Тихая война в Южной Атлантике
Память История и события

    Сорок с лишним лет назад в Анголе началась гражданская война. Одновременно новой власти во главе с МПЛА (Народным движением за освобождение Анголы) пришлось отражать агрессию ЮАР на южной границе и в прибрежной зоне. Захватчиков, как и оппозицию, поддерживали и снабжали США.

    Анголу в то время связывал с Советским Союзом договор о военном сотрудничестве. Наши военные корабли, охраняющие рыболовные суда на промысле у берегов Африки, заходили в порт Луанда на несколько недель на отдых. В столице воюющей Анголы советские военные моряки обеспечивали безопасность города от воздушного нападения, от ударов со стороны моря. Корабли советского ВМФ сопровождали также крупнотоннажные транспорты с оружием и боеприпасами, направляющиеся из СССР и Кубы в Анголу, Мозамбик, Гвинею-Биссау. С этими государствами у СССР имелись соответствующие соглашения на оказание военной помощи. В Луанде базировался штаб 30-й оперативной атлантической бригады, в состав которой входили надводные корабли, подлодки и вспомогательные суда Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Офицеры газеты Северного флота «На страже Заполярья», в которой я в то время служил, постоянно находились в командировках на кораблях атлантической бригады.

    В ночь с 5 на 6 июня 1986 года в порту ангольского города Намиб – ближайшем пункте к ангольским провинциям, где велись основные боевые действия, были подорваны три гражданских судна: советские сухогрузы «Капитан Чирков», «Капитан Вислобоков» и кубинский транспорт «Гавана», доставившие более 25 тысяч тонн оружия, боеприпасов и продовольствия для ангольской армии, партизан СВАПО. Скупая информация об этом на следующий день появилась в газете «Правда».

    Как выяснится позже, проведено это было в ходе специальной операции ВС ЮАР под кодовым названием «Сифокс» («Морская лиса»). Первыми ощутила взрыв команда сухогруза «Капитан Вислобоков», через три пробоины по левому борту общим размером 24 квадратных метра в трюмы корабля начала поступать вода. Груз от взрыва не пострадал, возгорания боеприпасов не произошло, хотя судно стало оседать на корму. От подрыва «Капитана Вислобокова» детонировали электронные взрыватели трех мин, «приклеенных» ниже ватерлинии второго советского судна – «Капитан Чирков». Все ли мины взорвались и не последуют ли новые подрывы, в ту ночь сразу сказать не мог никто.

    Главный штаб ВМФ в Москве спланировал специальную операцию по спасению судов. Командующему Северным флотом, в чьей оперативной ответственности находился регион, была поставлена задача сформировать специальную группу боевых пловцов, способных осмотреть и при необходимости разминировать корабли.

    В Анголу срочно перебросили и группу моряков морского спецназа Черноморского флота под командованием капитана 1-го ранга Юрия Пляченко. Им была поставлена задача не только спасти груз, обезвредив неразорвавшиеся мины, но и определить их «авторство». Прибыв в Намиб и опустившись под воду, советские боевые пловцы обнаружили две неразорвавшиеся мины, прикрепленные к днищу. Они были установлены на неизвлекаемость. Вскоре к Намибу подошли боевые корабли Северного флота. Боевые пловцы ПДСС Черноморского флота и североморцы решили осуществить срыв мины с борта транспорта «Капитан Вислобоков» контрвзрывом 40-граммовой порции взрывчатки. Опасность для судна была ликвидирована, но задание Москвы было поставлено под угрозу: нужна была «живая», неразорвавшаяся конструкция. Права на ошибку со второй миной уже не было. Через 36 суток после подрыва судов шток устройства неизвлекаемости мины оброс водорослями и ракушками. И это давало маленький шанс извлечь мину без подрыва.

    Ее закрепили прочным веревочным тросом, сорвали с поверхности корабля и отбуксировали на ближайший пляж для разминирования и разборки.

    Специалисты выяснили, почему устройство не сработало. Диверсанты, оказывается, не сделали поправку на так называемую ангольскую зиму: в Намибийской пустыне в это время года достаточно прохладно, соответственно остывает и океан, поэтому в механизмах взрывателей загустела смазка.

    По результатам операции три человека из состава группы боевых пловцов Черноморского флота были награждены орденом Красной Звезды, остальные – медалями «За отличие в воинской службе».

    Награды получили и североморцы: ордена Красной Звезды – офицер Максим Иванов, мичман Аксенов, медаль «За боевые заслуги» – старший матрос Степаненко. Матрос Михайлов был награжден медалью Ушакова, орденом «За службу Родине в ВС СССР» – капитан 3-го ранга Рыжков. Об операции и о людях, в ней участвовавших, рассказала газета «На страже Заполярья».

    Но долгое время под грифом «Для служебного пользования» оставалась история, произошедшая за два года до этого, в которой участвовали североморцы.

    * * *


    30 июля 1984 года полковник Уваров направил главному военному советнику в Анголе следующий документ: «В 3.00–3.40 30 июля 1984 года в результате диверсии были подорваны два судна, стоявшие на внутреннем рейде порта Луанды. Одно из судов принадлежит ГДР, другое – Анголе. На борту ангольского судна (со смешанным анголо-кубинским экипажем), прибывшего из Бразилии, находился груз продовольствия и снаряжения для ФАПЛА. На судне ГДР – груз для СВАПО (28 автомашин, продовольствие), а также промышленные товары для НРА. В результате взрывов наиболее серьезные повреждения получило судно ГДР, на нем выведено из строя машинное отделение. По результатам предварительного расследования, проведенного Министерством госбезопасности и обороны НРА, установлено, что диверсия осуществлена подрывом магнитных мин, установленных на подводной части судов. На немецком судне в результате подрыва двух мин образовались пробоины размером 3x3 и 3x3,5 метра. На ангольском судне имеются также две пробоины размером 2x2 и 3,5x1,5 метра.

    Диверсия скорее всего осуществлена подводными диверсантами. Как показало предварительное расследование, в период с 22.00 29.7 до 2.00 30.7 вблизи указанных судов наблюдалась резиновая лодка с подвесным мотором с тремя неизвестными лицами на борту. Лодка пыталась приблизиться и к советскому рыболовецкому судну, находившемуся недалеко от места диверсии, но благодаря бдительности и принятым дежурной службой мерам вынуждена была уйти.

    В порту Луанды в настоящее время находятся четыре советских военных корабля: БПК «Адмирал Юмашев», дизельная подводная лодка, плавмастерская (ПМ), танкер-заправщик, а также около 30 рыболовецких судов. Два советских грузовых судна – «Николай Шверник» и «И. Дубровинский» – с грузом ГСМ, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом для СВАПО и ФАПЛА направляются в порт Намиб. Все экипажи приведены в состояние повышенной противоминной и противодиверсионной готовности. Утвержден график круглосуточного гранатометания с дежурных катеров внутри бухты и у стоящих у причалов кораблей».

    Немецкий транспорт был подорван точно на входном фарватере в бухту Луанды. Затони судно сразу, и был бы перекрыт выход боевым кораблям советского ВМФ из базы в океан. Наши военные моряки, не дожидаясь санкции ангольских властей, вызвали по радио из рыбного порта советский спасательный буксир «Неотразимый». На немецкий сухогруз, который еще держался на плаву, высадилась оперативная группа североморцев во главе с капитаном 2-го ранга Александром Кибкало. Вместе с немецкими моряками североморцы заделали пробоины, буксир оттащил судно в сторону песчаной косы и посадил на мель. Во время буксировки прожектор высветил ниже ватерлинии корабля некий чужеродный прибор прямоугольной формы, напоминавший пятилитровую банку из-под маслин. Советские моряки предположили, что это неразорвавшаяся мина, которая (в трюмах сухогруза находилась взрывчатка) могла уничтожить не только наши военные корабли и военно-морскую базу, но и часть Луанды. Как рассказал мне участник той операции Александр Красильников, в штаб ВМФ СССР была отправлена шифровка с сообщением о ЧП и просьбой дать рекомендации по разминированию. Экипаж немецкого транспорта, кроме капитана, старшего механика и грузового помощника, был эвакуирован на берег. Утром к месту события прибыл военный атташе ГДР и привез официальное разрешение своего правительства на разминирование транспорта силами советских военных моряков. Москва молчала. Александр Кибкало предложил застропить мину капроновым фалом и оторвать ее на скорости от корпуса. Операцию под водой офицер выполнил вместе со старшим водолазом оперативной бригады Владимиром Осадчим. Все прошло четко по плану, мину потом подорвали в пустынном месте на берегу. При взрыве образовалась внушительная воронка: два метра в глубину и почти пять в диаметре.

    Этот транспорт спасли советские военные моряки

    Успешная операция по разминированию ни у советского, ни у ангольского командования должной оценки не получила, обещание советских дипломатов представить участников к наградам последствий не имело. На то были, видимо, какие-то политические причины. Только несколько лет назад участники разминирования капитаны 2 ранга запаса Александр Красильников, Сергей Родин, главный старшина запаса Валентин Кормильский были награждены общественной медалью «Участнику локальных конфликтов в Анголе». Александр Кибкало в награду за ту операцию получил от капитана спасенного судна Мартина Касана фарфоровый сапожок-рюмку.

    В книге Геннадия Белова «Атлантическая эскадра 1968–2005» контр-адмирал запаса Александр Кибкало так оценил свои действия: «В то время, когда происходили эти события, ни я, ни мои помощники о риске, самосохранении, ни тем более о героизме не думали… У меня, как и у моих учителей и многих военных моряков, было развито понятие о чести, достоинстве, совести. Можно было направить на разминирование подчиненных офицеров и мичманов. Если бы они ошиблись и погибли, я не смог бы дальше спокойно жить с этим грузом на своей совести. Не смог бы смотреть в глаза их женам и детям… своим сослуживцам, зная и понимая, что мог сам выполнить эту опасную работу. Предположим, я мог поехать искать наших дипломатов. Согласовывать с ними действия и получать разрешения. В это время мог взорваться транспорт и корабли бригады. Погибли бы наши моряки и жители Луанды. Погибли бы советские и ангольские люди. Я бы обесчестил себя и детей… звание русского морского офицера, флот, страну. Тогда, в 1984 году, времени на подобные размышления не было. Необходимо было не допустить взрыва любой ценой. Мы это сделали. Наша совесть чиста. Мы не допустили трагедии и гибели людей».

    Валерий Громак, капитан 1-го ранга в отставке
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 13 августа 2019, 07:27
    • simca

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019