Налет на Плоешти
Память История и события

    Вторая мировая война стала войной моторов. Особенно актуально это звучало для нацистской Германии, где собственно не было своих запасов топлива. Германские моторы очень сильно зависели от нефти, которой в той же Германии не было. Синтетическое топливо не решало проблемы, вдобавок ко всему его было очень мало. Нефть для нацистов была в Румынии.

    С началом войны с СССР германская армия лишилась поставок нефтепродуктов от бывшего соратника по борьбе, товарища Сталина. Оставались лишь богатые месторождения нефти в Румынии, в районе города Плоешти.

    Первыми удар по румынским нефтяным полям нанесли советские бомбардировщики. 25 июня 1941 года 17 самолетов 21 дбап (дальнебомбардировочного авиаполка) нанесли удар по нефтехранилищам. В последующем советские самолеты еще несколько раз атаковали нефтяные объекты, особенно мощным был налет, осуществленный 13 июля силами 5-й эскадрильи 40-го бомбардировочного полка Краснознаменного Черноморского флота. Возглавлял эскадрилью капитан Александр Пехувич Цурцумия. Командовал же полком Н.А. Остряков, герой обороны Севастополя.

    Александр Пехувич Цурцумия

    Впоследствии, в связи с быстрым продвижением немецких и союзных им войск, советскому командованию про Румынию пришлось забыть. Про нее вспомнили наши союзники: американцы начали тревожить нацистское нефтяное богатство в 1943 году. Причем тревожить серьезно.

    В мае 1942 года была создана бомбардировочная авиагруппа в составе ВВС США. Командовал ей полковник Харри Халверсон, сама же группа получила название HALPRO (Халверсон проект). 13 бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» в ночь с 11 на 12 июня 1942 года, взлетев с аэродрома в Египте дошли до Плоешти, где сбросили свои бомбы. Однако удар не достиг той цели, которой ожидалось. Был уничтожен только один нефтяной резервуар. Из самолетов, вылетевших на выполнение задачи, 9 приземлились на аэродромах в Сирии и Ираке, 4 самолета приземлились в Турции. Сама же миссия Халверсона напоминала рейд полковника Дулиттла, бомбившего Японию, самолеты которого были отправлены в один конец.

    Полковник Х. Халверсон (справа)

    В январе 1943 года на конференции союзников в Касабланке было принято решение, которое заключалось в нанесении ударов и расстройстве инфраструктуры Германии. Тогда же было решено нанести мощный удар по нефтеперерабатывающему комплексу в Плоешти, причем очень мощный удар. Действовать, для достижения наибольшего эффекта, было предложено с малой высоты. Для выполнения задачи было решено привлечь все тот же самолет, В-24 «Либерейтор». Сама же операция получила название «Приливная волна». Для начала бомбардировке подверглись железнодорожные узлы в Румынии, в апреле 1943 года. Ну а самый главный налет на нефтяные заводы был запланирован на конец лета. Для его проведения были переброшены из Британии в Ливию 44-я, 93-я, 98-я, 376-я и 389-я бомбардировочные авиагруппы. Для тренировки пилотов в североафриканской пустыне был установлен макет объекта (его просто разметили на пустынной площади и частью собрали из ящиков и бочек), на котором экипажи тренировали точность бомбометания.

    Инструктаж американских пилотов перед вылетом на Плоешти

    Немецкое командование также не дремало. К объекту стянули более 30 зенитных батарей (88-мм), более 200 батарей мелкого калибра. Объект также охраняло более 70 аэростатов, также был задействован и румынский бронепоезд ПВО. Само же небо прикрывали 12 истребительных эскадрилий ВВС Германии и Румынии, из которых три были ночными.

    Самый же мощный налет на Плоешти случился 1 августа 1943 года. Сама же операция изначально пошла наперекосяк. При взлете потерпело крушение несколько самолетов. Самолет флагманского штурмана потерпел крушение прямо над Средиземным морем. Из-за этого был неправильно выбран разворот самолетов на объект. Но это сыграло и свою положительную роль, немецкие радиолокационные станции в Греции, после того как засекли группу самолетов, ошиблись в конечной их точке. Немецкое командование ошибочно решило, что цель налета — Бухарест. Именно туда и были направлены основные силы немецко-румынской авиации.

    Американцы же ошибку свою исправили при помощи молодого штурмана другого бомбардировщика. Первыми же к Плоешти подошло 26 «Либерейторов» 93-й авиагруппы. Немецкие зенитчики не дремали. Машина командира группы была повреждена, но несмотря на это 21 бомбардировщик вышел на цель. Высота полета была очень низкой, случалось что поврежденные самолеты пытались набрать высоту, чтобы члены экипажа могли бы прыгать с парашютом. Тем не менее уцелевшие самолеты смогли сбросить свой смертоносный груз. Вторая группа из состава 376-й авиагруппы прошла более удачно, потеряв лишь один самолет. Но настоящая драма случилась после выхода на цель самолетов 44-й и 98-й групп. Стоит отметить, что они в отличие от самолетов первой волны, вышли на цель правильно. Всего в группе было 36 В-24. Самолеты заходили очень низко, в воздухе и на земле разгорелась настоящая дуэль между стрелками «Либерейторов» и немецко-румынскими зенитчиками. Сами же самолеты шли очень низко, при этом даже «перепрыгивая» линии электропередач. Впоследствии немцы отмечали очень хорошую подготовку американских пилотов.

    В-24 над нефтяными заводами Плоешти. 1 августа 1944 года

    В конце шли 36 самолетов 389-й группы. Эта группа была самой малоопытной. Один из сбитых из состава этой группы самолетов врезался в мост, но при этом два члена экипажа выжили и попали в плен. Ну и в заключении, когда «Либерейторы» начали отходить от объекта, они были атакованы немецкими и румынскими истребителями. Но учитывая изначальную общую ошибку, немецкое командование не смогло задействовать большого количества авиации.

    Из 179 бомбардировщиков В-24, взлетевших с ливийского аэродрома, было потеряно 54. Часть самолетов смогла дотянуть до Сирии и Ирака, часть приземлилась в Турции. Всего погибло же в этот день 310 членов экипажей американских бомбардировщиков. Еще около 200 попало в плен.

    Ну а сам налет на румынские нефтяные заводы, в итоге не привел к их остановке. Напротив, через две недели все было восстановлено, при этом количество добываемой и перерабатываемой нефти было даже увеличено. Ровно через год, в августе 1944 года режим пронацистского кондукатора Румынии Й. Антонеску был окончательно свергнут. Этому способствовало развивающееся наступление Красной Армии. И именно тогда пришел окончательный конец потреблению нацистами румынской нефти. А впоследствии и войне.

    Поврежденный В-24 «Либерейтор» после налета на Плоешти, на аэродроме в Ливии



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 26 июля 2018, 10:25
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018