Борьба за железную дорогу Ржев-Вязьма
Память История и события

    (От специальных корреспондентов «Красной звезды»)

    Местность, где идут сейчас упорные бои с ржевской группировкой немецких войск, представляет собой обширную равнину, сильно пересеченную реками и ручьями. Характер рельефа и грунта, а также сравнительно небольшое количество населенных пунктов обусловили здесь слабое развитие дорожной сети. Проселочные дороги осенью и весной почти непроходимы, не рассчитаны на интенсивной движение грузов и быстро выходят из строя. В этих условиях наиболее надежными путями сообщения являются железные дороги.

    После прошлогоднего зимнего наступления наших войск группировка противника, укрепившаяся в районе Ржева, по существу лишилась основной своей железнодорожной коммуникации Ржев—Рига. С этого момента главной артерией, связывающей ржевскую группировку немцев с ее глубокими тылами, стала рокадная железная дорога Ржев—Вязьма, проходящая в 10—12 километрах от переднего края немецкой обороны. По ней в Ржев доставлялось все: живая сила, оружие, боеприпасы. По ней, в частности, были подброшены сюда две танковые дивизии, принявшие сейчас на себя удар наших войск в междуречьи.

    Дорога эта одноколейная, но обилие разъездов и запасных путей значительно повышает ее пропускную способность. В среднем по ней могли проходить 20—22 пары поездов в сутки. Это означает, что в течение одних суток по дороге Ржев— Вязьма могла быть переброшена пехотная дивизия со всем своим вооружением и тылами.

    Само собой разумеется, фашисты старались сделать все, чтобы предотвратить возможность выхода наших войск на эту чрезвычайно важную для них военную магистраль. Помимо двух указанных выше танковых дивизий, враг сосредоточил здесь отборные пехотные и мотопехотные части, сплошь состоящие из немцев. В телеграмме на имя командующего ржевской группировкой Гитлер подчеркивал, что выход советских войск к железной дороге создаст серьезную угрозу для Ржева, а «потеря Ржева равносильна потере половины Берлина».

    Немцы не без оснований считали, что главной силой, способной прорвать их фронт, и выйти на железнодорожную магистраль, являются советские танки. Это мнение особенно укрепилось у них после августовских неудач на центральном участке фронта. Стремясь предотвратить возможность танкового прорыва, они в большей степени, чем прежде, насытили район своей обороны противотанковой артиллерией и сильно минировали подступы к нему. Тем не менее наши танковые части взломали значительно усиленную оборонительную полосу врага. Правда, в ходе этой операции танкам пришлось преодолеть яростное сопротивление. Они пробивались вперед, сокрушая противодействие самых разнообразных средств, к которым обратился враг, чтобы парировать удары бронированного кулака советских войск.

    В этих упорных боях еще раз обнаружились высокие технико-тактические данные наших тяжелых танков и отличные боевые качества их экипажей. В момент штурма оборонительной полосы немцев экипаж танка KB под командованием тов. Головяшкина без задержки прошел сильно эскарпированный участок. Преодолев зону артиллерийского заградительного огня, он вступил в единоборство с тремя немецкими танками, уничтожил их и невредимым достиг заданной цели. Экипаж другого тяжелого танка под командованием техника-лейтенанта Ильта вышел непосредственно на огневые позиции вражеской противотанковой батареи трехорудийного состава и полностью уничтожил ее вместе с прислугой.

    Выполняя задачу по овладению железнодорожной магистралью Ржев—Вязьма, танки тесно взаимодействовали с другими родами войск. Несколько населенных пунктов было взято танковыми десантами. В других случаях на штурм немецких узлов сопротивления, расположенных за линией фронта, вместе с танками шла артиллерия. Так было, например, в момент штурма одной деревни в самом центре прорыва. Командир противотанковой батареи капитан Гробовский вел свои орудия сразу же за боевыми порядками танков и принимал участие во всех фазах боя, который вели танкисты.

    Вслед за танками в прорыв втянулись наши кавалерийские части и пехота. Они пересекли магистраль и, закрепившись здесь, лишили ржевскую группировку немцев наиболее надежного канала для притока подкреплений. Железнодорожное полотно во многих местах разрушено, мосты взорваны, всякое движение парализовано.

    Стремясь сдержать напор наших войск в районе прорыва, враг несет значительные потери. В ходе боев здесь истреблено несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, уничтожено 90 орудий, 85 станковых пулеметов, захвачены богатые трофеи. Особенно пострадали 215-й и 14-й пехотные полки немцев. Захваченный в плен рядовой 14-го пехотного полка Антон Хаммер показал на допросе, что батальон, в котором он служил, окончательно разгромлен. Этот батальон только убитыми потерял более 40 процентов личного состава, а командир его застрелился.

    Вчера, 29 ноября, в районе боев захвачен любопытный документ, адресованный в штаб 9-й немецкой танковой дивизии. Командир одной пехотной части, оборонявшей железную дорогу, доносит:

    «Положение создалось критическое. Советские танки и кавалерия, перерезав железную дорогу Ржев—Вязьма, наседают со всех сторон. Прошу помощи прежде всего противотанковыми средствами. Подчеркиваю, что эта помощь нужна нам сегодня же. Завтра уже будет поздно».

    Враг чувствует, что с потерей магистрали для него возникли дополнительные трудности, обстановка усложнилась. Он пытается использовать другие возможности для подтягивания в район боев своих ближних резервов. Однако многие из этих попыток терпят крах. Преодолевая сопротивление неприятельских войск, наши части продолжают наступать.

    М. ЗОТОВ.
    С. ДАНГУЛОВ.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 30 ноября. (По телеграфу).

    По материалам: Газета «Красная звезда» 1 декабря 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 февраля 2017, 11:41
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020