Упал с высоты 500 метров с нераскрывшимся парашютом… и выжил
Память История и события

    В истории авиации дальнего действия периода Великой Отечественной войны произошло два уникальных случая: падения с разной высоты штурмана и лётчика с нераскрытыми парашютами, завершившиеся благополучно: оба авиатора остались живы. Случилось это в январе и апреле 1942 года. И штурману, и лётчику пришлось покидать однотипный самолёт ДБ-3Ф (Ил-4).

    Так как о перипетиях судьбы штурмана Ивана Михайловича Чисова можно прочесть здесь, мы расскажем о случае, произошедшем с Героем Советского Союза Василием Константиновичем Гречишкиным.

    Грамотно и результативно воевал тридцатилетний лётчик Гражданского воздушного флота Василий Гречишкин. Военным он стал ещё до начала Великой Отечественной войны. А предложил ему штурвал бомбардировщика Ил-4 командир 212-го дальнебомбардировочного авиаполка подполковник А.Е. Голованов. Одобряя его инициативу приступить к обучению лётного состава с использованием радионавигации, И.В. Сталин предложил Александру Евгеньевичу создать отдельный авиационный полк, сосредоточить в нём лучшие кадры ГВФ и приступить к подготовке экипажей, способных летать днём и ночью, в любых метеорологических условиях. Гречишкин удовлетворял этим требованиям.

    Война для него началась с её первого дня. Вылеты на боевые задания следовали почти ежедневно. К началу августа 1941-го их набралось уже 35. За активное участие в бомбардировании танковой группы Гудериана Василия Константиновича представили к высокой награде — ордену Ленина. Кроме того, он удостоился благодарности Верховного Главнокомандующего. Редко какой вылет обходился без воздушного боя, немецкие истребители в те первые военные месяцы носились в нашем небе целыми стаями. Отбивались от их наскоков всегда умело. Но то, что произошло 29 сентября 1941 года, стало в полку легендой.

    В этот день звено бомбардировщиков под руководством командиров кораблей С.Я. Клебанова, И.И. Бондаренко и В.К. Гречишкина вылетело днём для бомбардирования аэродрома и войск противника в районе Полтавы. С задания вернулся только один — экипаж Бондаренко. Ничего конкретного о своих коллегах он доложить не смог. Всё прояснилось лишь через несколько суток, когда в полку появились члены остальных экипажей.

    Обратимся к боевому донесению штаба авиаполка: «При бомбардировании войск противника севернее Полтавы 27 сентября 1941 года экипаж младшего лейтенанта Гречишкина был атакован шестью истребителями в районе Белгорода и на выведенном из строя самолёте произвёл вынужденную посадку. По докладам экипажа установлено следующее. В момент сбрасывания бомб с высоты 1000 метров над целью были атакованы шестью истребителями Ме-109. Одно звено атаковало сзади сверху, другое — сзади снизу. Ввиду плохой видимости истребители подходили на дистанцию 50—100 метров и по очереди производили атаки.

    С первых трёх атак радистом младшим сержантом В.П. Дуденковым с турельной установки были сбиты три Ме-109. При этом сзади снизу радистом И.И. Базилевским сбиты два Ме-109. По наблюдению всего экипажа, на парашютах из сбитых истребителей выпрыгнули два лётчика, остальные самолёты загорелись в воздухе и горящими падали на землю на расстоянии от Полтавы 20 километров восточнее.

    При атаке истребителей Базилевский был ранен в голову, Дуденков — в ногу. Несмотря на ранение, они героически защищали самолёт до Богодухова, где шестой истребитель, оставшийся целым, отошёл и атак больше не производил.

    Пушечным и пулемётным огнём на бомбардировщике был выведен из строя левый мотор, пробиты бензобаки, бензопровода и винты. Самолёт имел 18 пробоин большого размера и более двухсот малых. Самолёт терял высоту, и Гречишкин произвёл посадку в районе деревни Варваровка, в девятнадцати километрах юго-западнее Белгорода. Дуденкова направили в белгородский госпиталь, а штурман лейтенант Д.Е. Приходченко и стрелок-радист Базилевский прибыли 1 октября в часть. Лётчик остался на месте вынужденной посадки».

    В дневном воздушном бою экипаж не слишком поворотливого бомбардировщика Ил-4 сбил пять истребителей противника! Такого в истории Авиации дальнего действия ещё не было. Вся группа бомбардировщиков, вылетавшая в этот день на боевое задание, была отмечена приказом по дивизии № 29 от 1 октября 1941 года «О героических действиях экипажей младшего лейтенанта Гречишкина В.К., Клебанова С.Я. и лейтенанта Бондаренко И.И.». Всем членам экипажа командир дивизии объявил благодарность и приказал командиру полка представить отличившихся к правительственным наградам.

    По неизвестным причинам в данном приказе не упоминается об особо умелых действиях стрелков экипажа Гречишкина. Однако об этом пишет А.Е. Голованов в своих мемуарах «Дальняя бомбардировочная»: «Василий Гречишкин смело вступил в бой с девятью истребителями противника, из которых четыре были сбиты, остальные рассеяны».

    Ещё о том, как воевал Василий Гречишкин в первые месяцы войны, говорит такой факт. После расформирования 212-го авиаполка сменил его на 748-й полк, где первым стал Героем Советского Союза.

    Вероятно, судьбе было угодно сохранить жизнь этого отважного лётчика даже не в экстремальной, что называется, а в буквально смертельной ситуации, которая случилась в середине апреля 1942 года. О том, что произошло в эту ночь, рассказал мне сам Василий Константинович, когда я появился в его московской квартире, что на Смоленской площади.

    Когда высшее командование ставит наиболее ответственную задачу, командир полка всегда подбирает для её выполнения самых опытных лётчиков. В группу экипажей, которой предстояло ударить по ставке гитлеровского командования в Вильно, вошёл и В.К. Гречишкин.

    Над целью бомбардировщик попал под сильный зенитный огонь и в дополнение ко всему был атакован истребителем противника. Правый мотор вышел из строя. При возвращении попали в облачность, машина стала обледеневать. Все приборы вышли из строя. Командир и штурман решили лететь строго на восток до тех пор, пока хватит горючего. Оно на самолёте не беспредельно, и когда-то должно было закончиться. Благо случилось это уже над своей территорией. Набрав на последних литрах горючего высоту 900 метров, командир корабля приказал экипажу покинуть борт самолёта. Сам лётчик выбросился последним на высоте 600 метров.

    Отсчитав положенные пять секунд, Гречишкин дёрнул вытяжное кольцо, но… привычного торможения падения не почувствовал. Запрокинул голову, а там вместо белого купола увидел извивающееся верёвкой полотно парашюта. Сбросив перчатки, он начал подтягивать к себе этот жгут, надеясь распустить стропы. Но высоты не хватило. Удар, потеря сознания. В таком состоянии, с зажатыми в руке стропами парашюта, его утром нашёл конюх. Убедившись, что лётчик жив, доставил в больницу села, а уже оттуда — в госпиталь.

    — Что же вас спасло, Василий Константинович, от неминуемой смерти? — спросил я, выслушав его рассказ.

    — Везение! Везение в том смысле, что я попал на склон оврага и в глубокий снег. Потом мне говорили, что его толща была метров двадцать. Потерял сознание, но ненадолго. Очнулся и услышал чей-то разговор. Такое впечатление, что нахожусь где-то в подземелье. Хотел крикнуть, но голоса не было. А снежное покрывало было тяжёлым. Через некоторое время я смог двигать руками и ногами. Мои движения заметили. Меня вытащили и посадили в сани. Потом за мной прилетел ПО-2. Так я оказался в госпитале.

    — Травмы были серьёзные?

    — Вы и не поверите: внешне, как говорится, ни одной царапины. Но внутренности побил основательно. Испытывал адские боли при дыхании. Однако врачи вернули в строй относительно быстро. В общем, спасибо врачам и глубокому снегу.

    — А потом?

    — Вернулся в полк, приступил к тренировкам, а затем — очередной боевой вылет. Так я снова встал в строй.
    Источник: kprf.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • +1
    • 24 января 2018, 08:45
    • simca

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018