Почему художник Верещагин уничтожил свою картину «Забытый»
Память История и события

    Александр II оставил о себе память как о самом либеральном императоре в истории России. Однако если его что-то «задевало за живое», царь-освободитель вёл себя так же жёстко, как и его отец Николай I. Одной из «жертв» царской цензуры стал художник Василий Верещагин, которому в 1874 году пришлось уничтожить свою картину «Забытый».

    Полотно под названием «Забытый» входило в состав знаменитой Туркестанской серии Верещагина. В Средней Азии художник бывал в 1867-70 годах, а над картинами работал в 1871-73 годах в Мюнхене. Выставка этих работ в 1874 году наделала в Санкт-Петербурге много шума.

    Картина «Забытый» изображала лежащее в степи тело русского солдата с распростёртыми руками. На запах мертвеца уже слетелась туча воронья. Одна из птиц села на грудь солдата, и зритель понимает, что скоро покойный будет обглодан дочиста. Вдали видны уходящие в сторону гор русские войска, которые «забыли» подобрать убитого.

    Верещагин сопроводил картину эпиграфом из народной песни:

    «Ты скажи моей молодой вдове,
    Что женился я на другой жене;
    Нас сосватала сабля острая,
    Положила спать мать – сыра земля...»


    Трагический сюжет не оставил публику равнодушной. Например, корреспондент газеты «Московские ведомости» отмечал, что в этой картине «чувствуется настоящее вдохновение». А поэт Яков Полонский во «Всемирной иллюстрации» так отзывался о «Забытом»: «Ведь эта картина так и говорит русскому сердцу: не позабудь этого позабытого, вспомни, что и его, так же, как и тебя, мать родила, пеленала, грудью кормила, может быть, любовалась им, надеялась на него...»

    В отличие от рядовых зрителей командование Туркестанской армии оказалось крайне раздосадовано картиной Верещагина. Особенно негодовал генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман. Прежде его связывали дружеские отношения с художником, однако, увидев «Забытого», генерал подверг Верещагина жесткой критике.

    «Кауфман, очевидно, умышленно шельмовал меня, заставлял сознаться, что именно русского солдата в такой позе, объеденного птицами, я не видел, и положительно торжествовал, когда я под ироническими улыбками его свиты, сознался: да, не видел», – вспоминал Верещагин.

    По мнению Кауфмана, ситуации, изображённой на картине, не могло быть «в принципе», поскольку русская армия якобы собирает своих погибших всех до единого. Впрочем, истинная причина недовольства заключалась в другом. Генералы ждали от Верещагина фанфар в связи с покорением Средней Азии. Художник же напоминал им, что война всегда несёт с собой бедствия.

    Недовольство Кауфмана едва не подорвало финансовое состояние Верещагина. Первоначально художник рассчитывал с помощью генерала продать картины Туркестанской серии государству за 100 тысяч рублей. Теперь же Кауфман заявил, что царь вряд ли станет покупать «постыдную клевету на русское войско».

    Запомнился Верещагину и отзыв некоего «генерала М.», который сравнивал его картины с произведениями баталиста Ораса Верне, прославившего колониальные завоевания Франции. Верещагин же, по мнению военного, «унизил и оклеветал» русскую армию. Художник пытался возражать, но ему буквально не дали раскрыть рта.

    Выставку работ Верещагина посетил и император Александр II. Публично он выразил восхищение мастерством художника. Однако, как передавали современники, картину «Забытый» царь приказал уничтожить. Скрепя сердце, Верещагин согласился с монаршей волей.

    Отметим, что искусствовед Фёдор Булгаков считал данную версию «чистейшей нелепостью». Он ссылался на шефов жандармов, которые заявили критику Владимиру Стасову, что «Государь и не думал высказывать какого бы то ни было неудовольствия».

    Однако сохранилось и противоположное свидетельство военачальника Скалона. По его словам, картину «Забытый» царь посчитал «тенденциозной» и отозвался о ней неодобрительно.

    Версия о прямом вмешательстве Александра II подтверждается архивами III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии.

    «Как известно, государь император, осматривая выставку картин Верещагина, выразил художнику желание, чтобы картина «Забытый», как своевременно уже было сообщено, была уничтожена, и Верещагин, по слухам, немедленно исполнил высочайшую волю...», – сообщалось 4 апреля 1875 года в одном из донесений (цитируется по журналу «Наука и религия», №2 за 1979 год).

    Одно можно сказать точно: критика «сверху» довела Верещагина до нервного срыва. Вместе с картиной «Забытый» он разрезал на куски и сжёг ещё два своих полотна – «Окружили – преследуют» и «Вошли».

    Генерал-майор Александр Гейнс, посетивший Верещагина в эти дни, застал его завернувшимся в плед около печи с горящими холстами. Художник был очень бледен, чуть не плакал, а на улице, по его словам, извозчик принял его за пьяного.

    Верещагин уехал из России, не дожидаясь конца выставки. Впрочем туркестанскую коллекцию ему всё-таки удалось продать меценату Павлу Третьякову за 92 тысячи рублей.

    Цензурный комитет запретил воспроизводить даже копии «Забытого» вследствие его «тяжёлого сюжета». Тем не менее в магазине эстампов Багрова пользовалась покупательским спросом заграничная литография с картины.

    С тех пор Верещагин взял за правило рисовать исключительно «фотографически верные» сцены, чтобы не навлекать на себя неприятностей. В начале 1880-х годов живописец повторил в одной из картин сюжет «Забытого». Правда, теперь он изобразил не русского, а английского убитого солдата. Полное название картины звучит так: «В Трансваале. Сегодня… завтра… как вчера… везде под всеми формами». Ныне она находится на Украине, в собрании Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

    По материалам: cyrillitsa.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 13 мая 2021, 08:22
    • madoks

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021