108 лет назад русский крейсер «Варяг» принял неравный бой с 14 японскими кораблями
Память История и события

    Крейсер «Варяг» считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 году был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 году «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

    Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер первого ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152,4-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

    Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

    Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

    За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер «Варяг» из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон).

    8 февраля 1904 года японская эскадра из шести крейсеров (Нанива, на которой держал флаг адмирал Уриу, Асама, Чиода, Ниитака, Такачихо и Акаси) и восьми миноносцев первого класса (Тидори, Хаябуса, Манадзуру, Касасаги, Аотака, Хато, Кари и Цубамэ) подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли – крейсер «Варяг» и мореходная канонерская лодка «Кореец», а также грузо-пассажирский пароход «Сунгари». Стояли также и иностранные военные корабли.

    Утром 9 февраля командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера «Паскаль», английского «Тэлбот», итальянского «Эльба» и американской канонерской лодки «Виксбург» получили уведомление японского контр-адмирала Сотокити Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли и покинули порт.

    Тогда же Руднев получил ультиматум с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.

    Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка «Кореец» (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

    Слева: Всеволод Фёдорович Руднев. Справа: Взрыв «Корейца»

    У выхода из залива японская эскадра, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным – в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров – «Асама», «Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Акаси» и «Чиода» в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

    С броненосного крейсера «Асама» раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. «Варяг» не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь.

    Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу». Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

    Меткий огонь с «Варяга» принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо». «Асама» получила столь тяжёлые повреждения, что до конца боя больше не открывала огня. Когда же к «Варягу» устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

    Израненный, но не побежденный «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

    Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, «Кореец» – 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На «Варяге» из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых. Убиты были 1 офицер и 30 матросов, ранены – 6 офицеров и 85 матросов. В числе погибших был и корабельный священник – однофамилец каперанга Руднева. Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

    Группа машинной команды «Варяга» во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло

    Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

    Экипажи «Варяга» и «Корейца» были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры – орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». Была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», которой были отмечены все участники боя.

    В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 г. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине, ныне входящем в Заокский район Тульской области.
    По материалам: opoccuu.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 09 февраля 2012, 11:01
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021