Эпизоды войны в Китае («Правда» от 19 ноября 1938 года)
Память История и события

    (ЗАПИСКИ КИТАЙСКОГО ЛЕТЧИКА)

    1. ВЗРЫВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА
    Японцы развивали наступление вдоль Тяньцзинь-Пукоуской железной дороги. Это — обычный метод японцев. Они захватывают транспортные магистрали (железные дороги, реки) и ведут вдоль них наступление. Вся остальная территория ими считается «завоеванной», но практически служит чрезвычайно удобной ареной для действия наших партизанских частей.

    Поезда непрерывно подвозили пополнение. С помощью новых частей японцы развивали наступление. Наша пехота под давлением превосходных сил противника отступала. Необходимо было во что бы то ни стало парализовать наступление, лишить врага возможности использовать резервы. Единственной силой, которая могла это сделать, была авиация.

    Выполнение задания было поручено моей авиагруппе. Мы должны были проникнуть в японский тыл и взорвать железнодорожный мост через реку Хуан-хэ, тем самым прервав связь по железной дороге. Одновременно мы должны были разрушить понтонный мост, по которому с одного берега реки на другой переправлялись японская пехота и механизированные части.

    Нам предстояло пролететь от базы до цели около тысячи километров. Мы имели в своем распоряжении отличные боевые машины.

    Наша разведка сообщила, что в ближайшее время через реку Хуан-хэ должна начаться переправа крупных соединений японских войск. Медлить было нельзя. Подвесив бомбы, мы вылетели в составе восьми самолетов. Пролетев несколько часов, наша группа опустилась на заранее намеченном аэродроме для заправки горючим. Садиться с бомбами нелегко и очень опасно. При малейшей неточности, сильном ударе бомбы могут взорваться. Но наши летчики хорошо владеют своими великолепными машинами. Посадка была сделана отлично, без всяких происшествий.

    Пополнив бензиновые баки, мы отправились в дальнейший путь. Самолеты шли на высоте 6—7 тысяч метров. Наше нападение было неожиданным. Японцы не смогли оказать никакого сопротивления. И в этом случае сказалась их чванливая самоуверенность, за которую они так часто и жестоко расплачиваются.

    Задание было выполнено с одного захода. Железнодорожный мост представляет очень трудную цель для бомбометания. Его ширина небольшая, и попасть в него, тем более с большой высоты, нелегко. Но наши штурманы блестяще справились с порученным делом. Гигантский мост длиною более километра и находившийся рядом понтонный мост были разрушены. Три пролета железнодорожного моста рухнули в воду.

    Тут же, около реки, мы увидели японский аэродром. На аэродроме находились самолеты, которые не успели даже подняться в воздух. Все бомбы мы израсходовали на разрушение мостов. Пролетая над аэродромом, мы с величайшим огорчением констатировали, что нам нечего сбросить на японские самолеты.

    2. РАЗГРОМ АВИАБАЗЫ НА ОСТРОВЕ ФОРМОЗА
    Один из очередных рейдов мы решили совершить на базу, расположенную в глубочайшем тылу противника. Это был крупный и очень важный пункт сборки и распределения самолетов по всем основным воздушным частям японской армии. База находилась на расстоянии 1.200 километров от нашего аэродрома, на острове Формоза.

    Погода была плохая. Это нас устраивало. В плохую погоду легче незаметно пробраться в тыл врага. Вскоре после вылета мы встретили сильную облачность. Решив лететь над облаками, мы поднялись на высоту в 6 тысяч метров. Запаса кислорода у вас не было, и мы летели на этой высоте без пользования кислородом.

    Полет в разреженной атмосфере продолжался три с половиной часа. Мы шли сначала над горами, затем вышли к океану. Наши сухопутные машины летели над просторами Тихого океана. Вот, наконец, внизу показались очертания земли, это был остров Формоза.

    Этот полет был особенно труден в навигационном отношении. Чтобы японцы не догадались о цели рейда, мы шли ломаными курсами, часто меняя направление. Несмотря на извилистость пути и отсутствие точных карт, наши штурманы прекрасно справились со своей задачей. Корабли вышли в лоб острову.

    Авиабаза была расположена у подножья большой горы. Почти весь остров скрывался в облаках. Я боялся, что облака закроют и авиабазу, и тогда придется либо бомбить сквозь облака, либо пробиться вниз и сбрасывать бомбы с небольшой высоты. В этом случае зенитная артиллерия японцев могла бы нанести нам большие потери. Но, как мы узнали потом, японцы настолько не допускали мысли о возможности нападения на Формозу, что авиабаза даже не имела налаженной зенитной защиты.

    К нашему величайшему удовольствию мы обнаружили, что авиабаза открыта и облачная гряда заканчивается в нескольких километрах от нее. Снизившись до высоты 5.000 метров, мы увидели внизу ангары, серебристые цепи самолетов. Мой штурман Ян Фун-лин, точно рассчитав момент, нажал гашетку, вниз полетели первые бомбы. Следом рухнули бомбы со всех остальных кораблей.

    Нам трудно было судить о результатах нападения. Весь аэродром и окружающие здания скрылись в огне и дыме. Всего мы сбросили на базу свыше 360 бомб. После этого наша группа в полном порядке вернулась на свою территорию, сделала посадку на промежуточном аэродроме, чтобы пополнить запасы бензина, и перелетела на основную базу. Лишь один летчик — Кун Су, изнуренный продолжительным полетом в разреженной атмосфере, не мог продолжать полета. Сказались результаты длительного кислородного голодания. Он остался на промежуточном аэродроме и через день присоединился к нам.

    Из сообщений английской печати (хотя приводимые ею данные были, конечно, сильно преуменьшены) мы узнали, что в итоге нашего налета было уничтожено 40 самолетов, два склада в запасными авиачастями, нефтебаза, разрушен аэродром, убито 20 японских летчиков, ранено 15. Японцы были буквально ошеломлены нашим рейдом. Они никогда не предполагали, что китайские самолеты могут залететь так глубоко в тыл. На следующий день на всех японских остовах была проведена воздушная тревога. Командование армии, допустившее возможность безнаказанного налета, было смещено.

    3. БОМБЕЖКА СКВОЗЬ ОБЛАКА
    На одном из участков северного фронта японские самолеты очень часто производили налеты на расположение наших частей. Действия японской авиации тормозили наступление китайской пехоты, препятствовали нашим войскам занять важный стратегический пункт в районе Бейпин-Ханькоуской железной дороги.

    Нашей авиагруппе было поручено парализовать действия японской авиация, разбить ее силы. Японские самолеты базировались на аэродроме вблизи города Чжандэ. Мы вылетели к цели.

    Над линией фронта наши самолеты прошли на большой высоте, над облаками. Подойдя к цели, мы увидели, что вся земля закрыта сплошной облачностью. Здесь сказалось большое искусство китайских штурманов и в частности флаг-штурмана Мау. Из облаков торчала только верхушка одной горы. Определившись с предельной точностью по этой вершине, штурман сообщил, что аэродром под нами. Мы начали бомбить.

    Вначале даже у меня лично не было уверенности, что наши бомбы попадают куда следует. Вскоре мы получили подтверждение правильности бомбометания. Зенитная артиллерия японцев начала сквозь облака по звуку моторов обстрел наших самолетов. Снаряды рвалось вокруг нас. Это свидетельствовало, что мы над целью. Дуэль сквозь облака продолжалась недолго. Сбросив все бомбы, мы улетели обратно. Разрывом зенитных снарядов у нас был легко поврежден один самолет. В числе других он благополучно вернулся на исходную базу.

    В результате нашего налета были выведены из строя 10 японских самолетов, 15 танков и был ранен один генерал. Операция японских войск была сорвана. Самолеты больше не беспокоили наши войска. Свою авиабазу японцы вынуждены были перенести на 100 километров дальше в глубь тала.

    * * *


    Мы получили сведения о том, что японцы подвозят к линии фронта большой резерв. Пополнение было погружено на пять океанских кораблей, движущихся вверх по реке Янцзы. Наша авиагруппа вылетела на поиски этой эскадры.

    Залетев в глубь территории противника на 200 километров, мы увидели четыре больших морских судна. Нас заметили. Заработала зенитная артиллерия. Стреляла она плохо и неточно. Снаряды рвались далеко сзади наших самолетов. Не обращая внимания на обстрел, мы открыли огонь. С высоты четырех тысяч метров мы начали бомбежку. Два японских корабля были потоплены, два — повернулись и на всех парах ушли обратно. Мы вернулись на базу.

    … Таковы эпизоды, характеризующие боевую мощь и возможности китайской бомбардировочной авиации. При этом нужно иметь в виду, что соотношение сил было далеко не в нашу пользу. Обычно нам приходилось сталкиваться со значительным превосходством сил противника. Количество японских самолетов, как правило, превышало наши силы в два—три раза.

    И тем не менее всегда в воздушных боях победа была на стороне китайских летчиков. Это объяснялось не только тем, что мы имели в своем распоряжении машины с лучшими боевыми качествами, но и большой самоотверженностью, храбростью и отвагой наших летчиков.

    За сравнительно небольшой промежуток времени авиагруппа, находившаяся под моим командованием, уничтожила около 120 самолетов противника, много танков и автомобилей, несколько морских судов, несколько складов, разрушила аэродромы, нефтебазы, электростанции, мосты и так далее. Мы потеряли всего 3 самолета.

    Командир группы ФЫН ПИ.
    Центральный фронт.

    По материалам: Газета «Правда» 19 ноября 1938 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 16 марта 2021, 10:31
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021