Кто был творцом Перл-Харбора?
Память История и события

    В 1920 году представители Императорского флота Японии посетили Англию и имели возможность наблюдать за работой английской военно-морской авиации и одним из первых английских авианосцев «Фьюриес» (а поскольку англичане были родоначальниками этого типа кораблей то и за одним из первых в мире).

    По итогам этого визита японское правительство направило официальный запрос английскому правительству, с просьбой о «шефской помощи» по данному направлению.

    В результате в 1921 году, в Японию была направлена специальная английская миссия, основной целью которой была помощь японскому флоту в создании военно-морской авиации.

    Миссию возглавлял полковник Семпилл, один из пионеров английской авиации, бывший офицер английских ВВС, аристократ и выпускник Итона.

    Полковник Семпилл показывает новейший английский истребитель Gloster Sparrowhawk адмиралу Того. Говорить они могли без переводчика, так как в молодости Того в течении 7 лет жил и учился в Англии. В дальнейшем японский флот приобрел 50 этих истребителей и они стали фундаментом японской военно-морской авиации

    Позволю себе небольшое отступление, так сказать внешнеполитического характера.

    Сейчас, памятуя о событиях Второй мировой войны, это сложно представить но с середины 19 века и до 20-х годов 20 века Англия и Япония были ближайшими союзниками. Приведу небольшую цитату из «Истории дипломатии» под редакцией Потёмкина, где описывается дипломатическая ситуация накануне Версальской конференции: «Англия, добившись сокрушения Германии, хотела на конференции закрепить мирным договором то, что было добыто силой оружия. Морское превосходство Англии определяло её позицию на конференции. Превосходство Англии подкреплялось союзом с Японией. Опираясь на Японию, Англия могла противостоять США».

    Тогдашних руководителей Америки пугало морское могущество Англии. «Уничтожение германского военного флота, — признаёт Бекер, написавший книгу о Вильсоне, — давало британцам беспримерный в истории перевес над всеми державами… Морское могущество Англии увеличилось ещё в большей степени благодаря союзу между Британией и Японией, третьей великой державой мира».

    В целях ослабления Англии и Японии США добивались расторжения англо-японского союза.

    На Вашингтонской конференции 1921—1922 (одной из основных целей которой было ограничение морских вооружений) 13 декабря 1921 года был заключён Трактат четырёх держав между США, Великобританией, Францией и Японией. Статья 4 гласила, что после ратификации договора англо-японский союз, возобновлённый в 1911 году, теряет силу. Английские дипломаты стремились подчеркнуть, что договор был не аннулирован, а лишь заменён соглашением четырёх держав, — двусторонний пакт уступил место пакту четырёх держав.

    Однако вернемся английской миссии. В ноябре 1921 года (буквально в разгар Вашингтонской конференции) англичане обосновались на японской военной базе Касумигаура, которая в дальнейшем стала главной базой японской военно-морской авиации. Миссия состояла из 30 английских инструкторов, это были пилоты военно-морской авиации и инженеры представляющие британские авиастроительные фирмы. Инструкторы были разделены на четыре секции — летная, техническая, по вооружению и фотографическая (видимо последняя секция предназначалась для целей морской авиаразведки). С собой они привезли около 100 самолетов различных типов, образцы вооружений, радио и фотоаппаратуры.

    Миссия также привезла чертежи новейших британских авианосцев таких как «Аргус» и «Гермес», а уже через год японцы спустили на воду свой первый авианосец «Хосё». Хочу обратить внимание, что именно английский «Гермес» был первым в мире кораблем изначально спроектированным как «чистый» авианосец (а не как переделка корабля другого класса), но по странному стечению обстоятельств первым «чистым» авианосцем спущенным на воду стал японский «Хосё».

    Японские пилоты прошли подготовку на английских самолетах, в ходе которой получили навыки торпедных атак и взлета и посадки на авианосцы. Параллельно шла подготовка технического персонала, японские техники знакомились с новейшим английским оружием в сфере военно-морской авиации — авиаторпедами, бомбами, пулеметами, фотокамерами для авиаразведки, средствами связи. Всего миссия Семпилла пробыла в Японии 18 месяцев.

    Параллельно работе миссии, наращивалось сотрудничество в производственной сфере. В том же 1921 году авиастроительное подразделение компании Mitsubishi пригласило известного английского авиаконструктора Герберта Смита и его команду, они проработали в Японии три года и создали за это время такие самолеты как Mitsubishi B1M (палубный бомбардировщик-торпедоносец, находился на вооружении до 1938 года), Mitsubishi 1MF (палубный истребитель, находился на вооружении до 1930 года) и Mitsubishi 2MR (палубный самолет-разведчик, находился на вооружении до начала 1930-х годов), фактически английскими инженерами была разработана вся номенклатура боевых самолетов, предполагаемых к размещению на японских авианосцах.

    Первые взлет и посадку японского истребителя (разработанного английскими инженерами) с авианосца «Хосё», 28 февраля 1923 года, осуществил так же англичанин, летчик-испытатель Уильям Джордан, один из членов команды Герберта Смита, и только после обкатки процесса английским летчиком, примерно через месяц, взлет и посадку доверили японцу.

    Помимо производства самолетов разработанных английским инженерами, японцы так же практиковали производство лицензионных копий английских самолетов.

    Nakajima A1N лицензионная копия английского истребителя Gloster Gamecock, это немного улучшенная версия того самого Gloster Sparrowhawk, который Семпилл показывал адмиралу Того

    Но вернемся к полковнику Семпиллу, после прекращения англо-японского союза (который, как мы помним, был прекращен в 1921 году под нажимом США по результатам Вашингтонской конференции) Семпиллл должен был оборвать любые контакты с японцами по вопросам английской военно-морской авиации. Тем ни менее по возвращении в Соединенное Королевство в 1923 году, Семпилл продолжал поддерживать контакты с японцами, при этом используя такой официальный канал как посольство Японии в Лондоне.

    Это вполне ожидаемо вызвало подозрения у английской военной разведки и с 1922 года за Семпиллом установили наблюдение, включая прослушку его телефона. Было выявлено, что Семпилл передавал секретную информацию через японского военно-морского атташе в Лондоне (а по совместительству офицера разведки) Тейджиро Тойоду. Как ни странно, но никаких орг.выводов из этого не последовало.

    В марте 1926 года кандидатура Семпилла была предложена британским министерством авиации для назначения в качестве советника по авиации в Грецию. И только тогда Управление военной разведки сообщило британскому МИДу, что не одобряет назначение Семпилла (оперативность английской военной разведки поражает воображение).

    Для проверки этой информации МИД пригласил Семпилла, для проведения беседы и в ходе неё тот был вынужден признать, что он нарушил английский закон о гостайне.

    В результате внутреннего расследования комиссия под председательством министра иностранных дел Остина Чемберлена (брат будущего премьер-министра Англии, прославившегося в Мюнхене), решила, что не в интересах британского правительства привлекать Семпилла к ответственности во-первых, его отец был тогда флигель-адъютантом английского короля Георга V, во-вторых, обвинение показало бы японцам, что британская разведка взломала их шифры.


    Тут имеет смысл сделать еще одно небольшое внешнеполитическое отступление. Формально к началу 30-х годов Англия и Япония уже не были союзниками, а неформально… Процитирую пожалуй еще один отрывок из моей любимой «Истории дипломатии» под редакцией Потёмкина, касательно Лондонской морской конференции 1930 года: «Особенно широкую программу военно-морского строительства осуществляли США. Англия не имела достаточно сил и средств, чтобы угнаться за этим соперником. Она становилась сторонницей дальнейшего ограничения военно-морского строительства. Британская дипломатия начала блокироваться в этих вопросах с Японией. Англия обещала Японии свою поддержку в ряде международных вопросов, при условии, что за это Япония предоставит ей свою помощь в борьбе за ограничение морского строительства Соединённых штатов Америки».

    Используя поддержку Англии, Япония добилась значительного успеха по результатам Лондонской морской конференции и начала ускоренными темпами наращивать свой флот.

    Хочу обратить внимание, что в 1930 году Англия видит основного противника в США и координирует свои действия с японцами.

    В 1931 году, когда произошло вторжение Японии в Маньчжурию, Англия оказала Японии дипломатическую поддержку, фактически выступив на стороне японцев против США.

    Позднее Остин Чемберлен (тот самый который решил не привлекать Семпилла к ответственности за передачу английских технологий японцам), характеризуя свою позицию в маньчжурском вопросе в 1931 г., откровенно заявлял в Парламенте: «Когда началась смута в Манчжурии, обстоятельства были неясны ввиду продолжительной и серьёзной провокации, которую Япония терпела со стороны Китая. Мои симпатии были всецело на стороне Японии».

    В 1933 году новый английский министр иностранных дел Саймон (сменивший на этом посту Остина Чемберлена) на заседании Лиги Наций (посвященному Маньчжурии) произнёс речь в защиту Японии. Вся американская печать расценила это выступление как доказательство того, что английская дипломатия занимает прояпонскую позицию. Сам японский делегат в Лиге наций, выходя из зала после речи английского министра, с восторгом заявил, что «сэр Джон Саймон сумел в полчаса несколькими фразами изложить всё то, что он, Мацудка, в течение последних десяти дней пытался передать на своём ломаном английском языке».

    В разгар этих внешнеполитических страстей полковник Семпилл стал техническим и бизнес-консультантом Mitsubishi Heavy Industries, с 1932 по 1936 год он представлял японскую компанию в Европе.

    Краткая техническая интерлюдия: многие любители авиации обращали внимание, что легендарный японский истребитель Zero (производства компании Mitsubishi) очень похож на английский истребитель Gloster F.5/34.

    Gloster F.5/34

    Mitsubishi A6M «Zero»

    Gloster F.5/34

    Mitsubishi A6M «Zero»

    Как и Zero Gloster F. 5/34 был цельнометаллическим монопланом с низким крылом и радиальным двигателем с воздушным охлаждением.

    Работы над английским истребителем были начаты в 1935 году, первый полет был осуществлен в 1937 году, однако к тому моменту в производство уже были запущены истребители Spitfire, от конкурирующей компании и Королевские ВВС решили отказаться от Gloster F. 5/34.

    По странному стечению обстоятельств в том же 1937 году в далекой Японии приступили к разработке проекта палубного истребителя-перехватчика следующего поколения, получившего в дальнейшем наименование Mitsubishi A6M «Zero», первый полет этого истребителя был осуществлен в 1939 году. Еще одно странное стечение обстоятельств, что именно фирма Gloster поставила первые истребители японскому флоту, а потом продала японцам лицензию на производство более новой модели.

    Вернемся к Семпиллу. Параллельно с работой на компанию Mitsubishi (и через шесть лет после признания, что он нарушил закон о гостайне), он стал председателем Королевского общества Аэронавтики. В этом качестве он консультировал зарубежные правительства, например австралийское, по вопросам создания морской авиации (на благо Японской империи поработал, пришло время оказать посильную помощь и своей империи).

    В 1934 году умер отец Семпилла и он наследовал титул лорда и занял место в Палате Лордов примкнув к консервативному крылу. Он так же состоял в различных организация правого толка, таких как Англо-германское братство и Правый клуб.

    Видимо оценив заслуги Семпилл по налаживанию технологического сотрудничества между Англией и Японией, в начале Второй мировой войны, в 1939 году ему дали должность в Департаменте авиационной техники в Адмиралтействе. Это дало ему доступ к конфиденциальной и секретной информации о новейших британских самолетах.

    В июне 1941 года МИ5 перехватила сообщения между Лондоном, компанией Mitsubishi и штаб-квартирой фельдмаршала Ямагаты в Токио, которые вскрыли факт оплаты японцами услуг Семпилла: «в свете использования лорда Семпилла нашими военными и военно-морскими атташе в Лондоне эти выплаты должны продолжаться». Вопрос был передан Генеральному прокурору, но он решил не возбуждать уголовное преследование. 5 сентября 1941 Семпилл был вызван к одному из руководителей Адмиралтейства и в ходе этой встречи ему было сделано «строгое частное предупреждение». (тут история Семпилла начинает напоминать плохие анекдоты про Штирлица).

    В том же 1941 году англичане арестовали японского бизнесмена по имени Макахара по подозрению в шпионаже. Обнаружив, что Макахара находился под стражей, Семпилл позвонил в полицейский участок, где содержался Макахара и заверил полицию в его невиновности. Через два дня японский бизнесмен был освобожден.

    В августе 1941 английская разведка перехватила сообщения из японского посольства в Лондоне, в которых были некоторые детали переговоров Черчилля с Рузвельтом. Подозрения пали на Семпилла и Черчилль потребовал у Адмиралтейства отправить Семпилла в отставку.

    Семпилл ответил официальным протестом и Черчилль бы вынужден отступить, он сослался на то, что его не верно поняли и он всего лишь предлагал перевести Семпилла на другую должность (тут меркнут даже анекдоты про Штрилица).

    В декабре 1941 года, после нападения на Перл-Харбор, в офисе Семпилла провели обыск. В ходе обыска были обнаружены различные секретные документы, а через два дня было выявлено, что Семпилл звонил в японское посольство. Несмотря на доказательства измены в военное время, за этим не последовало ни ареста, ни судебного преследования. Семпилл согласился уйти в отставку и продолжил жить в почете и богатстве.

    Семпилл танцует с шведской принцессой на каком-то приеме. В 1956 году шведское правительство наградило его орденом Полярной звезды

    В 1963 году, незадолго до смерти, он передал свой фамильный замок в дар Национальному фонду Шотландии. Широкая общественность узнала о шпионской деятельности Семпилла только в 1998 году, после публикации материалов английской разведки.

    Не лишним будет заметить, что у Семпилла был «коллега», так же бывший английский военный летчик, Фредерик Рутланд, он работал с 1923 по 1932 год в Японии на компанию Mitsubishi как консультант по военно-морской авиации. В 1932 он переехал из Японии в США и открыл бизнес в Калифорнии и на Гавайях (в Гонолулу). Он сразу попал в поле зрения американских спецслужб, которые заключили, что бывший английский летчик, работает на японскую разведку и что его компании фактически была прикрытием для создания шпионской сети. Подозрение подтвердились когда ФБР в июне 1941 года произвело арест одного из его агентов. Опасаясь дипломатического скандала власти США ограничились высылкой Рутланда в Англию.
    Источник: ru-history.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 15 мая 2018, 08:52
    • simca

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018