Чешские танки на службе в вермахте
Память История и события


    В период между двумя мировыми войнами не так уж много государств могли позволить себе такую роскошь – выпускать танки. В члены этого «привилегированного клуба» входила и Чехословакия – страна небольшая, но в экономическом отношении весьма развитая. Ведущими производителями ее бронетанковой техники в ту пору являлись две фирмы – Skoda в Пльзене и CKD в Праге.

    После прихода к власти в Германии нацистов и начавшейся там усиленной милитаризации правительство Чехословакии предприняло ряд шагов по укреплению обороны страны. В рамках процесса повышения боеспособности сухопутных войск основные усилия направлялись на формирование новых бронетанковых частей и оснащение их более современной техникой. Так называемый Доклад о ситуации с танками от 24 августа 1934 года предусматривал принятие на вооружение армии взамен танкеток vz.33 прежде всего легких танков, причем не единого унифицированного образца, а машин трех типов. Танки LT vz.34, серийный выпуск которых уже разворачивался на заводах CKD, предполагалось использовать в составе кавалерийских частей. Кавалерийскими предстояло стать и легким танкам второй группы в отличие от бронированных машин третьей. Последние предназначались для совместных действий с пехотой. На реализацию намеченного плана выделялись немалые по меркам той поры финансовые средства: за 240 миллионов чешских крон (около 10 миллионов долларов в тогдашних ценах) с 1934 по 1937 год следовало закупить 279 легких танков и 42 средних.

    Не скандал, а инсценировка


    К моменту появления этой программы фирма Skoda разработала и изготовила прототип легкого танка SU. Машина имела экипаж из трех человек, массу 7,5 тонны и броневую защиту от 8 до 15 миллиметров. Вооружение включало 47-мм пушку Skoda А2 и два 7,92-мм пулемета vz.24 с водяным охлаждением (это были германские пулеметы Schwarzlose времен Первой мировой войны, производившиеся на чехословацких заводах). Танк мог развивать скорость до 30 км/ч, а запас его хода достигал 150 километров.

    Однако по окончании испытаний было решено серийно танк SU не производить, поскольку он уже не соответствовал техническим требованиям военных, в частности по толщине броневой защиты. Впрочем, Skoda успела сконструировать улучшенный образец – S-II-a (S – Skoda, II-a – вторая группа легких танков, предназначенная для действий с кавалерией). От SU эта машина отличалась увеличенной до 25 миллиметров лобовой броней корпуса и башни.

    В свою очередь фирма CKD, не желая лишаться выгодных заказов, предложила свой проект – Р-II-a и в октябре 1934 года представила его макет. Р-II-a по существу являл собой модернизированный танк LT vz.34.

    Однако военные предпочли S-II-a и еще до завершения испытаний двух прототипов, проходивших в июле 1935 года на полигоне в Миловицах, выдали заказ Skoda на 160 танков. И вот тут-то разыгрался скандал: CKD обвинила соперников в подтасовке результатов апробаций с целью проталкивания своей машины. Дабы примирить конкурентов (а заодно и снять подозрения с себя: ведь кто-то закрыл глаза на обман), Министерство обороны Чехословакии приняло решение, что танк S-II-a, уже получивший к тому времени армейское обозначение LT vz.35, будут выпускать заводы обеих фирм.

    Правда, военные не подозревали, что вспыхнувшая свара всего лишь инсценировка: Skoda и CKD заключили тайное соглашение о взаимопомощи в производстве вооружений. В отношении танков это означало, что объемы их строительства в Пльзене и Праге должны быть равными. Поэтому первый заказ поделили в соотношении 80:80. Следующая серия из 35 машин ровно пополам, естественно, не делилась, поэтому 17 танков изготовила CKD, а 18 – Skoda.

    В связи с тем что работа над новым танком LT vz.38 (а именно он должен был стать основным в чехословацкой армии) затягивалась, военные в ноябре 1937 года были вынуждены заказать еще 103 машины LT vz.35: 52 из них изготовила Skoda, а 51 – CKD. Как видим, паритет между двумя фирмами соблюдался неукоснительно.

    Производство танков LT vz.35 на заводах Skoda осуществлялось с 21 декабря 1936 по 8 апреля 1938 года. CKD справилась со своей частью заказа в 1937-м.

    В общей сложности чехословацкая армия получила 298 машин этого типа, которые и составляли основу ее танкового парка вплоть до оккупации немцами Чехии и Моравии.

    Не успели


    Танк LT vz.35 относился к тому же классу боевых машин, что и советский Т-26, польский 7ТР, итальянский Ml 1/39. Его назначение в чехословацкой армии сформулировать довольно сложно – это и разведка, и непосредственная поддержка пехоты и кавалерии, и самостоятельные действия.

    Боевая масса машины – 10,5 тонны. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Skoda Т-11 мощностью 120 л. с. при 1800 об/мин позволял ей двигаться с максимальной скоростью 34 км/ч. Запас хода по шоссе при емкости топливных баков 153 литра не превышал 190 километров, что, учитывая размеры Чехословакии, было вполне достаточным. Управление танком значительно облегчала трехступенчатая 12-скоростная (6 вперед и 6 назад) планетарная коробка передач с пневматическими сервоприводами.

    Подвеска применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки. Каждая тележка подвешивалась на четырех четвертьэллиптических рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три сдвоенных поддерживающих катка. Все опорные и поддерживающие катки были обрезинены. Конструкция ходовой части обеспечивала машине мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачивания.

    Литые кронштейны тележек подвески крепились к корпусу танка заклепками. Следует подчеркнуть, что вообще весь корпус LT vz.35 был клепаным. Его катаные броневые листы собирались на каркасе из уголков. Точно такую же конструкцию имела и башня. Толщина броневых листов колебалась от 8 до 25 миллиметров. Лобовая броня выдерживала обстрел из 20-мм пушки «Эрликон» с дистанции 250 метров. Вооружение танка включало 37-мм полуавтоматическую пушку Skoda А-3 vz.34 с длиной ствола 40 калибров, а также два 7,92-мм пулемета ZB (Zbrojovka Brno) 53 vz.35 или vz.37 в шаровых установках (один размещался в башне, другой – в корпусе). В боекомплекте насчитывалось 78 артвыстрелов и 2700 патронов.

    К началу серийного производства LT vz.35 в чехословацкой армии было три танковых полка. PUV-1 (PUV-Pluk Utocne Vozby – дословно: полк штурмовых повозок) дислоцировался в Миловицах, PUV-2 – в Оломоуце и PUV-3 – в Мартине (Словакия). Эти части и танковая школа в Миловицах организационно входили в состав танковой бригады, штаб которой первоначально располагался все в тех же Миловицах, но затем его перевели в Оломоуц. Из 298 выпущенных LT vz.35 197 поступили в 1-й танковый полк, 49 – во 2-й. В 3-м танковом полку находились все машины LT vz.34.

    Следующим шагом в развитии бронетанковых сил чехословацкой армии стало создание четырех мобильных дивизий, для укомплектования которых должна была использоваться материальная часть танковых полков. Этот процесс начался в октябре 1937 года. По штату военного времени в каждом таком соединении полагалось иметь 11 тысяч человек личного состава, 2832 лошади, 298 мотоциклов, 1009 грузовых автомобилей, 98 танков, 12 бронеавтомобилей и 68 орудий противотанковой, зенитной и полевой артиллерии. В течение зимы 1938 года были сформированы дивизионные штабы. Кроме того, предполагалось включить в состав пехотных дивизий и пограничных частей 34 отдельных танковых взвода (по три танка в подразделении).

    Однако всем этим планам не суждено было сбыться – в мае 1938-го в Чехословакии началась мобилизация. Ей предшествовало резкое обострение ситуации в Судетской области – приграничном с Германией регионе, где в основном проживало немецкое население. В течение нескольких месяцев чехословацкие войска, в том числе и недосформированные мобильные дивизии, участвовали в операциях против боевиков-сепаратистов в Судетах, причем довольно успешно. Но 30 сентября в Мюнхене состоялось подписание соглашения, по которому Судетская область отходила Третьему рейху. Начался процесс распада Чехословакии. Завершился он 14 марта 1939 года, когда Словакия объявила о своей независимости и отделении от Чехии. Днем позже на территорию последней вступили германские войска. Как независимое государство Чехословакия перестала существовать.

    У новых хозяев


    Первые солдаты вермахта оказались в Миловицах рано утром 15 марта 1939 года. Затем в течение месяца для отправки в Германию были подготовлены 244 конфискованных танка LT vz.35. Такая быстрота не случайна – немцам машины понравились. Учитывая, что основным танком германской армии в то время являлся Pz.II, считавшийся промежуточной и чуть ли не учебной моделью, а более мощные Pz.III и Pz.IV выпускались промышленностью рейха в мизерных количествах, это вполне объяснимо. LT vz.35 значительно превосходил немецкие легкие танки (и Pz.III, кстати, тоже) по вооружению, не уступая им в маневренности и броневой защите. В панцерваффе танк получил наименование Pz.Kpfw.35(t) или проще – Pz.35(t): с буквы «t» начинается немецкое слово tschechisch – чешский. Эта буква ставилась в скобках после обозначений всех образцов чехословацкого вооружения и боевой техники, принятых на вооружение вермахта.

    Несколько LT vz.35 отправили для испытаний на Куммерсдорфский полигон, некоторые, совершенно неисправные списали, остальные поступили в 11-й танковый полк в Падерборне и 65-й танковый батальон в Зеннеладене.

    Танки были несколько доработаны в соответствии со стандартами германской армии. Первым делом немцы установили на машины свои радиостанции Fu 2 или Fu 5, работавшие в телефонном режиме, а также заменили достаточно примитивную внутреннюю лампочную сигнализацию танковым переговорным устройством. За счет сокращения боекомплекта до 72 артвыстрелов и 1800 патронов в экипаж ввели пятого члена – заряжающего. Произошли изменения и в электрооборудовании: магнето Scintilla сменило магнето Bosh, танк снабдили светомаскировочной фарой Notek, габаритными и конвойными фонарями, принятыми в вермахте. В кормовой части, на надгусеничных полках и крыше МТО разместили канистры с топливом.

    Около 20 линейных Pz.35(t) немцы переоборудовали в командирские танки. Машины командиров рот получили вторую радиостанцию – Fu 7 со штыревой антенной. Чтобы ее смонтировать, пришлось ликвидировать установку курсового пулемета. Его амбразура была заглушена круглой броневой накладкой. Танки командиров батальонов и штаба 11-го полка оснащались еще и радиостанцией Fu 8 с рамочной антенной в кормовой части корпуса. На этих машинах из башенного вооружения сохранился только пулемет. Пушка была заменена деревянным макетом, естественно, без казенной части. Все командирские танки, получившие обозначение Pz.Bef.Wg.35(t), оснащались гирокомпасом.

    Польский поход


    В течение весны 1939 года велась интенсивная подготовка немецких экипажей, осваивавших Pz.35(t). Боевые машины поступали как с бывших чехословацких складов, так и с предприятий, на которых они проходили ремонт и переоборудование. К концу лета 1939 года 11-й танковый полк и 65-й танковый батальон были полностью укомплектованы материальной частью, включая штабные подразделения и резерв. 65-й батальон вошел в состав 11-го танкового полка в качестве его третьего батальона, а сам полк – в 1-ю легкую дивизию вермахта. Накануне польской кампании в этом соединении имелось 112 танков Pz.35(t) и восемь Pz.Bef.Wg.35(t), а также 65 Pz.II и 41 Pz.IV. 1-я легкая и 13-я моторизованная дивизии образовали XIV корпус 10-й полевой армии группы армий «Юг». Следует отметить, что по сравнению со всем германским танковым парком чешских машин было немного, но они составляли едва ли не треть от числа танков, вооруженных пушками калибра от 37 миллиметров и выше.

    1 сентября 1939 года Pz.35(t) 1-го батальона 11-го танкового полка поддерживали атаку 4-го кавалерийского полка на позиции польской пехоты в районе Велюни. Активные действия 1-й легкой дивизии вкупе с ударами пикирующих бомбардировщиков позволили довольно быстро сломить сопротивление противника. Уже через сутки подразделения 1-й легкой дивизии атаковали предмостные укрепления на правом берегу реки Варты. В ходе этих боев польская противотанковая артиллерия подбила один Pz.35(t). После наведения понтонного моста через Варту на другой берег были переброшены 65-й танковый батальон и 1-й батальон 4-го кавалерийского полка. При этом немецкие части понесли серьезные потери от огня польских тяжелых орудий.

    14 сентября 1939 года 1-ю легкую дивизию включили в состав 15-го легкого корпуса и перебросили в район ожесточенного сражения на реке Бзуре, к западу и юго-западу от Варшавы. Уже 16 сентября передовые подразделения 1-й легкой дивизии перерезали шоссе Варшава – Модлин. Именно здесь 18 сентября на перекрестке лесных дорог попало в засаду боевое охранение 1-й роты 65-го танкового батальона. Польские противотанковые пушки и танкетка TKS, вооруженная 20-мм орудием, из состава 71-го танкового дивизиона Великопольской бригады кавалерии уничтожили три Pz.35(t), в том числе и танк командира роты. По-видимому, это был самый крупный урон, понесенный 1-й легкой дивизией в одном бою.

    Всего же в польском походе соединение потеряло убитыми 22 офицера, 37 унтер-офицеров и 165 рядовых. Полякам удалось подбить 11 танков Pz.35(t), восемь из которых немцы отремонтировали.

    Французская кампания и вторжение в СССР


    По окончании боевых действий в Польше 1-я легкая дивизия вернулась к месту постоянной дислокации, где уже с 18 октября на ее основе началось формирование 6-й танковой дивизии. В период кампании 1940 года на Западе это соединение входило в состав 41-го танкового корпуса. 12 мая оно пересекло границу Франции. Спустя три дня при поддержке артиллерии и авиации форсировало реку Мез, а на следующий день, 16 мая – Уазу у Гюнза. В этом районе произошло первое столкновение с французскими танками. 37-мм пушки Pz.35(t) могли достаточно эффективно бороться с легкими Penault и Hotchkiss (R35/39/40 и H35/39), однако против средних и тяжелых машин S35, D2 и B1 они были бессильны. Но тут в дело вступили немецкая артиллерия и самолеты люфтваффе.

    Наступая, 6-я танковая дивизия прошла 350 километров. В двадцатых числах мая она вела бои в основном с английскими войсками. Разбив 36-ю английскую пехотную бригаду, части немецкого соединения атаковали штаб Британских экспедиционных сил (BEF). 26 мая по 6-й танковой нанесла контрудар 145-я английская пехотная бригада и Pz.35(t) столкнулись во встречном бою с британскими танками.

    В конце мая дивизию перебросили на юг и включили в состав танковой группы генерала Гудериана, а 30 мая вывели в резерв на восемь дней для пополнения и отдыха. К этому времени соединение уничтожило около 60 танков, пять бронеавтомобилей, 10 орудий, 11 противотанковых пушек, восемь артиллерийских тягачей, 34 легковых и 233 грузовых автомобиля.

    10 июня дивизия вновь вступила в бой, форсировав Эну в районе города Ретеля, а затем сражалась в Шампани. 15 июня части соединения переправились через канал Марна – Рейн и шесть дней спустя во взаимодействии с подразделениями 1-й танковой дивизии захватили укрепления в районе Эпинали. 21 июня французская кампания завершилась. В ее ходе было подбито 15 машин Pz.35(t), 12 из которых впоследствии отремонтировали на заводе Skoda.

    6-ю танковую дивизию перебросили в рейх, на полигон в Арис. К июню 1941 года в ней насчитывалось 149 танков Pz.35(t) и 11 Pz.Bef.Wg.35(t). Она являлась соединением так называемой первой линии, то есть входила в число наиболее укомплектованных и боеспособных дивизий вермахта.

    К началу операции «Барбаросса» 6-я танковая была в составе 4-й танковой группы генерала Гепнера, которая в свою очередь находилась в группе армий «Север». 22 июня дивизия вторглась на советскую территорию в районе восточно-прусского города Тильзита (ныне Советск Калининградской области) и начала развивать наступление в направлении литовского города Расейняй. Соединение разделилось на две боевые группы – «Раус» и «Зекедорф», которые 23 июня сумели форсировать реку Дубиссу и занять два плацдарма на ее левом берегу. В 11 часов 30 минут 23 июня 2-я танковая дивизия 3-го механизированного корпуса РККА атаковала плацдарм группы «Зекедорф», ликвидировала его и переправилась через Дубиссу. Поначалу нашим частям сопутствовал успех. Разгромив подразделения 114-го моторизованного полка врага, советские танкисты заняли Расейняй, но вскоре были из него выбиты. В течение 23 июня город четыре раза переходил из рук в руки.

    В дальнейшем 6-я танковая дивизия совместно с другими соединениями 4-й танковой группы наступала на Псков и Остров, в июле-августе вела тяжелые бои под Лугой и на дальних подступах к Ленинграду. За этот период в результате высокой интенсивности боевых действий из строя только по техническим причинам вышло до 25 процентов танков соединения.

    17 сентября 1941 года дивизия была передана в состав 3-й танковой группы генерала Гота, наступавшей на столицу СССР. 4 октября Pz.35(t) вступили в бой на московском направлении. Спустя три дня подразделения 6-й танковой вошли в Вязьму. Затем вместе с остальными соединениями 3-й танковой группы двинулись на Калинин, стремясь охватить Москву с севера. 14 октября немецкие танки оказались у берегов Волги. В рамках второго этапа наступления 3-я танковая группа наносила удар через Клин и Солнечногорск на Дмитров и Яхрому.

    27 ноября подразделения 6-й танковой дивизии заняли Клин, а после наведения моста через канал Москва – Волга пошли на Дмитров. Правда, движение это было недолгим – уже 29 ноября немцев отбросили обратно за канал.

    5 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. На севере от столицы особенно тяжелые бои в эти дни велись против клинской группировки противника, основу которой составляли соединения 3-й танковой группы. Остатки немецких дивизий, в том числе 6-й танковой, в которой уцелело несколько Pz.35(t), отошли на 90 километров к реке Ламе. В январе 1942-го соединение сражалось в районе Зубцова и Ржева в 9-й полевой армии генерала Моделя. В этих боях 6-я танковая дивизия потеряла свои последние танки – ее солдаты переквалифицировались в пехотинцев и лыжников.

    После того как обстановка на этом участке фронта стабилизировалась, дивизию вывели в тыл, где и перевооружили бронированными машинами германского производства. В частях первой линии Pz.35(t) больше не было, они использовались только в полицейских и охранных дивизиях на оккупированных территориях.
    Источник: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 01 февраля 2011, 08:54
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018