Против пустозвонства и бескультурья в агитации («Красная звезда» от 27 января 1943 года)
Память История и события

    Основное оружие агитатора — пламенное, правдивое слово. Чистота речи, её образность и простота увеличивают силу большевистского слова. И наоборот, пустые, казённые, штампованные фразы отталкивают слушателя, ослабляют воздействие агитатора на массы .

    «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для неё известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и твёрже запечатлеваемой» (Ленин). Следуя этому ленинскому совету, лучшие наши агитаторы, прежде чем выступить перед бойцами, тщательно готовятся, упорно совершенствуют свой язык, старательно подбирают наиболее образные слова и выражения. Таких агитаторов у нас теперь уже не единицы, а сотни, тысячи.

    Но есть и другая категория агитаторов, которых по справедливости можно назвать болтунами. Они не желают вникать в суть вопроса, о котором говорят с бойцами, совсем не заботятся о культуре своего слова, а действуют по принципу «отзвонил и с колокольни долой».

    На-днях в одном взводе агитатор Поляков решил провести беседу о сохранении оружия. Войдя к бойцам в землянку, он сразу же объявил об этом:

    — Прошу приготовиться. Будет беседа о сохранении оружия.

    Слушатели молча расселись. На лицах их была печать безразличия и скуки. Один боец, сладко позёвывая, шепнул товарищу:

    — Ну, сейчас начнёт каруселить.

    И действительно! Не обращая внимания на собеседников, Поляков заработал языком, как заведённый орган. Вся речь Полякова состояла из общих, штампованных фраз, давно уже известных слушателям. Бойцы с нетерпением ждали конца этой нудной «беседы». Но закончив разговоры об оружии, Поляков сразу же перешёл к другой теме — об оборонных сооружениях. И тут он прямо-таки превзошёл самого себя. Забыв, очевидно, что перед ним всего лишь взвод бойцов, агитатор повёл речь сразу в масштабах всего фронта.

    — На некоторых участках фронта плохо ещё совершенствуется оборона. Это мы должны учесть. Стойкая оборона — залог победы. Ту работу, которую мы работаем, должны сработать (?!)…

    Агитатор не привёл в беседе ни одного живого примера из жизни своего подразделения, не назвал ни одной фамилии бойцов. А назвать было кого. Но фактов агитатор не знал. Он заучил десятка два общих фраз, выпалил их залпом и удалился. Не случайно вдогонку Полякову полетела язвительная реплика:

    — Пустомеля и есть пустомеля…

    К сожалению, таких пустомель у нас ещё немало.

    Немало у нас и таких агитаторов, которые совершенно не работают над культурой слова, не обращают внимания на свою речь. Выйдет иной перед бойцами, а что сказать, и не знает. В таких случаях обычно для заполнения слишком длинных пауз на помощь привлекаются какие-нибудь всеспасительные словца. К примеру, некоторые к случаю и без случая любят повторять слово «товарищи». Парторг Макаров, например, из 15 минут, отведённых для выступления, по меньшей мере 7 минут затратил на произнесение слова «товарищи». Речь свою он закончил так:

    — Товарищи! Мы растём в партии, товарищи, и мы принимаем в партию, товарищи…

    Или вот другой пример. Агитатор Дрозд, стараясь, очевидно, придать своей речи наибольшую выразительность, обязательно повторяет окончание каждой фразы. В результат получается сплошная тарабарщина:

    — Он активный боец в наших рядах. В наших рядах.

    — Он бьёт немцев на-смерть. Бьёт на-смерть.

    Треть речи этого агитатора заполнена ненужными повторениями. К тому же после каждого повторения следует взмах руками. «В наших рядах» — руки в стороны. «Бьёт на-смерть» — руки кверху. Эта неумелая и слишком усердная жестикуляция делает Дрозда похожим на мельницу, машущую крыльями. Следя за его движениями, слушатели не могут удержаться от смеха.

    Недавно проходило совещание агитаторов Брянского фронта. На это совещание из частей были вызваны лучшие из лучших. Подобные совещания всегда напоминают своего рода олимпиаду агитаторов, где каждый старается показать своё искусство во всем блеске. И действительно, на основе этого совещания можно сделать вывод, что Брянский фронт располагает кадрами хороших ораторов. Особенно сильное впечатление произвёл на всех армейский агитатор тов. Сидоров. Его речь была образна и логична. Сидоров не теряется во время реплик и умело пользуется жестом. Другой агитатор казах тов. Сабадаев пленил участников совещания взволнованностью своей речи, умением воодушевить массы. У этих агитаторов есть чему поучиться.

    Но опять же и здесь, на собрании лучших, обнаружилось очень много товарищей, не обращающих внимания на засоренность своего языка. Некоторые говорили так:

    — Наше направление работы было направлено на выпрямление недостатков.

    — У нас отдельные письма выливаются в отдельные митинги.

    — И знаете, поднимается такой большевистский подъём.

    — Мы говорим по вопросу о вопросе качества.

    Надо решительно очищать язык наших агитаторов от подобной словесной шелухи. Нужно решительно бороться с пустозвонством в агитации. От этого немало зависит действенность большевистской агитации. Лишние словечки, пустые фразы ослабляют силу воздействия агитатора на массы бойцов. Пустым словам, не дающим пользы ни уму ни сердцу, а лишь раздражающим наших слушателей, нужно объявить беспощадную войну.

    Агитатор обязан следить за своей речью, обрабатывать её, вырывать слова-репейники, продумывать образы, умело пользоваться фактами. И главное готовиться и ещё раз готовиться к каждому своему выступлению. Надо, как учил Ленин, «уметь говорить просто и ясно, доступным массе языком, отбросив решительно прочь тяжёлую артиллерию мудрёных терминов, иностранных слов, заученных, готовых, но непонятных ещё массе...»

    Когда агитатор идёт говорить с бойцами, он должен быть готовым к любому повороту в своей беседе. А для этого необходимо знать, что за бойцы сидят перед ним, какой они национальности, что их больше всего интересует. Придя на беседу, отнюдь не обязательно сразу же раскрывать свои планы, как это сделал агитатор Поляков. Наоборот, весьма желательно сначала выявить мысли, настроения бойцов и уже потом только приступать к делу. Началом беседы может послужить любой факт из жизни красноармейцев. Важно только, чтобы как начало, так и вся речь не были трафаретны и казённы, а волновали слушателей.

    В нашей агитационной работе нужны горячие слова, которые бы шли из самого сердца, были бы понятны и близки массам, звали, приказывали смело и решительно двигаться вперёд на разгром врага.

    Подполковник И. БЕРЕЗИН.

    По материалам: Газета «Красная звезда» 27 января 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 02 августа 2017, 09:57
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020