Пожар в Бакинском метро
Память История и события

    24 года прошло со дня трагедии в Бакинском метро. И хотя эта катастрофа по количеству человеческих жертв была самой масштабной в истории мирового метрополитена, она осталась малоизвестной и в мире, и в странах бывшего Союза, и даже в самом Азербайджане.

    Всё началось 28 октября 1995 года, приблизительно в 18:00, в самый час пик. Десятки тысяч горожан возвращались с работы домой. Естественно, многие предпочитали ехать на самом быстром и удобном транспорте – метро. Все вагоны были забиты. В тоннеле в одном из составов начался пожар. По официальной и наиболее правдоподобной и распространенной версии загорелся тяговый двигатель одного из вагонов. Скорее всего, из-за изношенности – оборудование в метро было стареньким, советских 60-х годов. Из-за недостатка средств ремонт и профилактику оборудования проводили редко и зачастую формально. Это касалось не только Азербайджана, но и всех республик развалившегося Союза.

    Из воспоминаний очевидца: «Как только поезд вошёл в туннель, я увидел вспышку. Затем пламя охватило вагон, был звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали разбивать окна, чтобы выбраться оттуда. Мы начали задыхаться...»

    Сработал человеческий фактор. Машинист поезда растерялся и остановил состав в узком тоннеле (5.6 метров высотой и 5 метров шириной) между станциями «Улдуз» и «Нариманова». По мнению специалистов, если бы он дотянул 200 метров до станции «Улдуз», то жертв было бы гораздо меньше. Буквально через пару минут после экстренной остановки, вспыхнули третий и четвертый вагон, где вся отделка на 100% состояла из легковоспламеняющихся и горючих материалов – кожи и пластмассы. Мало того, эти материалы при горении выделяют токсичные вещества, вдыхание которых (особенно в замкнутом пространстве) смертельно. И опять же человеческий фактор – персонал метрополитена, которому машинист сообщил о возгорании, не отключил вовремя электропитание в тоннеле, а про тоннельную вентиляцию работники вообще забыли. Не включенная в особый режим она продолжала работать, так что ядовитый дым поступал в направлении эвакуации пассажиров. Сигнал на пульт пожарной охраны поступил лишь через час после возгорания. В общем, царил полный бардак, а неподготовленные сотрудники метрополитена оказались беспомощны.


    Между тем, люди, пытаясь спастись от огня, разбивали стекла окон и дверей. Свет не горел, и многие задохнулись от дыма или были раздавлены в давке. Некоторые хватались в темноте за силовые кабели и умирали от поражения электрическим током. Оставшиеся в вагонах погибли от огня.

    Спасатели, пожарные и добровольцы тушили пламя в течение шести часов. Им удалось спасти более четырехсот человек. Свидетели рассказывали, что сила огня была так велика, что от состава остались лишь обугленные металлические каркасы вагонов, а колеса попросту приварились к рельсам.

    По официальным данным в пожаре в подземке погибло 289 человек, в том числе 28 детей и трое спасателей. Число раненых достигло 270 человек, из которых 69 было госпитализировано.

    В те времена было принято во всех бедах винить наследие развалившегося Советского Союза. Трагедия в бакинской подземке не стала исключением. Председатель правительственной комиссии вице-премьер Абасов так и заявил: «… устаревшая система метро, оставшаяся в наследство от советской эпохи. В советские времена не очень-то заботились о безопасности пассажиров, и поэтому типовые электрички, гоняющие по тоннелям на всём пространстве бывшего СССР, не снабжены надлежащей системой безопасности. В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто страшно садиться.


    В народе же, естественно, ходили и альтернативные версии. Некоторые утверждали, что это был террористический акт с применением отравляющих веществ. Нашлись свидетели, которые видели круглые пробоины в асбестовом покрытии пола, которое не могло быть повреждено огнем, так как выдерживает температуру до шести тысяч градусов.

    В общем, истинные причины катастрофы до сих пор толком не выяснены. Но основная причина – бардак, царивший после развала Союза. Русские специалисты уехали в Россию, армянские – в Армению, азербайджанские уволились из-за плохой оплаты труда и искали лучшую долю, торгуя на рынках. Вместо них напринимали блатную сельскую молодежь, родственничков начальников, отстёгивавших благодетелям процент с заработка. Деньги, отпущенные на ремонт, разворовывались, профилактика проводилась формально. Как всегда надеялись на авось. На плохое состояние метрополитена никто внимания не обращал, хотя признаки приближающейся аварии были – в Бакинском метро до этого (и, кстати, после этого) неоднократно происходили мелкие пожары и обрушения эскалаторов. Рано или поздно эти мелочи должны были закончится крупной аварией…

    По материалам: zen.yandex.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019