80 лет назад два чешских пилота угнали в СССР бомбардировщик
Память История и события

    26 апреля 1939 года чешские военные летчики — ротмистр Богуслав Шикмунд (Bohuslav Zikmund) и ротмистр Иозеф Навеншник (Josef Návesník) угнали в СССР бомбардировщик Avia B.71. Рискуя жизнью пилоты пролетели над территорией фашисткой Германии и Польши, и благополучно приземлились в советской Белоруссии.

    Отчаянному поступку пилотов предшествовали драматические события. В марте 1939 года Германия совместно с Польшей и Венгрией оккупировала и расчленила Чехословакию. По праву победителя немецкой армии достались богатые трофеи. Среди них выделялся скоростной бомбардировщик B.71. За этим наименованием скрывается советский самолет СБ-2 — одна из самых современных и удачных машин того времени.

    Как гласит Военно-исторический справочник, в 1937 году Чехословакия получила от СССР лицензию на изготовление самолетов СБ-2. Однако производство разворачивалось очень медленно, и тогда чехи приобрели 60 советских скоростных бомбардировщиков. Цена за один СБ была фиксированной — 118 460 долларов США.

    Avia B.71А германских ВВС

    Поставляемые из СССР самолеты оснащались двигателями, вооружением и радиооборудованием чехословацкого производства. Вместо трех пулеметов ШKAC на самолеты В.71 ставили по три пулемета ZB vz.30 калибра 7,92 мм. Самолету Туполева было присвоено название В.71. Литера «В» происходит от чешского Bitevni — Боевой. Новые бомбардировщики поступили на вооружение 5-го авиационного полка в Брно и 6-го авиационного полка в Праге. Разведчики В.71 состояли на вооружении 1-го авиационного полка в Праге и 2-го авиационного полка в Олоумуце, Северная Моравия.

    Пулемет ZB vz.30 калибра 7,92 мм на турели ТУР-9 самолета В.71

    После оккупации большинство В.71 немцы перегнали в Мерсебург. Экипажам Люфтваффе, как сообщает портал Авиару.рф, помогали чешские летчики. Однако пилоты Богуслав Шикмунд и Йозеф Навеншник решили улететь на своем В.71 не в Германию, а в Советский Союз. Подняв бомбардировщик в воздух, они взяли курс на Польшу, а затем на Гомель. Обманув немецкие и польские силы ПВО самолет приземлился на аэродроме в Белоруссии, но при посадке повредил шасси. После инцидента немецкое командование потребовало от советских военных вернуть самолет. Наркомат иностранных дел СССР предложил Германии либо прислать своих специалистов для ремонта, либо оплатить ремонт силами советских техников. Немцы отказались.

    Судьба чешских пилотов Богуслава Шикмунда и Иозефа Навеншника сложилась трагически. Вначале они прошли специальную проверку НКВД, но остались под негласным надзором госбезопасности. После начала Великой Отечественной войны были интернированы в Сибирь.

    Бомбардировщики Avia B.71 на стоянках

    Однако в 1942 году ситуация изменилась. Всех летчиков чехословаков было решено отправить в Великобританию, где уже началось формирование чешских эскадрилий. Для сопровождения летчиков в Мурманск прибыл полковник Йозеф Бероунски (Josef Berounský). 28 апреля Богуслав Шикмунд и Йозеф Навеншник в числе других отплыли из Мурманска на крейсере «Эдинбург». Однако корабль был торпедирован и атакован с воздуха. Полковник умер от раны, а остальные летчики вернулись обратно. Через две недели пилоты снова отплыли из Мурманска на крейсере «Тринидад», но во время перехода его тоже атаковали и потопили немецкие бомбардировщики. Среди погибших были Шикмун и Навеншник.
    По материалам: picturehistory.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 30 апреля 2019, 07:25
    • zumer

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019