Российский подводный флот: от потаенных судов до современных субмарин
История и события

    Хотя попытки создать корабль, который мог бы погружаться под воду и оттуда поражать противника, проводились еще с XVII века, до 1900 года ни в одном военно-морском флоте мира не было боевых подводных лодок. Но зато в первые три года ХХ века все морские державы стали проводить интенсивные разработки и строительство различных подводных кораблей и приспосабливать их для ведения боевых действий. Начали создаваться такие лодки и в России.

    Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие, еще официально не признанный, но уже заставивший противника считаться с собой, новый класс военных кораблей — подводные лодки, их называли “потаенными судами”. Именно в это время начал пробивать себе дорогу через недоверие морских ведомств и бюрократию чиновничества русский подводный флот. И если к началу русско-японской войны в составе российского флота числилась только одна, первая, русская боевая подводная лодка “Дельфин”, то к концу 1904 года только во Владивостоке находилось 7 подводных лодок различных конструкций, регулярно выходивших на боевое дежурство и разведку в воды Тихого океана. 1 января 1905 года из них был сформирован “отдельный отряд миноносцев” под началом командира лодки “Касатка” лейтенанта А.В. Плотто. Отчаянно охраняла подступы к Николаевск-на-Амуре лодка “Кета” лейтенанта С.А. Яновича с экипажем всего 3 человека. Еще 4 лодки находились в осажденном японцами Порт-Артуре, но их пришлось затопить при сдаче города.

    На этих, по сути дела полуэкспериментальных образцах подводных лодок, не прошедших настоящих заводских и полигонных испытаний, с плохо подготовленными экипажами и офицерами, осваивавшими новую технику благодаря своему энтузиазму и вере в ее будущее, приобретался бесценный конструкторский, эксплуатационный и боевой опыт. Конечно трудно было ожидать в это время от подводников значительных успехов, но моральный эффект от самого факта возможного удара из-под воды был велик.

    6 марта 1906 года в официальную классификацию кораблей и судов Российского Императорского флота (1891 года) был внесен новый класс боевых кораблей — подводные лодки. До этого они числились миноносцами. К сожалению, это не послужило толчком к бурному развитию подводного флота в России. После окончания войны подводные лодки посчитали оборонительным оружием умеренной ценности и отдали главную роль линейным кораблям-дредноутам. Такое отношение привело к тому, что дальнейшие работы по развитию российского подводного флота проводились больше на личном энтузиазме и финансировались казною по остаточному принципу. По этой причине к 1909 году в Российском Императорском флоте насчитывалось 32 лодки 10 типов водоизмещением от 17 до 500 тонн. Только в июне 1912 года была заложена первая по тем временам удачная серия подводных лодок типа “Барс”, но они начали вступать в строй уже в ходе 1-й мировой войны. В это время главный противник России — Германия имела многочисленный современный подводный флот и, что не менее важно, большие производственные мощности по созданию новых, более совершенных лодок.

    Это не замедлило сказаться на результатах: в ходе войны 340 германских лодок уничтожили 5860 транспортных судов различных стран общим водоизмещением более 13 миллионов (!) тонн и 192 боевых корабля, в том числе 12 линкоров, 23 крейсера, 39 миноносцев. Всего же за время 1-й мировой войны подводные лодки воевавших флотов потопили торговых судов водоизмещением 19 миллионов тонн и 237 боевых кораблей.

    Со времени появления в составе флотов первых подводных лодок прошло менее 20 лет.

    Первая русская подводная лодка «Дельфин», принимавшая участие в русско-японской войне 1904-1905 годов

    Несмотря на роль догоняющего, русским подводникам удалось вписать во время 1-й мировой войны немало славных страниц в боевую летопись Российского флота.

    В 1995 году приказом Главнокомандующего ВМФ день объявления подводных лодок самостоятельным классом кораблей (19 марта по новому стилю) считается Днем моряка-подводника.
    Источник: flot.com

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 19 марта 2011, 08:14
    • serega

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017