1938 год: танковое позорище Германии
История и события

    В том, что победы вермахта первых лет Второй мировой в очень значительной степени были обеспечены успехами танковых и моторизованных войск, усомниться невозможно.

    Между тем далеко не сразу немецкие танкисты и мотопехота стали грозной силой, пришлось им пережить период становления, пережить свои «детские болезни», прежде чем стать настоящими профессионалами.

    Презабавное описание того, как жалко выглядели немецкие танковые и моторизованные войска в марте 1938 году в ходе так называемого «аншлюса» Австрии (включения этой страны в состав Германии), оставил в мемуарах Уинстон Черчилль:

    «Австрийский ефрейтор (Гитлер) давно уже мечтал о триумфальном въезде в Вену. Партийная организация национал-социалистской партии в Вене наметила на субботу 12 марта проведение факельного шествия для встречи победоносных героев. Однако встречать было некого, никто не появился. Пришлось поэтому пронести на руках по улицам города трех растерявшихся баварцев из состава немецких тыловых частей, прибывших поездом в Вену для того, чтобы обеспечить войска вторжения квартирами. Причина задержки немецких войск выяснилась позднее. Немецкая моторизованная армада нерешительно прогромыхала через границу и остановилась вблизи города Линца. Несмотря на отличную погоду и хорошие дороги, большинство танков оказалось не в состоянии продолжать движение. В моторизованных подразделениях тяжелой артиллерии имели место аварии. Дорогу от Линца до Вены загромоздили застрявшие тяжелые автомашины. Ответственным за то, что перед всем миром была продемонстрирована неподготовленность немецкой армии, считали любимца Гитлера генерала фон Рейхенау, командующего 4-й армейской группой.

    Гитлер, проезжавший на автомашине через Линц, видел замешательство в движении своих войск, что вызвало его бешеный гнев. Легкие танки кое-как пробились сквозь пробки, образовавшиеся на дорогах, и по одному прибыли в воскресенье утром в Вену. Тяжелые танки и моторизованную артиллерию погрузили на железнодорожные платформы и таким путем своевременно доставили в Вену для участия в церемонии. Картина въезда Гитлера в Вену, где он был встречен толпами людей, и ликующими, и охваченными страхом, известна всем. Однако этот момент иллюзии славы имел свою теневую сторону. В действительности фюрер кипел от злости из-за того, что обнаружились недостатки его военного механизма. Он обрушился на своих генералов с руганью, однако те заявили, что не виноваты. Они напомнили фюреру, что он и слушать не хотел предостережения … о риске для Германии идти на более крупный конфликт».

    Насколько это описание британского политика соответствовало действительности? Не выдавал ли он желаемое за действительное? Неужели речь идет о тех самых танковых и моторизованных дивизиях, которые, начиная с 1939 года, сокрушали одного за другим противников в «блицкриге» — молниеносной войне?

    * * *


    Гейнц Гудериан, самый прославленный из немецких полководцев-танкистов, процитировал приведенное выше описание Черчиллем происходившего в Австрии и попытался его опровергнуть. Гудериан писал: «Я сам встречал Гитлера при его въезде в Линц. Он нисколько не выглядел рассерженным. Наоборот, это был, пожалуй, первый случай, когда я видел его радостно взволнованным. Во время речи, произнесенной Гитлером в Линце с балкона ратуши перед восторженными массами людей, я стоял рядом и имел полную возможность наблюдать за ним. Слезы действительно текли по его лицу, причем было очевидно, что это делалось не для театрального эффекта».

    Понятно, что Гитлер в тот момент был в восторге – крайне рискованная затея с присоединением Австрии обернулась политическим триумфом. Англия и Франция ничего не предприняли по такому случаю, большинство населения Австрии с восторгом приняло «аншлюс». Состояния танковых войск можно было и не заметить, не до того фюреру было.

    При этом Гудериан пишет: «Наиболее важным недостатком, выявившимся в процессе марша, оказалась неудовлетворительная постановка ремонта техники, особенно танков. Этот изъян отмечался еще во время осенних маневров 1937 г., однако предложенные в марте 1938 г. меры по его устранению не были приняты во внимание… Бронетанковые войска еще не были готовы выполнять свои задачи в полном объеме. В начале марта они только проходили боевую подготовку в масштабе роты… Имели место серьезные затруднения в обеспечении горючим, но они были быстро преодолены».

    * * *


    Особенно любопытно следующее утверждение: «В целом поход на Вену прошел без особых осложнений. Выход из строя автотранспорта был незначительным, выход танков — несколько большим. Точных цифр я уже не помню, во всяком случае, всего вышло из строя не свыше 30% машин».

    Не свыше 30 % вышли из строя – это при смешных европейских расстояниях на замечательных европейских дорогах? При этом ведь еще Гудериан умудрился на дорожно-погодные условия совершенно серьезно пожаловаться: «Погода была плохая, после обеда пошел дождь, а ночью поднялась сильная метель. Единственная дорога, по которой войска двигались от Линца на Вену, на многих участках была разобрана, так как в это время проводились ремонтные работы, а остальные участки также находились в чрезвычайно неудовлетворительном состоянии».

    * * *


    Дождь после обеда – ужасная помеха для танков, слов нет. Ох, что бы с немецкими танковыми дивизиями образца марта 1938 года на пути от Смоленска к Вязьме было, если им дорога от Линца на Вену находящейся в неудовлетворительном состоянии казалась?

    Увы, извлекли немецкие генералы уроки из случившегося с танковыми и моторизованными дивизиями в марте 1938 года, принялись делать их действительно боеспособными. И в сентябре 1939, мае 1940 и июне 1941 годов немецкие танкисты и мотопехота смогли сделать то, что вошло в историю как «блицкриг» — молниеносная война. Продолжалась она до тех пор, пока надлежащих выводов из неудач своих войск не сделали генералы Красной Армии, в боях научившиеся хоронить молниеносную войну в подмосковных снегах…

    Максим Кустов
    Источник: vpk-news.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • +1
    • 25 июня 2017, 10:07
    • simca

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017