Третья очередь Московского метрополитена вступает в строй («Красная звезда» от 1 января 1943 года)
Память История и события

В первый день 1943 года трудящиеся столицы получают новый замечательный подарок. Вступает в строй третья очередь Московского метрополитена .
Новая подземная трасса, протяжением в 6,2 километра, соединит центр города — площадь Свердлова — с самыми промышленными районами Москвы и сможет обслужить в день свыше 150.000 рабочих и служащих крупнейших районов столицы.
При сооружении третьей очереди метрополитена было вынуто 700.000 кубометров грунта, уложено около 200.000 кубометров бетона и 100.000 тонн тюбингов. Москворецкий радиус метро четырежды пересекает глубоко под землёй Москва-реку. Поэтому строительство требовало особо напряжённого труда всего коллектива для преодоления трудностей и преград, которые ставила природа.
Впервые в практике строительства метрополитена трасса под рекой была проложена без применения сжатого воздуха. Настоящий героизм проявили рабочие-тоннельщики, которые помогли грамотно решить сложные технические проблемы.
Москворецкая трасса была первой, проложенной механизированным способом с помощью машин, созданных на отечественных заводах. Широкое распространение получили погрузочные машины и электровозная откатка породы. Были применены новые виды крепления котлована, укладка бетона насосами. Все эти нововведения значительно повысили производительность труда и сократили потребность в рабочей силе.
На строительстве была осуществлена комплексная организация работ — введена цикличность. Разработка породы, борьба с течью, укладка тюбингов и бетона велись одновременно — позади оставались готовые метры тоннеля.
Характерная особенность строителей третьей очереди метро заключалась в том, что каждый из них имел несколько профессий и мог делать всё, вплоть до мраморных работ. Весь коллектив равнялся по стахановцам строительства т.т. Дубоделу, Дронову, Халтурину, Федорову, Наумову, Никифорову, Грабуздовой и сотням других. В дни отечественной войны ряды строителей пополнились новыми кадрами. В основном это были женщины — вчерашние домашние хозяйки. Через очень короткое время многие из них показали доблесть в труде и завоевали всеобщее уважение. Одной из таких является тов. Шевченко, которая стала бригадиром первой женской бригады по укладке путей. По бригаде Шевченко сейчас равняются лучшие мужские бригады.
Так, в условиях отечественной войны, дружными усилиями славного коллектива метростроевцев было закончено это новое замечательное сооружение. Вопреки всем трудностям, проложен подземный путь от площади Свердлова в Пролетарский район столицы, где воздвигнут наземный павильон метро — «Завод им. Сталина», созданный по проекту лауреата Сталинской премии архитектора Душкина.
Станция отличается изяществом и лёгкостью архитектурных форм и отделки. Впервые, подземный вокзал метро отделан белым мрамором с замысловатыми жёлтыми и коричневыми прожилками. Этот мрамор, носящий название орактой, вывезен из Грузии. С большим художественным вкусом выполнены мозаичные панно, отображающие героическую эпоху индустриализации нашей страны.
К новому — 1943 году славный коллектив метростроевцев преподносит стране и родине достойный подарок. Этот подарок — лучшее доказательство самоотверженного, творческого труда советских людей.
(ТАСС).

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.