Как поляк чеха сбил
Память История и события

    В июле 1970 проходили учения армий Варшавского договора «Зенит-70», одной из задач которых была проверка системы ПВО Польской Народной Республики.

    В учениях принимали участие самолеты Чехословацкой Социалистической Республики — они имитировали нарушителей польского воздушного пространства на южном направлении. Здесь действовали части 3-го корпуса ПВО Польши, в том числе 11-й полк истребительной авиации ПВО из Вроцлава, который был временно передислоцирован на аэродром Олешницы.

    В 3:20 14 июля 1970 с аэродрома Намести-над-Ослов стартовал Су-7БКЛ борт «6512», в кабине которого находился капитан Францишек Кужик из 20-го полка истребителей-бомбардировщиков ВВС ЧСР.

    Самолет нес четыре подвесных 600-литровых топливных бака. Это был рутинный полет на высоте 9500 м по маршруту: Намести-над-Ослов — Калиш — Вроцлав — Намести-над-Ослов.

    За 20 минут самолет уже углубился где-то на полсотни километров в польское воздушное пространство. Польские почти сразу же радары разоблачили «нарушителя».

    Капитан Францишек Кужик

    Сигнал тревоги передали на аэродром Олешницы, откуда стартовал поручик Генрик Осерда. Однако во время подготовки к старту в его истребителе МиГ-21ПФМ возникла неисправность. Осерда молниеносно пересел в один из самолетов дежурной пары.

    Около 3:44 наземные посты ПВО вывели его на заднюю полусферу «нарушителя», и Осерда нажал кнопку…

    Он был убежден, что на истребителе подвешены учебные ракеты, но машина дежурной пары была вооружена боевыми ракетами! Из-за того что истребитель стоял в на боевом дежурстве, на него подвесили две инфракрасные зенитные ракеты РС-2УС. В любом случае, польский пилот, не был предупрежден наземным персоналом, что было грубой ошибкой. Захватив цель на экране своего РЛС РП-21 «Сафир», он выполнил отрепетированные действия по пуску зенитных ракет…

    Можно только представить удивление поручика, когда он увидел, что из-под левого крыла его самолета сошла ракета РС-2УС. И, наверное, еще больше было удивление капитана Кужика, когда около 3:47 он почувствовал взрыв в хвосте своего самолета…

    Кужик сразу же катапультировался и благополучно приземлился на парашюте. Капитан был убежден, что столкнулся в воздухе с другим самолетом, и о том, что его сбил поляк, узнал уже только в госпитале, где проходил обследование.

    Поляки постарались загладить свою вину — они отправили Кужика в санаторий в Сопоте (на Балтике), а в качестве компенсации за сбитую машину передали собственный Су-7БКЛ, борт «23».

    Генрик Осерда

    Правда, переданая машина была «битой» — незадолго до этого она потерпела крушение, но была отремонтирована. 23 февраля 1971 самолет перегнали из Быдгоще (где располагался польский 3-й полк истребителей-бомбардировщиков) до Намести-над-Ослов, причем операцию эту выполнил лично капитан Кужик.

    Пилотскую карьеру Кужика прервало второе катапультирование 10 января 1984, уже с самолета Су-7В, на котором он летал как инструктор. После этого Кужика перевели на «нелетающую» должность. Переданый поляками Су-7БКЛ получил бортовой номер «6023» и прозвище «Поляк».

    В 20-м полку он считался «счастливым» и благополучно дослужил до 1989, когда был списан из-за исчерпания ресурса.

    А вот поручик Осерда после инцидента прожил едва полгода — 16 февраля 1971 он погиб в катастрофе на МиГ-21ПФМ…
    По материалам: picturehistory.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021