История одной фотографии
Память История и события

    Конец апреля 1945 года. Немцы понимали, что поражение неминуемо, но продолжали отбиваться с отчаянием обречённых. Солдаты уже мысленно собирались домой, но сначала должны были окончательно добить врага. А рядом с бойцами шли военные фотографы. И у них была своя работа.

    Одним из таких фотографов был легендарный Роберт Капа (псевдоним Эндре Фридмана, эмигранта из Венгрии). Он прошёл гражданскую войну в Испании и уже тогда стал живым классиком. Затем была японо-китайская кампания, а потом и Вторая мировая: бои в Тунисе и Алжире, на Сицилии и материковой Италии.

    Фотографии Капы с пляжа Омаха в Нормандии облетели весь мир. Он снимал освобождение Парижа и сам прыгал с парашютом на плацдарм у Рейна.

    Позже фотограф вспоминал: «Русские дрались в Берлине. Некоторые их части добрались до Одера одновременно с тем, как американцы подошли к воротам руин, называвшихся недавно Лейпцигом. Здесь состоялась ещё одна трудная битва».

    Капа видел освобождённых из концлагерей, но не снимал их. Как фотограф он понимал: его снимки не привнесут ничего нового (узников уже сняли его коллеги), и к моменту его возвращения кадры будут просто не нужны ни одной редакции. Немцы его не интересовали. Фотограф мечтал встретить русского солдата и на этом покончить с войной. Эта мечта так и не воплотилась, но с полей Второй мировой он привёз настоящие шедевры.

    «Я шёл с батальоном 2-й пехотной дивизии. Мы добрались до моста, ведущего в центр города. Первые отряды уже шли по нему, и мы опасались, что немцы с минуты на минуту его взорвут. На углу рядом с мостом стоял роскошный четырёхэтажный жилой дом. Я забрался на последний этаж, чтобы проверить, станет ли последняя фотография пригнувшихся к земле и рвущихся вперёд пехотинцев последней моей фотографией с этой войны».

    Роберт Капа и дом, где он сделал свою последнюю фотографию Второй мировой

    Квартира оказалась открыта: внутри пятеро американских солдат во главе с сержантом и капралом ставили пулемёт, чтобы прикрыть огнём наступающих через мост товарищей. Однако из окна стрелять было трудно, и пулемёт вытащили на открытый, ничем не защищённый балкон. Молодой капрал открыл огонь. Лицо пулемётчика заинтересовало фотографа, стоявшего у дверей:

    Реймонд Боумен

    «Последний солдат, стреляющий из последнего пулемёта, мало отличался от первого и любого другого. К тому времени, когда фотография доберётся до Нью-Йорка, никто не захочет публиковать снимок обычного солдата, стреляющего из обычного пулемёта.

    Но у этого парня было чистое, открытое, молодое лицо, и его орудие продолжало убивать фашистов.

    Я вышел на балкон, и, стоя в двух ярдах от капрала, навёл камеру на его лицо. Щёлкнул затвор — моя первая фотография за несколько недель. И последняя фотография, на которой этот мальчик ещё жив».

    Реймонд Боумен (слева) и Кларенс Риджуэй (справа). Фото Роберта Капы. Спустя несколько секунд Боумен займет место за пулеметом и будет убит

    Без всяких театральных эффектов, ещё секунду назад живой и сражавшийся боец погиб от пули немецкого снайпера:

    «Напряжённое тело пулемётчика обмякло, и он упал в дверной проём. Лицо его не изменилось, если не считать маленького отверстия, появившегося между глаз. Рядом с головой появилась лужа крови, его сердце больше не билось».


    Если б это было кино, боевые товарищи склонили бы головы в скорбном молчании. В жизни всё было куда проще и безвкуснее:

    «Сержант пощупал его запястье, переступил через тело и схватился за пулемёт. Но стрелять не пришлось — наши уже перешли через мост. У меня была фотография последнего убитого. В последний день войны (последний день войны для фотографа; после Лейпцига Капа уехал в Англию) погибли лучшие. Но живые о них быстро забудут».

    Несмотря на весь свой богатейший опыт, здесь Роберт Капа ошибся. Солдата, увековеченного на его плёнке, не забыли. 14 мая 1945 года победный выпуск журнала Life вышел с фотографией «последнего погибшего».

    Кэтлин Боумен, невестка Реймонда, держит победный выпуск журнала Life, 2012 год

    Интересно, что лицо пулемётчика было закрыто цензурой. Но по маленькому значку с инициалами на отвороте родные опознали солдата. Это был Реймонд Дж. Боумен, родившийся в городке Рочестер штата Нью-Йорк 2 апреля 1924 года. Боумен сражался во Франции, где 3 августа 1944 года был ранен. Затем — в Бельгии и Германии. Дослужился до рядового первого класса, был награждён «Бронзовой звездой» за отвагу в бою. Буквально за несколько дней до гибели ему исполнился 21 год…

    В 2015 году жители Лейпцига проголосовали, чтобы переименовать улицу Jahnallee, на которой был убит Боумен, в Боуменштрассе (Bowmanstraße).

    17 апреля 2016 года улицу переименовали. На церемонии присутствовал участник того самого боя — почти столетний ветеран Леман Риггс.

    Леман Риггс на Боуменштрассе

    А дом, с балкона которого американец прикрывал своих товарищей, чуть было не снесли несколько лет назад. Но горожане отстояли его в память о прошлом. И сейчас там находится небольшой мемориал в честь солдат Второй мировой.

    Памятная табличка с фото на доме, где погиб Боумен

    После победы Капа написал мемуары (книга называется «Скрытая перспектива»), где среди прочих эпизодов изложил и историю съёмки пулемётчика.

    При этом нигде, ни единым словом фотограф не упомянул, что там на балконе снайпер мог свалить и его самого, занятого съёмкой и стоявшего рядом с убитым. «Безбашенность» Капы, спокойно лезущего в самое пекло, поражала даже опытных солдат.

    После Второй мировой он снимал ещё и первую арабо-израильскую войну 1948 года.

    25 мая 1954 года Роберт Капа, фотограф пяти войн, подменяя репортёра журнала Life, наступил на противопехотную мину на обочине дороги во Вьетнаме.

    С 1955 года журнал Life и международный пресс-клуб Америки ежегодно вручают Премию Роберта Капы — «за лучший фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы».

    Евгений Белаш
    Источник: warhead.su



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018