Испытание «Кузькиной матери»
Память История и события

    К разработке устройства приступили после совещания с Хрущевым 10 июля 1961, на котором тот объявил о начале проведения осенью крупной серии испытаний. В состав группы по разработки входили Андрей Сахаров, Юрий Трутнев, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Смирнов.

    До этой серии максимальным зарядом, испытанным в СССР был 2.9-мегатонный. В 1961 году готовились к проверки устройства в 4, 10 и 12.5 Мт. Решение о создании супербомбы Хрущев принял дабы «показать империалистам, что мы умеем». Безусловно, наработки по конструированию сверхкрупных зарядов уже существовали, но учитывая рекордную мощность и кратчайшие сроки разработки, становится ясно, что командой создателей проделана колоссальная работа.

    Устройство было закончено и испытано уже через 112 дней после встречи с Хрущевым. «Кузькину мать» требовалось показать как можно скорее. Разработка шла ускоренными темпами. На команду разработчиков оказывалось большое давление, усилившееся с публичным объявлением о предстоящем испытании и планами приурочить его к закрытию XXII съезда КПСС. Где-то в середине августа принимается решение по подрыву уменьшенного до мощности 50 Мт заряда, о предстоящем испытании сообщается США. Публичное заявление по поводу планирующегося супервзрыва сделано Хрущевым в речи посвященной возобновлению испытаний 1 сентября 1961 года (в тот же день произведено первое испытание из этой серии).

    Для ускорения процесса велись приближенные и оценочные расчеты, шедшие одновременно со сборкой. Сборка происходила на железнодорожной платформе, на которой бомба и была доставлена к аэродрому. Но были и сомнения в работоспособности устройства. Возникли они в середине октября, когда бомба была почти завершена. Евсей Рабинович выдвинул обоснования, по которым ставилась под сомнение возможность срабатывания устройства. Сахаров и Адамский с Феодоритовым опровергли эти доводы, однако дополнительные расчеты были все же произведены и в конструкцию внесли изменения. Несмотря на это никто со стопроцентной уверенностью не мог гарантировать полный успех — и Рабинович и Сахаров основывались на тех или иных приближениях, слишком мало времени отводилось на разработку. За 6 дней до испытания, 24 октября, вышел окончательный отчет Андрея Сахарова, Юрия Смирнова, Юрия Трутнева, Виктора Адамского, Юрия Бабаева с теоретическими выкладками и расчетами по конструкции бомбы. Теперь оставалось только ждать завершения ее постройки и результата теста.

    Бомба была построена в РФЯЦ-ВНИИТФ (Челябинск-70) с ядерным зарядом, разработанным во ВНИИЭФ (Арзамас-16). Применение такой «супербомбы» с самолета-носителя потребовало создания высокоэффективной тормозной парашютной системы, и она была создана в НИИ парашютно-десантных средств по техническому заданию и при непосредственном участии ВНИИТФ. Размеры этой парашютной системы были необычными. Площадь основного купола парашюта составила 1600 кв. м, что позволяло самолету-носителю уйти на безопасное расстояние от места взрыва.


    Бомба имела трехступенчатую схему, как и американская Mk-41, максимальная из разработанных в США, мощностью 25 Мт. Грубо говоря, обычный ядерный взрыв поджигает 1-й термоядерный заряд, которой, в свою очередь, активирует 2-й термоядерный заряд. На каждой ступени происходит «накачка» мощности от 10 до 100 раз. Корпуса капсул с термоядерным горючим могут быть сделаны из низкообогащенного урана, что приводит к дополнительному росту мощности (в данном случае вдвое).

    * * *


    Заряд: 100 Мт
    Вес: 27 т
    Длина: 8 м
    Диаметр: 2 м
    Время: 11:32 30 Октября 1961 (msk)
    Место: Новая Земля
    Тип взрыва: Воздушный, высота 4 км
    Мощность взрыва: 50 Мт

    Размеры супербомбы впечатляют — длина восемь, максимальный диаметр два метра. Они таковы, что бомба не влезала в бомболюк самого большого на том момент в СССР межконтинентального бомбардировщика ТУ-95А. Масса в 27 тонн — практически предельная нагрузка для этого самолета. Для того, чтобы ТУ-95 мог нести такой объект пришлось переделывать конструкцию бомболюка, механизмов подвески и расцепления. Бомба находилась подвешенной под фюзеляжем в полу утопленном состоянии — часть находилась в расширенном бомбовом отсеке, а часть — снаружи. Такая подвеска и немалый вес груза привели к тому, что самолет сильно сбавил в дальности и скорости — становясь практически негодным к боевому применению. Для предотвращения возгорания и разрушения от вспышки взрыва бомбардировщик был выкрашен светоотражающий краской.

    Экипажем самолета командовал майор А.Е. Дурновцев. После испытания он получил звание Героя СССР и повышение до подполковника. Бомба отделилась на высоте 10 500 м и снижалась на замедляющем парашюте до 4000 м. За время падения самолет успел удалиться на относительно безопасное расстояние в 40-50 км.

    Взрыв произошел в 11:32 по московскому времени. Вспышка оказалась настолько ярка, что ее можно было наблюдать с расстояния до 1000 км. Очевидцы характеризовали ее как ярчайшую и на 300-километровом удалении, много позже они слышали далекий и мощный рев.

    Свет вспышки исходил от огромного огненного шара, несмотря на немалую высоту в 4 км, достигшего земли, и продолжавшего расти до размеров около 10 км в диаметре. На его месте возник оранжевый шар раскаленных газов, поглотивший десятки километров пространства. Гиганский гриб поднялся на высоту в 65 километров. После взрыва из-за ионизации атмосферы на 40 минут было прервано радиосообщение с Новой Землей.

    При мощности в 50 Мт зона полного уничтожения представляла собой круг в 25 километров, в 40 километровой зоне разрушались деревянные и сильно повреждались каменные дома, на расстоянии 60 км можно было получить ожоги третьей степени (с омертвлением верхних слоев кожи) от светового излучения, а окна, двери, крыши срывало и на больших расстояниях.

    Наблюдательные пункты (и наземные и самолеты в воздухе) находились во множестве мест на расстояниях от нескольких десятков до тысячи километров. ТУ-16 сопровождал для съемок и наблюдения в полете бомбардировщик Дурновцева. На Кольском полуострове размещался главный наблюдательный пост, на котором находились ученые и руководители испытания во главе с генерал-майором Н. Павловым. На самолете ИЛ-14 в нескольких сотнях километров наблюдали за взрывом маршал Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения Ефим Славский.

    Океан энергии расплавил, испарил землю и скалы на многие километры вокруг: одна килотонна тротилового эквивалента составляет 4.2*1012 дж, т.о. выделившаяся во время взрыва энергия равняется: 50 000 кт * 4.2*1012 = 2*1017 джоулей. Учитывая время, за которое она выделилась (сотни наносекунд) получаем мощность порядка 5*1021 кВт. Эта цифра уже может сравниться с выходом Солнца — около 1% от мощности излучения светила, равной 4*1023 кВт. Успешное испытание данного заряда открыло возможности создания оружия практически неограниченной мощности.


    Далее, на иллюстрациях изображены записи японских сейсмографов:



    Безусловно, это было экспериментальное устройство, испытание которого имело сугубо политическое и психологическое значение, необходимое для доказательства военной мощи Советского Союза. Ибо такой заряд, пусть даже в виде конструкционно завершенной бомбы, способный обеспечить выход 100 Мт — все-таки это не поставленный на вооружение образец, для которого решены проблемы доставки в боевых условиях и безопасного и длительного хранения.

    Если бы бомба испытывалась с номинальным зарядом 100 Мт, это привело бы к сильнейшему радиоактивному заражению местности, увеличив общемировой выброс радиации (на тот момент) на 25%. Впрочем, даже несмотря на взрыв «чистой» версии, где 97% энергии выделялось за счет термоядерных реакций, испытание послужило причиной беспрецедентного выхода радиоактивных изотопов в атмосферу. Дальнейшее разработка, модернизация и производство бомбы не производилась.
    Источник: nuclear-weapon.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 23 декабря 2011, 09:26
    • mukasei

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018