«Кукурузник» как средство нервного истощения немцев
Память История и события

    У-2 (с 1944 года – По-2) у нас неофициально прозвали «кукурузником». Немцы называли его «Kaffeemühle» (кофемолка), или «Нaltsnähmaschine» (швейная машина).

    Многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова в 1928 году, стал одним из самых массовых самолётов в мире. У-2 строился серийно до 1953 года, было выпущено около 33 000 машин. Прежде всего, его использовали как самолет для первоначального обучения пилотов. С него начиналась дорога в небо для тысяч советских летчиков.

    Использовали У-2 в сельском хозяйстве, создали даже его пассажирский вариант. В армии его рассматривали как учебную машину, разведчик и самолет связи. А осенью сорок первого года решили использовать и как ночной бомбардировщик. 20 ноября 1941 года было принято заодно постановление ГКО и о создании зажигательных бомб для У-2.

    Был даже создан вариант У-2 – легкого штурмовика, вооружённого одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм, имевшего крепления для 120 кг бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82. Но широкого применения такой вариант У-2 не нашел, штурмовик из него и не получился.

    А вот легкий ночной бомбардировщик вышел отличный. Особенно ярко возможности У-2 раскрылись во время многомесячных уличных боев в Сталинграде.

    Вот что о роли «кукурузника» в битве на Волге написал современный британский историк Энтони Бивор: «Русские использовали двухмоторные ночные бомбардировщики и большое количество маневренных самолетов У-2, разбрасывающих бомбы во время ночных рейдов. «Русские самолеты гудят над нами всю ночь напролет», — писал домой немецкий капрал. Но хуже всего были жуткие звуковые перепады. На расстоянии двигатель У-2 издавал звук, похожий на стрекот швейной машинки. Подлетая к цели, пилот выключал мотор и планировал на цель, словно хищная птица. Хотя У-2 брал бомбовый груз всего в 400 килограммов, эффект от таких налетов был потрясающим. «Мы всегда с ужасом ждем их появления», — писал домой немецкий солдат. Самолет У-2 в Сталинграде получил прозвищ больше, чем любая другая боевая машина: «ночной бомбардировщик», «кофемолка», «железная ворона». Командиры 6-й армии слезно умоляли своих коллег из Люфтваффе как можно чаще бомбить русские аэродромы. «Русские достигли полного превосходства в воздухе по ночам. Войска совсем не отдыхают, их боеспособность вскоре будет сведена к нулю».

    Германские медики никогда не ставили диагноз: «нервный стресс, вызванный боевыми действиями». Они предпочитали выражения типа «истощение нервной системы».

    Можно себе представить, как неприятно ожидать бесшумной ночной атаки самолета с выключенным мотором…

    Но, помимо доведения до нервного истощения немецких солдат ночными бомбардировками, У-2 продолжали использовать и как самолет связи. Если о У-2 ночном бомбардировщике, о женщинах-летчицах – «ночных ведьмах» были сняты замечательные фильмы – один нестареющий «Небесный тихоход» запомнился многим поколениям зрителей, – то о том, как использовался У-2 в качестве самолета связи, нечасто вспоминали. Наверное, это считалось чем-то не очень героическим. Между тем, задачи у воздушных связистов были не менее опасными, чем у ночных бомбардировщиков.

    Вот как штурман У-2 Яков Шейнкман вспоминал о такой службе: «Задачей полка была доставка по воздуху приказов, пакетов с секретными документами, перевозка офицеров связи, разведка передовой и ближнего немецкого тыла на участке танковых подразделений, обеспечение взаимодействия и связи между частями во время наступления, и тому подобное. Наш полк ни разу не привлекался к бомбардировкам войск противника. Подчинялись мы напрямую штабу танковой армии, а не ВВС фронта. В полку было три эскадрильи, по 10 самолетов в каждой. Только прибыли в новую часть, как началась Курская битва, всю танковую бойню под Прохоровкой довелось увидеть своими глазами – и с земли, и с воздуха… Это нельзя описать словами, вокруг все горело: техника, земля, люди… Сплошной огонь. Мы садились на своих ПО-2 (У-2) возле КП танковых бригад ведущих бой, рядом с местом сражения, перебежками под разрывами бежали на командный пункт, передавали секретный пакет, и снова взлетали над «морем огня». После каждого вылета механики заделывали десятки дыр в плоскостях. Прохоровка – это самое страшное, что я видел на войне».

    Прежде всего, нужно было понять – кто находится внизу, свои или немцы: «Очень сложно было работать в Белоруссии во время летнего наступления. Бригады ушли в прорыв, где находятся наши танкисты, где штабы танковых корпусов, а где еще держат оборону немцы? — было трудно определить. Полетели искать танкистов в сторону Молодечно, высота почти нулевая, «стрижем» над верхушками деревьев, мимо горящих деревень, немцы сжигали все при отступлении. Пролетаем мимо одной деревни, а оттуда выкатывает танк с пехотой на броне,… немцы. Горшков (пилот – авт.) стал набирать высоту, я успел дать пару очередей прямо по пехоте на броне, а Горшков мне кулак показывает — мол, успокойся, сейчас нас собьют, задания не выполним. Нашли танковую роту из какой-то бригады, сели рядом с танками, передали пакет с приказом, полетели назад».

    Применяли У-2 и для снабжения, для окруженных частей, в таком качестве он был просто незаменим, для эвакуации раненных. Легонькая тихоходная машина могла садиться на площадки, просто недоступные для более скоростных самолетов. Это оказалось величайшим достоинством У-2.

    Интересно, рассчитывал ли в двадцатые годы конструктор Поликарпов на такое большое будущее своего детища, или для него самого во время войны это стало приятной неожиданностью?

    _______________________________________

    На сегодняшний день, один из наиболее экономически выгодных и самых распространенных способов транспортировки груза является контейнерные морские перевозки. В России, доставка грузов морским путем, также широко востребована — перевозки осуществляются из Китая, стран Европы, Америки и многих других стран.
    По материалам: segodnia.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 ноября 2011, 09:53
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021