Советская авиация в боях под Москвой
Память История и события

Историк Алексей Федоров в книге «Авиация в битве под Москвой» утверждает: «Гитлеровский вермахт после триумфального шествия по Европе и временных успехов, достигнутых на территории Советского Союза, под Москвой потерпел тяжелое поражение, а его ВВС утратили господство в воздухе на московском (западном) стратегическом направлении».
Но как и почему после всех успехов, достигнутых летом 1941 года, немцы начали терять господство в воздухе в битве за Москву? Что же произошло?
По мере приближения к советской столице немецкой авиации пришлось иметь дело не только с советской фронтовой авиацией, но и с истребителями ПВО Москвы. Части 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, защищавшего московское небо, имели 352 боевых самолета.
Кроме того, немцы слишком преувеличили свои летние успехи в борьбе с советской авиацией и часть сил перебросили на Средиземное море. За эту самоуверенность им пришлось дорого заплатить.
Вот как немецкий историк Вальтер Швабедиссен в книге «Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» описал начало перелома в воздушной войне: «На фронте стали появляться сильные авиачасти, оснащенные современными типами самолетов. Этот процесс шел медленно, по-разному и в разное время в различных районах, поэтому немецкие командиры не сразу стали осознавать, что они наблюдают общее возрождение ВВС. Рост сопротивления в воздухе стал особенно очевиден в районах наибольших боев – под Москвой, Ленинградом и Демянском. Три фактора благоприятствовали восстановлению советской авиации:
- большое количество летчиков уцелело, в то время как их техника была уничтожена на земле летом 1941 г., а также наличие больших резервов техники и личного состава во внутренних районах России и на Дальнем Востоке;
- эвакуация (несмотря на громадные трудности) авиационной промышленности на восток, где она оказалась недосягаемой для немецкой авиации;
- раннее наступление исключительно суровой русской зимы, которое нарушило все планы немцев по ведению воздушных операций и дало русским долгую передышку для реорганизации своих ВВС».
Манера ссылаться на холода характерна для немцев, оправдывающих этим свои неудачи.
Но надо признать, что определенные преимущества советским летчикам и техникам зима давала. Они были к ней более готовы, она была для них привычна.
Швабедиссен пишет: «Технические характеристики советских самолетов позволяли русским выполнять боевые задания над полем боя, когда погодные условия делали полеты немецких истребителей практически невозможными…
Советские истребители успешно действовали, когда небо было полностью закрыто облаками, и что они умело прятались в нижней части облаков, выскакивая оттуда для внезапных атак. Необходимо было обладать определенным опытом и вырабатывать особую осторожность для полетов в такую погоду… Установившаяся осенью 1941 г. плохая погода и еще более трудные зимние условия – снег, лед, сильные холода, плохая видимость и туманы – давали советским истребителям определенные преимущества. Для всех русских все это не было неожиданностью и они лучше приспосабливались к таким погодным «сюрпризам» — это относится как к авиации, так и к наземным службам…
Советские истребители были чрезвычайно активны над полем боя даже в сильнейшие холода, когда для немецких истребительных подразделений проблемой являлась лишь попытка просто завести моторы. Нет сомнения, что советская сторона имела больший технический опыт запуска моторов самолетов в сильный мороз, и вскоре она обнаружила эту слабую сторону немецких истребителей. Поэтому отнюдь не редки были случаи, когда советские истребители-бомбардировщики атаковали немецкий аэродром в 9-00, тогда как немецкая группа с трудом могла подготовить два-три самолета к 11 часам утра».
Пожалуй, именно способность взлететь, когда противник не может сделать этого из-за морозов, и явилась одним из факторов, обеспечившим успех советских ВВС в Московской битве. В дальнейшем советским летчикам предстояло научиться побеждать в любую погоду.
_______________________________________
Сегодня Китай является одной из самых экономически развитых стран мира, поэтому объем его товаров, доставляемых в нашу страну неуклонно растет. Например, доставка сборных грузов из китая всеми доступными способами осуществляет компания «МСА Logistics». При этом оказывается помощь при решении различных задач, связанных с транспортировкой груза — страхование, прохождение таможни, оформление сертификатов и другое.
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьоставлять комментарии можно только в полной версии сайта