50 лет назад советская подлодка протаранила американскую
Память История и события

    15 ноября 1969 года в Баренцевом море советская атомная подлодка К-19 протаранила американскую субмарину USS Gato. Подводное столкновение едва не привело к использованию ядерного оружия и началу третьей мировой войны. Официальные документы о ЧП до сих пор носят гриф «секретно», но участники инцидента — моряки США и бывшего СССР не делают тайну из своих воспоминаний.

    Впервые о столкновении в 1975 году сообщила газета The New York Times. В статье говорилось, что американские субмарины с начала 60-х годов шпионят за советскими подлодками и зачастую даже заходили в трехмильную зону территориальных вод СССР. В качестве примера рассказывалось о происшествии с ударной атомной подлодкой USS Gato.

    Оказывается, субмарина принимала участие в операции Holliston, проводимой Агентством национальной безопасности и разведывательным управлением ВМС США. Для этой цели подлодку оснастили специальным оборудованием и провели дополнительную обработку корпуса для снижения малошумности. Рано утром 15 ноября 1969 года Gato, следившая за действиями советской К-19, подставилась под атомную субмарину СССР.

    По сведениям из открытых источников, удар произошел в 4 часа 25 минут и был настолько силен, что, казалось, произошло землетрясение. Расчетный размер пробоины получился около 15 на 30 сантиметров. Лодка, набрав воды в отсек, с глубины 66 метров (20 футов) «упала» на 100 метров. Эпизод едва не завершился трагедией. Запаниковавший командир минно-торпедной части USS Gato приказал приготовить к стрельбе три торпеды и противолодочную ракету SUBROC с ядерной боеголовкой. К счастью, командир субмарины Лоуренс Бурхардт отменил его приказание.

    Американские подводники смогли справиться с аварией, поднявшись на 25 метров, они, малым ходом ушли в безопасный район, а оттуда на базу. Командир подлодки и старший помощник были сняты с занимаемых должностей.

    Как развивались события на К-19 описал капитан-лейтенант Ким Костин в своих записках «Черная зона К-19». По его данным, столкновение произошло на траверзе мыса Териберский в 25 милях от берега. Старший на борту был замкомдива по БП капитан 1-го ранга Владимир Лебедько, а командовал субмариной капитан 2-го ранга Валентин Шабанов.

    «Я сидел за штурманским столом и вдруг ощутил, что неведомая мощная сила прижала меня к носовой переборке на несколько секунд. Как такового, удара я не слышал, но он, несомненно, был. Дифферент пошел на нос. Первое, что мелькнуло в голове — налетели на камни! Но мы же недавно определяли место, да и удар был бы другим! Мы сразу же всплыли, дали радио. На поверхности ничего не заметили. С мостика никаких повреждений не увидели. Вскоре нам приказали возвращаться. На подходе к Кольскому заливу увидели сторожевые корабли, на полных парах шедшие навстречу. Они уточнили место нашего столкновения. Позднее говорили, что они обнаружили американцев и давали им сигнал „всплыть“, но они 4-узловым ходом так и ушли», — пишет он.

    Для разбора причин столкновения была создана специальная комиссия, в состав которой, кроме контрразведки и подводников, вошли создатели акустической техники и представители Академии наук СССР.

    «В результате совместных усилий комиссия и командование сделали вывод, что никто не виноват — ни техника, ни акустики, ни экипаж. Виновата во всем неудачная гидрология моря. Этот вариант устраивал всех», — вспоминает Костин.
    По материалам: rg.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 15 ноября 2019, 09:33
    • iunior

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019