Почему грозная Т-V «Пантера» поразительно неудачно дебютировала под Курском?
Память История и события

    Сражение на Курской дуге по праву вошло в историю как «битва моторов». Общеизвестно участие в сражении новых немецких танков «Тигр» (в небольших количествах участвовали со второй половины 1942 года в сражении под Ленинградом) и «Пантера», для которой Курская дуга стала своеобразным боевым дебютом. Дебютом поразительно неудачным.

    Генерал Гейнц Гудериан, в 1943 году — инспектор танковых войск Германии, впоследствии вспоминал: «С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта, сначала южный, потом северный, и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «Пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились».

    Историк Михаил Барятинский, специализирующийся на изучении истории танков, утверждает: «В операции «Цитадель» приняли участие 196 танков. Боевой дебют их не был удачным — только по техническим причинам из строя вышли 162 «Пантеры». Из-за нехватки тягачей немцам удалось эвакуировать лишь небольшое число танков, 127 машин остались на территории, занятой Красной Армией, и оказались потерянными безвозвратно».

    Его коллега Максим Коломиец так описал начало боевого пути «Пантеры»: «Первыми танковыми подразделениями вермахта, предназначенными для укомплектования «Пантерами» стали 51 и 52 танковые батальоны..., сформированные в январе-феврале 1943 года на базе 33 и 15 танковых полков соответственно. Для обучения экипажей сначала использовались танки Pz IV, и только с 10 по 31 мая батальоны получили по 96 новых «Пантер». Оба батальона вошли в состав 39 танкового полка… под командованием майора фон Лаухерта. 2-3 июля 1943 года оба батальона и штаб полка были переброшены к линии фронта и сосредоточились в районе поселка Мощеное. Всего в 39 танковом полку было 200 «пантер»: по 96 машин в каждом батальоне и 8 машин штаба полка. Каждый батальон состоял из четырех рот по 22 танка в каждой (в роте четыре взвода по пять танков и два танка командования) и восьми танков штаба батальона. Во время марша от железнодорожной станции «Пантеры» понесли первые потери: из-за возгорания двигателей полностью сгорело два танка».

    Два новых танка сгорают еще по пути к месту боя, сами по себе, без всякого вмешательства Красной Армии! Так оно и дальше пошло, в таком же духе.

    В докладе майора Штрейта, командира учебного подразделения «Пантер» 39-го танкового полка, были подведены неутешительные итоги боев на Курской дуге: «Из-за сильной скученности при атаке, эффективность огня «Пантер» была очень низкой, и противник смог успешно вывести из строя большую часть танков. При этом многие машины подорвались на минах. Саперы не могли успешно обезвреживать минные поля из-за недостатка времени: приказ продолжать наступление был отдан до того, как они закончили разминирование. Атаки велись без учета изменения ситуации в ходе боя.

    Взаимодействие подразделений было очень слабым, так как многим практически ничего не было известно о планах наступления. Неразбериха началась с первых же минут боя, так как ни цель, ни боевой порядок, ни направление атаки не были четко определены. «Пантеры» постоянно создавали скученное скопление непосредственно перед оборонительными рубежами противника, что приводило к большим неоправданным потерям. Командиры батальонов должны четко руководить участвующими в атаке боевыми машинами, отдавая понятные приказы. К сожалению, действия «Пантер» были не согласованы. Так, например, любое изменение направления движения командиры большинства танков определяли визуально по ближайшим машинам, когда те меняли направление».

    Просто-напросто немцам не хватило времени для того, чтобы довести «Пантеру», что называется, «до ума». Машина имела множество недостатков, которые можно было выявить только в ходе длительных испытаний и боевых действий. Но приходилось торопиться, чтобы «Пантеры» успели принять участие в операции «Цитадель» — наступлении под Курском.
    А личный состав не имел достаточного времени на освоение новой техники. В совокупности с тактическими ошибками в применении «Пантер» все это и привело к печальным для Германии результатам.

    Вскоре немцам удалось ликвидировать «детские болезни» «Пантеры», и она стала очень грозной и массовой машиной (всего было выпущено 5976 «Пантер» различных модификаций).

    Но на Курской дуге она не оправдала возлагаемых на нее надежд, «зарычала» в первый раз крайне неубедительно. Может быть, в июле 1941 года недостатки «Пантеры» не были бы так заметны. Но выпускать на поле боя в июле 1943 года «сырой», толком не освоенный, танк против Красной Армии немцам явно не стоило. За эту ошибку командования экипажи «Пантер» платили самой дорогой ценой…

    Максим Купинов
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 25 февраля 2017, 09:29
    • tor

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020