр-ец.1912номер орудийныйбез вести

    Упомянутый в докладной записке полковника Истомина «БЕПО 58 полка» представлял собой захваченный во Львове во время «освободительного похода» 1939 г. лёгкий польский бронепоезд №55 «Bartosz Glowacki».

    Вступил в строй в 1920 году, как Р.Р.20. Создан из частей трофейных советских бронепоездов и включал бронепаровоз, три бронеплощадки (с одним 76,2-мм орудием во вращающейся башне каждая) и штурмовой вагон. Участвовал в боевых действиях под Волковыском. При модернизации получил стандартный бронированный локомотив Ti3, новую артиллерию (75-мм орудия обр. 1902/1926 г. – модификация русского 76,2-мм орудия обр. 1902 г.) и пулемёты (7,92-мм «Макасим»). Третья бронеплатформа исключена из состава. Зато в него были включены бронедрезины 2 типа R (с лёгкими танками Renault FT17) и 4 типа TK (танкетки на железнодорожном шасси). Бронедрезины в последующем потеряны в бою. Последняя модернизация, произведённая уже после начала Второй Мировой войны, добавила к вооружению поезда 40-мм зенитную пушку «Бофорс» на контрольной платформе.

    «Bartosz Glowacki» под командованием капитана Анджея Подгурски входил в состав резервной армии «Пруссия». В середине сентября имел столкновения с частями 3 тд вермахта, отошёл ко Львову. Участвовал в обороне города. Сдался частям РККА 22 сентября.

    После ремонта включён в состав 58 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог. Дислоцировался в Белостоке. Командир — старший лейтенант Илларион Павлович Подгорный. 23.06.41 при бомбардировке на станции Барановичи повреждён штатный бронепаровоз. Вероятно, к моменту описываемых событий состав имел небронированный «чёрный» паровоз и две бронеплатформы.

    Не смотря на захват в боеспособном состоянии, сведений о включении бронеплатформ в состав немецких бронепоездов нет. Вероятно, использовался в качестве т.н. «поезда охраны линий», формально не находящегося в введении штаба сухопутных сил или управления бронепоездов.

    БЕПО №47 и №48 12 ОДБП


    Подразделение, «получившее задачу содействовать… разгрому танков противника в районе станций Жодино — Смолевичи» именовалось 12-м отдельным дивизионом бронепоездов (12 ОДБП). Дивизион сформирован 23-27 июня на базе 1 запасного полка бронепоездов в Брянске. Кадр и матчасть будущей части находились при 4-м дивизионе бронепоездов в Брянске. Кадр (24 человека) сформирован в 1939 г. при расформировании 2-го полка бронепоездов. 478 человек прибыли из запаса, в основном с завода «Красный Профинтерн», брянской железной дороги и колхозов. Командир дивизиона – майор С.В. Дерюгин.

    В состав дивизиона вошли лёгкие бронепоезда №47 (командир младший лейтенант Белов П.И.) и №48 «Брянский рабочий» (старший лейтенант Мещерский М.Н.), а так же тяжёлый бронепоезд №49 «Имени Профинтерна» (Командир — лейтенант А. Н. Крохин), но в описываемых событиях он не участвовал и направлялся в Могилёв.

    Предположительно, на этих фотографиях запечатлён БЕПО №47. Задняя бронеплатформа имеет оригинальный камуфляж. Причём он нанесён только с одной стороны. С торца изображён железнодорожный путь.

    Штатный состав лёгкого БЕПО включал бронепаровоз (ПР-35), 2 бронеплощадки (в данном случае оба БЕПО получили старые бронеплощадки военного склада №60), платформу со спаренной или счетверённой зенитной установкой пулемётов «Максим» в броневой башне, 4 контрольных платформы с железнодорожным имуществом, бронедрезины и бронеавтомобили на железнодорожном ходу.

    Бронеплатформы военсклада №60 изготавливались на базе 4-осных полувагонов на тележках «Фокс-Абель». Имели бронирование из двух 9-мм листов неброневой стали с воздушной прослойкой (100 мм) и деревянной подложкой (к 1941 году сгнила). Вооружались парой 76,2 мм полевых орудий обр. 1902 г. на тумбовых установках брянского завода в индивидуальных цилиндрических бронебашнях и 6 пулемётами 7,62-мм «Максим» (2 в орудийных башнях, 4 в бортах) и имели экипаж в 20 человек.

    Бронепаровозы ПР-35 получали бронировкой (15-8 мм броневой стали) паровозов типа Ов или Оп. Дополнительно устанавливалась радиостанции 71-ТК-1 и спаренный зенитный пулемёт в бронебашне ПВО. Команда – 17 человек, включая 7 человек паровозной бригады.

    5 августа 1941 г. на перегоне Липовская-Пригорье в результате бомбежки сошёл с рельс и оставлен экипажем БЕПО №49. 17 августа БЕПО №48 подожжён и направлен в сторону разрушенного моста через р. Итуть у станции Сураж. Дивизион переформирован на новый штат и переименован в 21-й ОДБП.

    БЕПО-МБВ 76 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений


    Больше всего вопросов вызывает «неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом» на станции Жодино. В других источниках встречается «подъехавший МБВ неизвестного полка».

    МБВ, то есть «моторный бронированный вагон» или «мотоброневагон», представлял собой самоходную железнодорожную машину с артиллерийским вооружением. То есть соединял в себе качества бронелокомотива и бронеплощадки. Мог применяться, как самостоятельно, так и в составе бронепоезда.

    На вооружение РККА до начала Великой Отечественной войны мотоброневагоны не поступали, зато имелись в НКВД. Наиболее вероятным кандидатом на роль «жодинского» МБФ является мотоброневагон учебного бронепоезда 76 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. Командир полка — капитан В. А. Кононенко, военком — А. П. Коростелев. Базировался полк в Орше.

    По штату БЕПО-МБВ имел бронепаровоз (судя по фотографиям, данный состав имел обычный небронированный «чёрный» паровоз), три мотоброневагона типа Д-2, бронированный вагон–склад, вагон–мастерскую, вагон-кухню, два бронеавтомобиля БА-10 на железнодорожном ходу, автодрезину, мотодрезины. Экипаж составлял 126 человек, вооружение – шесть 76,2-мм полевых орудий обр. 1902 г. (плюс 1 учебное), 45-мм орудий (на бронеавтомобилях) 4 (2 учебных), пулемётов 7,62-мм «Максим» — 12 (и 2 учебных).

    23.06.1941 г. БЕПО отправлен в Минск. После этого в советских документах исчезает. Зато, появляется на страницах у Дэвида Гланца (David M. Glantz The Initial Period of War on the Eastern Front, 22 June — August 1941) в описании действий 7 танковой дивизии (7 Pz.Div) в районе станции Плисса (ныне станция «Красное Знамя»):

    «На рассвете 27 июня четыре танка обнаружили бронепоезд и вступили с ним в бой, в ходе которого был подбит танк командира роты. Другая поддерживающая танковая рота, состоящая из шести танков и нескольких противотанковых орудий, заставила замолчать русский поезд. В ходе этого сражения был серьезно ранен осколком снаряда полковой командир, полковник Ротенбург»

    Подписи на немецких фотографиях повреждённых МБВ и паровоза указывают в качестве места действий станцию Смолевичи. Вполне возможно, как это часто случается, указана ближайшая крупная станция, или состав был отбуксирован туда в дальнейшем.

    Таким образом имеем бронепоезд находившийся в подходящее время (утро 27 июня в сообщении о бое у Плиссы и ночь 26/27 июня в случае с боем 58 БЕПО в Жодино), и в подходящем месте (ст. Смолевичи удалена от Жодино всего на 20 км, ст. Плисса и того меньше – на 12). На имеющихся фотографиях присутствует два мотоброневагона. Возможно, что третий МБВ и был «неизвестным бронепоездом», оставленным на станции Жодино.
    Источник: ru-history.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 01 апреля 2012, 11:20
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018