Советско-китайская война 1929 года
История и события

    После японо-китайской войны 1894-95 между Россией и Китаем был заключён оборонительный союз, оформленный русско-китайским договором 1896. В четвертой статье этого договора говорилось «китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через китайские провинции Амурскую и Гиринскую в направлении на Владивосток». В 1898 году договор был дополнен конвенцией, по которой прокладывалась ещё одна ветвь дороги – в сторону Порт-Артура.

    КВЖД – Китайско-Восточная железная дорога была построена руками русских рабочих и мозгами русских инженеров в 1897—1903 годах. Строительство КВЖД обошлось русской казне в 375 млн. рублей, то есть в 290,25 тонн золота. По результатам русско-японской войны Южно-Маньчжурская ветвь досталась японцам, но дорога во Владивосток через Маньчжурию продолжала оставаться в наших руках как до революции, так и после оной.

    Вокруг железной дороги существовала полоса отчуждения, считавшаяся русской территорией. Там жили русские железнодорожники, действовали русские законы и ходили специальные деньги русско-азиатского банка.

    В 1920-х годах Китай представлял собой раздираемый междоусобными конфликтами конгломерат фактически независимых провинций, управляемых милитаристским кликами. Одной из этих 14 клик была Фэнтяньская клика, возглавляемая генералиссимусом Чжан Цзолинем, под властью которого находились северо-восточные провинции Китая, по которым и проходила наша КВЖД.

    Чжан Цзолинь был в молодости бандитом. Однако в 1902 году он перешёл на сторону правительства, в результате чего его банда была стала именоваться 27-й кавалерийской дивизией. После Учанского восстания остался верен Чжан Цинской династии и, став заместителем начальника военного отдела «Фэнтяньского общества охраны государства и народа», нанёс удар по революционным силам. После смерти Юань Шикая новое пекинское правительство назначило Чжан Цзолиня фэнтяньским генерал-губернатором и управителем, а также инспектором Трёх Провинций Северо-Востока. Ему было пожаловано звание Юань Шуая (元帅), которое обычно переводится как маршал, а в 1926 году он даже стал именовать себя генералиссимусом (大元帅 — Да Юань Шуай, то есть, «великий маршал»).

    Чжан Цзолинь и его сыновья, с детства носившие генеральские звания

    16 марта 1920 года китайские войска под командованием майора Ло Бина заняли Штаб русского главнокомандующего в Харбине и к 19 марта полностью оккупировали полосу отчуждения КВЖД. Однако поезда во Владивосток продолжали ходить, а дорогу по-прежнему обслуживали русские рабочие и специалисты, а начальником дороги был русский инженер Борис Васильевич Остроумов.

    Деньги, ходившие на КВЖД

    31 мая 1924 года СССР и Китайская республика подписали «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой», по которому между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения, а правительство СССР отказалось от «специальных прав и привилегий», после чего были ликвидированы российские концессии в Харбине, Тяньцзине и Ханькоу при обязательстве китайского правительства не передавать эти права и привилегии третьей державе. Но при этом КВЖД оставалась под управлением и обслуживанием советской стороны.

    Демонстрация в Москве против захвата КВЖД

    Однако Чжан Цзолинь, поддерживаемый и подстрекаемый японцами, стремился прибрать КВЖД к своим загребущим рукам, ведь дорога приносила нам ежегодно десятки миллионов золотых рублей, на которые тот и стремился наложить свою мохнатую лапу. В конце концов, провокации Чжан Цзолиня нам надоели, и 4 июня 1928 года наши спецслужбы взорвали его поезд на железнодорожной станции Хуангутунь. Но после гибели генералиссимуса главой Фэнтяньской клики стал его сын – 27-летний маршал Чжан Сюэлян, который, формально признав над собой власть власть нанкинского правительства Чан Кайши, продолжал проводить самостоятельную политику, и частью этой политики были планы по захвату КВЖД.

    Никольский собор в Харбине

    После пропагандистской кампании в прессе китайская полиция 22 декабря захватила телефонную станцию КВЖД в Харбине. 29 декабря был спущен флаг КВЖД, состоящий из китайского, пятицветного наверху и советского красного внизу. Вместо него был вывешен флаг Гоминьдана. В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы распоряжения советского генерального управляющего дорогой согласовывались с китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила правительству Чжан Сюэляня в Мукдене обсудить наметившиеся разногласия. Но встреча советского генерального консула в Харбине Бориса Мельникова с Чжан Сюэляном окончилась взаимными обвинениями и ссорой.

    Китайская пехота

    Китайская кавалерия

    Китайская артиллерия

    27 мая 1929 года китайская полиция ворвалась в помещение советского генерального консульства в Харбине и захватила часть документов. Под предлогом того, что в консульстве проходила встреча работников Коминтерна, были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.

    Наконец, 10 июля 1929 года китайские милитаристы фактически захватывают КВЖД, арестовывают свыше 200 советских служащих дороги, 35 из них депортируют в СССР. Это событие и считается начальной точкой конфликта. 17 июля СССР разорвал дипломатические отношения с Китаем, а 7 августа была образована Особая Дальневосточная Армия.

    Кроме того, наше командование располагало данными, что группировка противника, создавшаяся северо-западнее озера Ханка, готовилась захватить один из советских приграничных городов – Иман (Дальнореченск), перерезать железную дорогу между Хабаровском и Владивостоком и отрезать тем самым южные районы советского Приморья от всей страны. На Западе уже открыто обсуждали каким образом будет делиться в ближайшие месяцы Дальний Восток после разгрома СССР, который всеми считался неизбежным. Поэтому 6 августа 1929 года советское правительства принимает решение о подготовке упреждающей военной операции.

    12 октября началась Сунгарийская наступательная операция ОДВА. В ходе боя под Лахасусу Амурская флотилия уничтожила 7 из 11 вражеских кораблей. В 6 часов 10 минут 12 октября 1929 года был нанесен с внезапный авиаудар по артиллерийским позициям и скоплениям противника. Через две минуты монитор флагман Дальневосточной флотилии – монитор «Ленин» дал первый залп. 8 наших мониторов вели меткий огонь по 11 судам противника, координируя свои действия с действиями авиации, тяжелые снаряды крушили китайские канонерские лодки и береговые укрепления. Через пять минут после начала бомбардировки был высажен десант. В операции было задействовано два стрелковых полка 2-й Приамурской стрелковой дивизии – 1117 человек, 21 орудие, 78 пулемётов.

    Эскадрилья самолётов Р-1, принимавших участие в войне на КВЖД

    На следующий день Лахасусу был взят. Китайские войска начали отступать в беспорядке по направлению к Фугдину и советская кавалерия и пехота во время преследования уничтожили более 500 солдат и офицеров противника.

    Проведение операции по разгрому фугдинской группировки было назначено на 30 октября. Японской разведке удалось раскрыть планы нашего командования и проинформировать китайцев. Китайцы затопили в Сунгари несколько старых барж и параходов, поставили плавучие мины, полагая, что этого будет достаточно, чтобы сорвать операцию. В пять утра 30 октября корабли Амурской флотилии с десантом на борту, сопровождаемые двумя минными тральщиками прошли 70 км по чуть замерзшей Сунгари, преодолевая минные заграждения, по указаниям авиаразведки обойдя затопленные корабли, ворвались на Фугдинский рейд, где их встретили мощным артиллерийским огнем. В этот момент над рейдом появилась пара МР-1 командира отряда Э. М. Лухта и начштаба Д. И. Боровикова. Они быстро выбрали главную цель -флагмана неприятельской флотилии канонерскую лодку «Цзян Хэн».

    Однако, близкие разрывы тяжелых снарядов наших мониторов раскачивали вражеские суда, мешая китайцам вести прицельный огонь.

    В результате точных попаданий авиабомб «Цзян Хэн» перевернулась на левый борт и затонул. После расправы с канонеркой Лухт и Боровиков атаковали и вынудили в замешательстве отступить кавалерийский отряд численностью, примерно, в 300 всадников, который пытался сбросить десантников в реку.

    Китайские солдаты разбитой армии принялись за грабежи магазинов и убийства гражданских лиц. В то же время Красная армия захватила крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия, но жалоб на её действия от гражданских лиц не поступало. Существовала опасность, что китайские войска могут превзойти советские по численности в соотношении три к одному, поэтому командование Красной армии приняло решение начать наступательную операцию, чтобы разгромить противника до того, как он соберется с силами. Была выпущена директива, согласно которой советская сторона отказывалась от каких-либо территориальных притязаний и намеревалась только разгромить армии милитаристов и освободить заключенных. Был сделан особый упор на то, что гражданские строения и организации не будут подвергаться нападению. Вопреки ожиданиям мукденских властей и их западных союзников моральный дух красноармейцев был весьма высок.

    Китайские миномётчики

    Несмотря на поражение на Сунгари, китайцы всё равно собирались начать наступление на Приморье во второй половине ноября уж очень сильна была их группировка: 63 тыс. чел., 200 пулемётов, 120 орудий и 110 бомбомётов. Зная об этом, наше командование решило продолжить уничтожение северокитайской армии.

    Главным козырем Красной армии в битве под Чжалайнором должна была стать рота танков МС-1. Это были первые серийные такни, произведённые в Советском Союзе. Чтобы не утратить внезапность от их появления на поле боя, выдвижение боевых машин было строго секретным. О том, что танки будут поддерживать наступление, не знала даже советская пехота.

    Однако, о возможном применении танков знала или догадывалась китайская сторона. Поэтому на танкоопасных направлениях китайцы выкопали рвы шириной до четырёх метров, установили минные поля и камнемётные фугасы.

    Танк МС-1 (Т-18), принимавший участие в конфликте на КВЖД

    В 6 часов 40 минут самолеты 19-го авиаотряда нанесли бомбовый удар по мишаньфускому аэродрому, уничтожив 4 вражеских самолета. Тем временем кубанские пластуны бесшумно сняли часовых, и войска пошли в атаку. Завязался бой с несколькими блиндажами у железной дороги. Первая линия обороны была смята в течение нескольких минут. В то же время кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, так что китайские войска не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления. Оказавшись в ловушке, китайцы оказали отчаянное сопротивление. Каждый блиндаж сопротивлялся упорно, но самостоятельно, без взаимодействия между частями. Китайцы, хотя и дрались в начале боёв до последнего патрона, плохо стреляли из винтовок и пулемётов, мало применяли гранаты. Основные потери наступавшим причиняли бомбомёты.

    18 ноября бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий КА при поддержке танков сумели сломить сопротивление противника прежде чем успели подойти замеченные с воздуха подкрепления. Остатки китайских войск были порублены кубанскими кавалеристами.

    Одновременно советские войска перешли границу и в Приморье в районе города Мишаньфу. Там были собраны части 1-й стрелковой Тихоокеанской дивизии А. И. Черепанова, 9-й отдельной кавалерийской бригады. Их поддерживали 5-я истребительная и 40-я бомбардировочная эскадрильи. Силы РККА на этом направлении составили 2800 штыков, 960 сабель, 36 орудий, 131 станковый пулемет и 25 самолетов. Противостояла же нам группировка численностью более четырёх тысяч китайцев.

    2-му Нерчинскому и 3-му Верхнеудинскому полкам Тихоокеанской дивизии была поставлена задача выступить из поселка Турий Рог на север и к вечеру 17 ноября овладеть городом Мишань. В это время 9-я кавалерийская бригада с приданными ей гаубичной батареей и посаженным на подводы батальоном Верхнеудинского полка должна была обойти город с запада и отрезать противнику пути отступления. 1-му Читинскому полку предстояло выдвинуться со стороны поселка Крайний и занять район Тайпинчжин – Цумитайза, перерезав пути подхода подкреплений противнику с юго-запада.

    Все три отряда поставленные задачи выполнили, китайцы отступили на всех участках. Главные силы Тихоокеанской дивизии, пройдя с боями 40 км, сломили сопротивление китайцев и к вечеру 17 ноября взяли город Мишаньфу.

    К 20 ноября боевые действия завершились безусловной победой красных сил, хотя формально считается, что вооружённый конфликт, начавшийся ещё 12 октября, был окончательно урегулирован 22 декабря 1929 года. Оценки потерь сторон противоречивы. По отчётным документам, советские войска тогда потеряли убитыми 211 бойцов. Но спустя 60 лет – тоже по документам – установили, что погибших было не меньше 281. Раненых официально насчитали 729, но позже выяснилось: через госпитали Дальнего Востока тогда прошло больше 1400 раненых. Без вести пропавших оказалось 32. Потери китайцев были много выше: только пленных мы взяли чуть менее 10 тысяч, а трупы китайцев перестали считать, когда цифра дошла до двух тысяч штук.

    22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили подписи под «Хабаровским протоколом», согласно которому на КВЖД было восстановлено статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.

    В ходе войны за КВЖД нашими войсками у китайцев был захвачен миномёт Стокса-Брандта. Это был первый миномёт, созданный по схеме мнимого треугольника, ставшей впоследствии классической.

    После того, как в 1927 году этот миномёт был принят на вооружение французской армии, он в том же году оказался в Шанхае вместе с прибывшими туда французскими интервентами.

    Можно только предполагать, каким путём эти миномёты попали к Чжан Сюэляню, но вся его миномётная рота со всеми шестью миномётами попала в плен к нашим танкистам. Чтобы довести до ума собственный образец, основанный на трофейной новинке, нам понадобилось четыре года, но в 1934 году наш 82-миллиметровый миномёт был представлен на испытания.

    18 сентября1931 года под предлогом борьбы с беззаконием местных губернаторов Япония начала захват Маньчжурии. 5 февраля 1932 года японские войска заняли Харбин и затем включили его в состав государства Маньчжоу-Го, создание которого 1 марта 1932 года провозгласили губернаторы, собранные японцами в Мукдене. 19 сентября 1934 года завершились многомесячные переговоры о продаже советской стороной КВЖД правительству Маньчжоу-Го, которые вел Генеральный консул СССР в Харбине Славуцкий. Сумма согласованной сделки составила 140 миллионов иен. 23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД. Было согласовано, что в денежном выражении Маньчжоу-Го уплатит треть суммы, оставшиеся 2/3 суммы будут погашены в течение трёх лет поставками японских и маньчжурских фирм по заказам СССР в Японии. После подписания сделки Маньчжоу-Го немедленно внесла 23,3 млн иен. Под контролем Маньчжоу-Го, дорога была перешита на европейскую 1435-миллиметровую колею, повсеместно используемую на остальных железных дорогах Китая.

    В ходе Советско-Японской войны 20 августа 1945 года войска 2-го Дальневосточного фронта и корабли Амурской флотилии при поддержке воздушного десанта овладели Харбином. КВЖД вернулась под наш контроль СССР.

    14 февраля 1950 года в Москве состоялось подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, соглашения о Китайской Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем, безвозмездно передававшимися Китаю, и соглашения о предоставлении СССР правительству КНР долгосрочного экономического кредита. В 1952 году с передачей Китайской Чанчуньской железной дороги Китаю русская история КВЖД была завершена.
    Источник: pynop.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 18 ноября 2017, 08:16
    • simca

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017