Из истории «демократии» польской шляхты
Память История и события

    С некоторых пор в белорусской публицистике Речь Посполитую стали именовать государством «обоих народов». Только не всегда поясняют, кого понимают под «народом», а ведь речь шла не о «поляках» и «литвинах» (или «русинах»), но о «политическом народе» двух соединённых государств. «Народ» этот говорил на польском языке и назывался «шляхтой» (рыцарством).

    Главное место в шляхетской идеологии занимал «гонор» (честь). Речь Посполитая стала страной неуёмного польского гонора, стоявшего выше любых законов. Сами законы действовали здесь исключительно в пользу шляхты. Сословный суд обеспечивал безнаказанность многих поступков, осуждаемых на бумаге. «Польша стоит на безвластии» – эта поговорка XVIII века точно характеризовала режим шляхетской демократии.

    В то время, когда при Петре I в Полоцке произошёл инцидент с убийством базилианских монахов, в белорусских и литовских областях шляхтичи творили подобные дела безнаказанно. Издевательства над православными были в обычае, случались повсеместно, но совершались побои, даже убийства и униатских священников, и протестантских пасторов. Почему бы не вспомнить об этих жертвах – ведь в их память никто не совершает крестные ходы, предпочитая славить «золотой век» шляхетской свободы, который справедливее назвать временем бескрайнего произвола.

    Высокомерный польский гонор не считался с духовным саном даже униатских священников. С некоторой долей уважения шляхтич относился разве что к латинскому ксендзу по поговорке «что ксендз – то шляхтич, что поп – то холоп». Впрочем, напасть на церковное имение (неважно, какой конфессии), ограбить амбары, увести скот, побить крестьян было обычным рыцарским «подвигом» шляхтича. Даже двор униатского митрополита Леона Заленского в Гродно подвергся в 1697 г. разбойному нападению пинского стольника Доминика Роникера. Он вместе с вооружёнными слугами ворвался в резиденцию митрополита, нанёс побои священникам Александру Петровичу, Стефану Германовичу и Павлу Гомолицкому, которые пытались урезонить нападавших, и учинил погром, оценённый в 8000 польских злотых.

    Случались и более возмутительные преступления. Вот одно из дел того времени, которое разбиралось в Литовском трибунале в 1702 г. Местечко Боруны Ошмянского района издавна славится чудотворным образом Богородицы, который почитают как католики, так и православные. Икона приобрела известность в 1692 г., когда местный шляхтич-землевладелец Николай Песляк под впечатлением от чудес принял духовный сан и заложил каменный храм. По его завещанию здесь был основан униатский (базилианский) монастырь, попечение над которым было передано родственникам – Яну (сыну Николая), Петру, Василию и Якову Песлякам. Ян Песляк должен был принять монашество и закончить начатое строительство, но под видом попечения Песляки стали воровать и продавать драгоценности, заниматься вымогательством денег будто бы на украшение чудотворной иконы. Вырученные средства тратились на попойки и разврат. Дело доходило до того, что в монастыре не оставалось ни одной бутылки вина для совершения литургии – всё тратилось на увеселения. Монахи монастыря Бобрикевич, Богша, Кишчиц и братья Завадские неоднократно убеждали Песляков прекратить эти безобразия, но те не унимались, ходили по кельям и избивали монахов так, что Бобрикевич умер от побоев плетьми. Священник Ромуальд Павловский получил удар обухом по голове, истекал кровью и чуть выжил. Шляхтянку Свидзинскую засекли до смерти розгами. Слух обо всем этом дошел до митрополита Леона Заленского, который лично посетил Боруны и попытался подействовать на «попечителей». Однако те и не думали исправляться. Тогда митрополит отлучил их от Церкви и приказал повесить соответствующий указ на дверях храма, но Песляки сорвали отлучение и принялись поносить митрополита и монахов. В конце концов пьяного Яна Песляка сковали и с подачи митрополита передали дело на рассмотрение Литовского трибунала. Судебный иск оценивался в 300.000 злотых. Слушание закончилось тем, что Песляков лишили права попечительства над монастырём, а денежные претензии монахов-базилиан оставили без удовлетворения. Так это позорное дело сошло преступникам с рук.

    Боруны

    Характерный случай имел место при отступлении русской армии с территории Литвы в 1708 г. в повете Вилькомирском. В деревне Бимберы, принадлежавшей католическому монастырю регулярных каноников (монахов-священников), произошло нападение на четырёх русских солдат: двое были убиты (тела утопили в соседнем озере, имущество разграблено), а двое убежали. Нападавшими были пан Ежи Кульвинский с двумя сыновьями. Регулярные каноники, опасавшиеся мести русского войска, отправили к Кульвинским делегацию из двух человек. На панском дворе делегатов встретили с саблями и кольями, начали избивать, в результате чего один делегат был ранен, другой от полученных ран вскоре умер. Кульвинские похвалялись сделать то же самое с настоятелем местного костёла Киприаном Войной.

    Произвол в Вилькомирском повете творили и католические ксендзы. В 1697 г. католический священник Станислав Липовский, настоятель костёла в Купишках, будучи изрядно навеселе, напал на проезжавшего мимо евангелического проповедника Андрея Лисецкого. Ксендз увёз проповедника в свой дом, приказал связать ему руки и ноги, затем нещадно избивал в течение трёх дней. Напоследок Липовский взял с полуживого Лисецкого расписку, что пострадавший не имеет к нему никаких претензий, и отпустил. Через некоторое время проповедник от полученных увечий скончался. Ксендз остался без наказания.

    Эти примеры далеко не исчерпывают случаи шляхетского беззакония. Они служат лишь отдельными иллюстрациями к тем делам, которые творились в Речи Посполитой в условиях шляхетской демократии, показывая, как мало почитались там духовный сан, светские и церковные нормы, международные договоры.

    священник Алексий Хотеев
    По материалам: fondsk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021