«Почта России» за которую не было стыдно: фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне
Память История и события

    Незадолго до начала Великой Отечественной войны была проведена реорганизация фельдъегерской связи НКВД СССР. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 17 июня 1939 г. № 884-145с она была освобождена от несвойственных ей функций — доставки секретной корреспонденции многочисленных государственных учреждений, профсоюзных и кооперативных организаций, а также от перевозки денег и государственных ценностей .

    Этим решением правительство оставило за фельдъегерской связью наиболее важные функции — перевозку секретной и совершенно секретной корреспонденции ЦК ВКП(б), СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, наркоматов обороны, военморфлота, внутренних и иностранных дел — от Москвы до республиканских, краевых и областных центров и обратно. В связи с этим изменилась структура, штатная численность, схема фельдъегерских маршрутов.

    Был образован отдел фельдъегерской связи, входивший в состав Административно-хозяйственного управления НКВД СССР. Вместо имевшихся на 1 августа 1939 г. 3409 аппаратов фельдсвязи по всей стране после реорганизации осталось только 150, вместо 3035 фельдъегерских маршрутов осталось только 106, из них 9 авиационных, 8 автомобильных, 77 железнодорожных, 4 водных и 8 смешанных. Совсем не осталось гужевых маршрутов, а их было 1733.

    Реорганизация фельдъегерской связи проводилась в период, когда в СССР в связи с возрастанием военной опасности большое внимание уделялось развитию отраслей оборонной промышленности, созданию новых образцов современной боевой техники и вооружения, укреплению Красной Армии и совершенствованию работы государственного аппарата.

    В этих условиях требовалась особая четкость и оперативность в работе фельдъегерской связи по обеспечению надежной и своевременной доставки особо важной государственной корреспонденции. На решение этой главной задачи и была направлена проводимая реорганизация и последующая за ней перестройка работы фельдъегерской связи НКВД СССР.

    Одновременно большая работа в эти годы велась по обучению кадров, повышению их профессионального мастерства. Это позволило фельдъегерской связи во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешно выполнять все особо важные задания Правительства и Верховного Главнокомандования, которые ей поручались.

    С нападением 22 июня 1941 г. фашистской Германии руководство СССР приступило к экстренной мобилизации всех людских и материальных ресурсов для отпора агрессору. В решении этой первоочередной важности задачи принимала участие и фельдъегерская связь, своевременно доставляя по своим каналам все важнейшие документы мобилизационного характера высших и центральных партийных и правительственных органов.

    Так, уже 29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР направили через фельдъегерскую связь НКВД СССР директиву всем партийным и государственным органам о перестройке работы на военный лад.

    30 июня 1941 года для координации усилий советских, партийных и общественных организаций был создан Государственный комитет обороны (ГКО), а для руководства ходом военных действий несколько раньше была образована Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК), которая в своей деятельности опиралась на Военные Советы фронтов и армий. В тот же день, 30 июня 1941 г. руководство Генерального штаба Красной армии и НКВД СССР возложило обеспечение своевременной доставки особо важных документов ГКО, Ставки ВГК и Генштаба в штабы фронтов и отдельных армий, и от последних в Москву, на фельдъегерскую связь НКВД СССР. Для выполнения этой ответственной и опасной работы была сформирована специальная «Летная группа» из числа добровольцев-коммунистов и комсомольцев. Свои первые полеты в Действующую армию офицеры и сержанты «Летной группы» совершали в трудные июльские дни 1941 года, доставляя по специальным авиационным фельдъегерским маршрутам срочные оперативные документы из Москвы в штабы фронтов.

    К сожалению, уже первые вылеты для некоторых фельдъегерей «Летной группы» закончились трагически. Так, 3 июля 1941 г. при выполнении авиационного маршрута погиб фельдъегерь Михаил Николаевич Смирнов. На пути в Москву после выполнения задания самолет, на котором возвращался из командировки Смирнов, недалеко от города Орши по ошибке был обстрелян из зенитных пулеметов одной из воинских частей Красной Армии. Подбитый самолет упал и разбился, экипаж и фельдъегерь Смирнов погибли. Спустя две недели «Летная группа» потеряла еще одного боевого товарища — фельдъегеря Николая Александровича Жаринова. 20 июля 1941 г. самолет, на котором Жаринов следовал с заданием, на пути от Гомеля к Виннице был сбит немецкими истребителями. Пилот погиб; фельдъегерь в этой сложной ситуации не растерялся и сделал все возможное, чтобы сохранить доверенную ему корреспонденцию — выбросился вместе с ней на парашюте из горящего самолета, но при падении погиб.

    Эти два трагических случая заставили руководство ОФС принять ряд дополнительных мер по боевой и профессиональной подготовке личного состава «Летной группы». Стали регулярно проводиться стрельбы из боевого оружия, тренировочные прыжки с парашютом, занятия по изучению «Инструкции для фельдъегерей, следующих по авиационным фельдъегерским маршрутам в Действующую армию».

    Однако, полеты фельдъегерей «Летной группы» в штабы фронтов осложнялись еще и тем, что обслуживавшая ОФС 2-я авиаэскадрилья московской авиагруппы особого назначения (преобразованная впоследствии в 3-ю отдельную Краснознаменную авиационную дивизию связи Гражданского воздушного флота, 3-я ОКАДС ГВФ), выделяла в их распоряжение самолеты устаревших конструкций: Р-5, П-5, У-2, СБ-40, СБ-41, к тому же далеко не новые. Именно поэтому на первые годы войны приходится основное количество аварий и авиакатастроф на маршрутах в Действующую армию, нередко заканчивавшихся гибелью экипажей самолетов и фельдъегерей.

    Так, 29 июля 1941 г. во время служебной командировки в Действующую армию погиб фельдъегерь «Летной группы» Александр Павлович Гасевский. Самолет, на котором он следовал по маршруту Москва-Киев, в районе города Сухиничи потерпел аварию и загорелся; пилот и фельдъегерь погибли. 6 сентября 1941 г. при авиакатастрофе погиб фельдъегерь Михаил Фомич Солодилов. Самолет, на котором он возвращался в Москву из штаба армии, оборонявшей Крым, потерпел катастрофу; Солодилов получил ранения и ожоги всего тела.

    Находясь в безнадежном состоянии, Михаил Фомич проявил стойкость, мужество и самообладание и просил представителя военного командования передать руководству ОФС, что порученное ему задание выполнено — все документы доставлены по назначению и умирает он с сознанием выполненного долга. В 1941 году «Летная группа» потеряла еще двоих своих товарищей: Александра Ивановича Герасимова и Тимофея Дмитриевича Крупецкова.

    Погибших фельдъегерей «Летной группы» заменяли добровольцы, и руководство ОФС в течение всей войны не испытывало затруднений при подборе кадров на эту ответственную и опасную работу. Кроме того, возвращались после излечения в госпиталях на прежнюю работу и фельдъегери, получившие ранения и травмы во время обстрелов самолетов, при авариях и авиакатастрофах. В 1941 году получили ранения и травмы: Е.Т. Захаров, И.Е. Коровкин, П.Я. Косоруков, М.Е.Пучков и С.М.Царев. Все они после выздоровления вернулись в строй и продолжали совершать полеты в Действующую армию.

    Правительство высоко оценило их ратный труд. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. за образцовое выполнение особых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 20 офицеров и сержантов «Летной группы» были награждены орденами и медалями.
    Указ в этот же день был передан в «Последних известиях» по Всесоюзному радио, а на следующий день опубликован в газете «Правда», на первой полосе, вслед за передовицей. Ордена и медали награжденным вручались в Кремле Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым, который тепло поздравил фельдсвязистов с высокими государственными наградами, пожелал успехов в их ответственной и трудной работе и сфотографировался с ними на память.

    Руководство НКВД СССР в письме на имя Председателя ГКО И.В. Сталина, представляя наградные листы на фельдъегерей, так характеризовало их деятельность: «Выполняя задания командования Красной Армии, фельдъегерская связь НКВД СССР за время войны с немецкими захватчиками доставила на фронты свыше 120 тыс. пакетов с оперативными документами. Сотрудники фельдъегерской связи сделали за это время до 1 тыс. вылетов в прифронтовую полосу, налетав в общей сложности 1,5 миллиона километров.

    Оперативные документы Генерального штаба Красный Армии и штабов фронтов и армий независимо от обстановки доставлялись в назначенный срок. При выполнении заданий фельдъегерская связь потеряла из личного состава убитыми 6 человек, пропавшими без вести — 4, раненными и контуженными — 6 человек. Отдельные работники фельдъегерской связи, выполняя задания, проявили мужество, самоотверженность и доблесть».

    Среди получивших орден Красной Звезды был фельдъегерь Константин Константинович Зайцев, который, доставляя оперативные документы в Действующую армию, неизменно проявлял смелость, мужество и находчивость. 29 августа 1941 г. самолет, на котором Зайцев следовал в штаб Северо-Западного фронта, подвергся нападению группы немецких истребителей, был подбит и загорелся. Фельдъегерь сумел выпрыгнуть на парашюте, захватив с собой корреспонденцию и автомат, затем добраться до штаба фронта и сдать документы по назначению.

    Об этом героическом поступке писала газета «Известия» 3 сентября 1941 г. Только за первый год войны Зайцев совершил 92 вылета в Действующую армию. К сожалению, смелому, мужественному, скромному и обаятельному человеку, каким характеризовали его сослуживцы, не удалось дожить до дня Победы. 12 марта 1943 г., при выполнении очередного задания командования при доставке оперативных документов в штаб Южного фронта, он погиб.

    Орден Красной Звезды был вручен в Кремле и младшему лейтенанту госбезопасности Василию Васильевичу Тришкину, который при полетах в штабы фронтов не раз оказывался в сложных ситуациях. Так, 2 августа 1941 г. самолет, на котором Тришкин возвращался из Действующей армии, в районе деревни Нижняя Украинка был обстрелян немцами и совершил вынужденную посадку.

    Установив, что они оказались на территории, занятой врагом, фельдъегерь вместе с пилотом подожгли самолет и, пройдя около 200 км по вражеским тылам, вышли в расположение советских войск, вынеся также все оперативные документы, полученные в штабе фронта. Во время очередного полета в штаб Карельского фронта 9 июня 1942 г. самолет, на котором следовал Тришкин, не прибыл к месту назначения. Дальнейшая его судьба неизвестна.

    1942 год оказался трагичным еще для нескольких фельдъегерей «Летной группы». Он принес ряд тяжелых утрат для фельдъегерской связи и большое горе в семьи фельдъегерей, погибших при выполнении фронтовых фельдъегерских маршрутов: Василия Дмитриевича Душенкова, Михаила Тимофеевича Русакова, Ивана Павловича Фирстова, Александра Ивановича Панфилова, Николая Васильевича Бакунова.

    В 1943 и 1944 годах погибли еще три фельдъегеря «Летной группы»: Илья Яковлевич Шестаков, Павел Андреевич Данченко и Гавриил Родионович Ткаченко. Фамилии всех фельдъегерей, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов при выполнении фронтовых фельдъегерских маршрутов, высечены на Мемориале, установленном в здании Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. Ежегодно в канун Дня Победы ветераны фельдъегерской службы, представители московских и территориальных подразделений фельдъегерской связи возлагают венки и цветы к Мемориалу фельдсвязистов, погибших в годы Великой Отечественной войны, отдавая им дань памяти.

    В связи с изменившейся обстановкой на фронтах, фельдъегерская связь во второй половине 1942 года переходит от прямых маршрутов в штабы фронтов Действующей армии к созданию Подвижных групп фельдсвязи. Они создавались по указанию Генерального штаба на некотором удалении от линии фронта; корреспонденция из Москвы доставлялась в эти группы сразу для нескольких фронтов. Практика показала, что наличие таких групп позволяло обеспечивать бесперебойную живую связь Верховного Главнокомандования с Действующей армией независимо от оперативной обстановки и метеорологических условий, так как в этих случаях при невозможности воспользоваться самолетами фельдъегери Подвижных групп доставляли корреспонденцию на поездах и автомобилях.

    Обычно, такие группы создавались в период подготовки и проведения наиболее крупных боевых операций, а также весной и осенью, когда погода бывает особенно неблагоприятна для авиации. В начале августа 1942 г., в период обороны Кавказа и Сталинграда, в Астрахани создается первая такая группа, которая несколько раз меняла место своего расположения. Сначала она была перебазирована в город Махачкалу, а затем в Баку, где функционировала около двух месяцев. В ее задачу входило обеспечения доставки корреспонденции в штабы Сталинградского, Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов.

    Подобные Подвижные группы фельдсвязи создавались в дальнейшем в Вильнюсе, Калинине, Кировограде, Минске, Первомайске, Полтаве, Пскове, Россоши, Ростове-на-Дону, Сальске, Смоленске, Тихвине, Харькове и ряде других городов и населенных пунктов. Для организации этой групп привлекался руководящий, инспекторский и фельдъегерский состав из числа наиболее подготовленных сотрудников.

    В октябре 1942 г. «Летная группа» фельдсвязи, ранее находившаяся в структуре 4-го отделения ОФС НКВД СССР, была преобразована в самостоятельное отделение с непосредственным подчинением руководству ОФС — заместителю начальника отдела фельдсвязи Б.И. Краснопевцеву, который перед каждой командировкой в Действующую армию подробно инструктировал сотрудников, объяснял ситуацию на том или ином маршруте, прорабатывал варианты действий фельдъегерей и экипажей самолетов в возможных экстремальных ситуациях. Ему же они докладывали о выполнении заданий. У личного состава «Летного отделения» Борис Иванович неизменно пользовался авторитетом: организаторский и ораторский талант, высокий профессионализм, умение расположить к себе подчиненных, ободрить и помочь в трудную минуту снискали ему любовь и уважение не только фельдъегерей «Летного отделения», но и всего коллектива отдела фельдсвязи.

    Помимо выполнения фронтовых фельдъегерских маршрутов очень важной по своей значимости была работа по обеспечению надежной фельдъегерской связью партийных, правительственных, военных и оперативных органов, как в центре страны, так и на местах. Особая ответственность возлагалась на подразделения фельдсвязи, обслуживавшие высшее военное командование и правительство. С особым напряжением работала группа офицеров и сержантов, которые в любое время суток доставляли в разные районы города Москвы постановления ГКО.

    В годы войны в этой группе добросовестно трудились: Г.П. Архипов, Г.М. Иванов, Н.А. Козлов, А.И. Куприянов, А.С. Крючков, С.М. Покатилов, М.В. Соткин, Н.П. Якимчук и другие. На основании специальных пропусков они могли беспрепятственно передвигаться по Москве в любое время суток, в том числе во время воздушной тревоги и комендантского часа. В своих воспоминаниях маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, рассказывая о порядке подготовки решении ГКО, дает высокую оценку и работе фельдъегерей: «После написания постановления ГКО тут же набело перепечатывалось в машбюро у Поскребышева и после подписи без промедления доставлялось фельдъегерями заинтересованным лицам. Словом, оперативность в этом вопросе была на высоте».

    Большая ответственность ложилась и на фельдъегерей, которые обслуживали Секретариаты Заместителей Совнаркома СССР. На эту работу подбирали дисциплинированных, расторопных и хорошо знающих работу сотрудников. Например, во время войны Секретариат В.М. Молотова обслуживал фельдъегерь Василий Кузьмич Иванов, который хотя и был довольно молод, но уже имел за плечами хорошую армейскую школу — службу в пограничных войсках и участие в Советско-финской войне. За героизм, проявленный в одном из боев, в котором он получил тяжелое ранение, Иванов был награжден орденом Красного Знамени.

    Руководство ОФС не ошиблось, доверив ему ответственный участок работы — он зарекомендовал себя с самой положительной стороны, четко и добросовестно выполнял любой сложности поручения, доставляя срочные пакеты не только по Москве, но и в прифронтовые районы. Добросовестно трудился Василий Кузьмич и в послевоенные годы. Ему, как одному из самых опытных сотрудников, часто поручались специальные задания по обслуживанию руководителей страны во время их поездок по стране и в зарубежные страны. Более 20 лет он трудился в подразделении фельдсвязи, выполнявшем специальную работу, связанную с выездами за границу. Его добросовестный труд, нередко в очень сложных условиях, особенно при командировках во Вьетнам и другие горячие точки планеты, отмечен высшей государственной наградой того времени — орденом Ленина.

    Не менее самоотверженно трудились в годы войны офицеры и сержанты других подразделений ОФС НКВД СССР. Например, Сергей Кондратьевич Кулешов рассказывал о том, как он и его сослуживцы в годы войны обеспечивали работу эвакуированных в октябре 1941 г. в г. Саратов аппаратов президиума Верховного Совета и Совета министров РСФСР. Все сотрудники с началом Великой Отечественной войны были переведены на казарменное положение и трудились день и ночь, не жалея сил. Ничто не могло помешать успешному выполнению задач, поставленных перед отделом фельдъегерской связи — ни налеты вражеской авиации, ни затемнение улиц городов, ни недостаток транспортных средств, ни другие трудности, возникавшие в условиях военного времени.

    Ветеран фельдъегерской службы Анна Петровна Тарасова в своих воспоминаниях рассказала о работе экспедиторского подразделения фельдсвязи во время войны, где в основном трудились женщины. Кроме основной работы, сотрудницы этого подразделения дежурили в госпиталях, ухаживая за ранеными, принимали участие в борьбе с зажигательными бомбами после налетов на Москву самолетов вражеской авиации.

    Большое внимание в годы войны уделялось поддержанию регулярной связи с республиканскими, краевыми и областными центрами через московских или местных фельдъегерей, курсирующих по постоянно действующим фельдъегерским маршрутам. Несмотря на нарушение нормального графика движения пассажирских поездов, эти маршруты по стране бесперебойно действовали даже в самый трудный период войны (1941-1942 гг.). А к концу 1944 года схема фельдъегерской связи включала 132 маршрута, в том числе 102 железнодорожных, 17 авиационных, 7 автомобильных, 2 водных и 4 смешанных. За три года войны по маршрутам фельдъегерской связи было перевезено 42859 тыс. секретных пакетов и 4850 тонн грузовой корреспонденции. Кроме того, начиная с 1942 года по требованию Президиума Верховного Совета СССР фельдъегерская связь обеспечивала доставку в Москву орденов и медалей с эвакуированного в Краснокамск Московского Монетного двора.

    Особые трудности в годы войны выпали на долю сотрудников подразделений фельдсвязи ряда республик, краев и областей, оказавшихся в прифронтовой полосе. Фельдъегери этих подразделений почти постоянно выполняли свои служебные обязанности в экстремальных условиях, особенно личный состав прифронтовых подразделений. Многие из них обеспечивали доставку корреспонденции в Действующую армию, используя при этом авиацию, железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Выполнение таких командировок было связано с большими трудностями.

    В сложных условиях во время войны выполнял свои служебные обязанности личный состав подразделений фельдсвязи Краснодарского края, особенно Сочинской фельдъегерской группы. Фельдъегери этой группы обеспечивали доставку оперативных документов для Черноморской группы войск Закавказского фронта. Трудности заключались в том, что весь путь от Сочи до Геленджика систематически обстреливался с воздуха вражеской авиацией.

    Помимо этого, фельдъегеря Сочинской группы привлекались к выполнению других специальных заданий. Например, фельдъегери В.Е. Дъяконов, В.И. Евдокимов и И.Ф. Комаров неоднократно выполняли специальные задания по доставке секретной корреспонденции в адрес начальников оперативных групп НКВД и командиров партизанских отрядов по месту их дислокации, а обратно из-за линии фронта доставляли крупные суммы денег, собранные партизанами на строительство танковых колонн. За успешное выполнение этих заданий все трое были награждены медалями «За отвагу».

    Самоотверженно трудились в период войны и сотрудники отделения фельдсвязи УНКВД Сталинградской области. До приближения линии фронта к Сталинграду они выполняли маршруты: Сталинград — Ростов-на-Дону, Сталинград — Тихорецкая через которые Москва была связана с Югом. При приближении линии фронта непосредственно к городу на ОФС г. Сталинграда была возложена задача по обслуживанию Сталинградского и Южного фронтов, Сталинградского комитета обороны и других областных организаций. Обслуживание фронтов производилось с доставкой оперативных документов на передовую линию. Фельдъегерям нередко приходилось доставлять корреспонденцию под обстрелом вражеской артиллерии и минометным огнем.

    С большими трудностями фельдъегерский состав столкнулся при переправе через Волгу под непрерывными бомбежками неприятеля. Особенно отличились в период обороны Сталинграда фельдъегеря Моисей Кузьмич Рогожин, Василий Николаевич Фирсов и Иван Григорьевич Фролов. Все трое были награждены правительственными наградами. Ежедневную же связь между Москвой и Сталинградом осуществляли фельдъегеря московского «Летного отделения».

    За период обороны Сталинграда наибольшее количество вылетов с такими документами совершили фельдъегери: Н.И. Иванов — 25 вылетов, П.Я.Косоруков и В.Е. Денисов — по 23 вылета. Все трое по ходатайству Председателя ГКО Сталинграда А.С. Чуянова за четкое и самоотверженное выполнение специальных заданий были награждены медалями «За оборону Сталинграда».

    Чрезвычайно тяжело во время войны приходилось сотрудникам ОФС УНКВД Ленинградской области. Преодолевая неимоверные лишения и трудности уже в начальный период войны, и особенно во время блокады города, работая почти беспрерывно под обстрелом артиллерии и бомбежками с воздуха, сотрудники отдела с честью выполняли свой долг перед Родиной. Особенно большие нагрузки выпали на долю фельдъегерей, которые обеспечивали доставку корреспонденции местным адресатам, выполняя городские маршруты в основном пешком из-за отсутствия необходимых транспортных средств. Ленинградский ОФС обслуживал штабы 4-й, 7-й, 8-й и других армий, расположенных в Ленинградской области, штаб Балтийского флота и штабы Ленинградского, Волховского, Карельского, Северного и Северо-Западного фронтов.

    Постоянно поддерживалась связь с Москвой. Кроме ежедневного авиационного маршрута Москва — Ленинград, выполнявшегося московскими фельдъегерями «Летного отделения», до момента начала полной блокады функционировали также железнодорожный маршрут Ленинград — Москва и авиационный маршрут Ленинград — Вологда — Москва, который выполняли ленинградцы, доставлявшие в Москву и из Москвы преимущественно грузовую корреспонденцию. Выполнять эти маршруты приходилось в исключительно трудных условиях.

    Как вспоминал старшина В.А. Воронин: «7 сентября 1941 г. выехал в командировку Ленинград — Москва через Шлиссельбург, но выполнить ее не представлялось возможным, так как утром 8 сентября г. Шлиссельбург был занят фашистами. Был сильный обстрел правого берега Невы, все рвалось и горело. Мы вынуждены были возвращаться назад. До ст. Пороховое ехали товарным поездом, а затем до Финского вокзала трамваем. Вечером 8 сентября у Финляндского вокзала попали под сильную бомбежку. У нас было четыре мешка груза. Пришлось приложить немало сил, чтобы сохранить груз».

    Помимо регулярных фронтовых фельдъегерских маршрутов, фельдъегерская связь в годы войны выполняла также целый ряд других наиболее важных заданий. Нередко фельдъегерям поручалась доставка особо срочных документов для вручения лично командующим фронтами, членам Военных Советов фронтов и другим военным руководителям. В этих случаях от них требовалась особая расторопность, чтобы быстро отыскать местонахождение адресата и своевременно вручить корреспонденцию. Помимо этого, фельдъегерской связью в штабы фронтов и отдельных армий доставлялась аппаратура правительственной «ВЧ»-связи. Этими же каналами направлялась в Действующую армию радиоаппаратура для разведчастей, другие специальные грузы государственной важности.

    Среди особых поручений правительства, выполненных фельдъегерской связью в 1943 году, следует отметить обслуживание Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав — председателя Совнаркома СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчиля с участием дипломатических советников и представителей военных штабов, которая проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. За четкое обеспечение материалами членов советской делегации в период подготовки и проведения конференции группа сотрудников фельдъегерской связи из десяти человек Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. была награждена орденами и медалями.

    Наконец, весной 1944 года на фельдъегерскую связь НКВД СССР было возложено выполнение первого международного авиационного маршрута. Это было сделано по настойчивой просьбе заместителя наркома обороны СССР генерала армии Хрулева, который в письме на имя заместителя председателя Совнаркома СССР А.И. Микояна констатировал: «Отправка секретной и совершенно секретной корреспонденции из СССР в Иран самолетами без постоянного курсирования офицеров фельдъегерской связи вызывает недоразумения на контрольно-пропускном пункте в г. Баку, вследствие чего руководящие указания, директивы и приказы задерживаются на продолжительное время доставкой адресату, теряют свое значение- оперативность — и не выполняются в установленные сроки».

    С 29 апреля 1944 г. был установлен первый в истории фельдъегерской связи постоянный международный фельдъегерский авиамаршрут Москва — Тегеран — Москва. Выполняли этот маршрут опытные офицеры «Летного отделения» фельдсвязи Петр Яковлевич Косоруков и Михаил Куприянович Липатов. Они обеспечивали обмен секретными документами НКО СССР и некоторых других наркоматов с Советским транспортным управлением в Иране.

    Помимо этого, в том же 1944 году было установлено еще несколько международных авиационных фельдъегерских маршрутов: Москва — Бухарест, Москва — Люблин и др. для поддержания регулярной связи со штабами фронтов, расположенных на территории европейских государств, и советскими представителями в Союзных контрольных комиссиях. Все эти маршруты выполнялись фельдъегерями «Летного отделения», получившими пропуска на право пересечения границы и разрешения на пребывание на территории другого государства.

    В 1944 году большое внимание уделялось восстановлению фельдъегерской связи на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории страны. По мере изгнания врага, во всех освобождаемых республиканских, краевых и областных центрах немедленно воссоздавались подразделения фельдъегерской связи, устанавливалось сообщение с Москвой и принимались на обслуживание местные органы власти и воинские части Действующей армии.На первых порах руководители этих подразделений при организации работы встречались с большими трудностями, особенно при комплектовании и обеспечении транспортом.

    Из 11 междугородных фельдъегерских маршрутов только 2 (Минск — Москва и Минск — Гомель) выполнялись на пассажирских поездах ежедневно, остальные 9 — на товарно-пассажирских поездах, которые курсировали нерегулярно. Некоторые из этих маршрутов выполнять было небезопасно, поэтому фельдъегери помимо личного табельного оружия вооружались еще и автоматами.

    Особое внимание фельдъегерская связь продолжала уделять обслуживанию Действующей армии на завершающем этапе войны, надежно обеспечивая регулярный обмен корреспонденцией (директивы Ставки ВГК, планы военных операций, постановления ГКО, доклады и донесения штабов фронтов и др.) высшего военного командования страны с командующими фронтами.

    Большую роль в бесперебойном обеспечении этой работы сыграла образованная в конце декабря 1944 г. специальная «Подвижная группа» фельдсвязи в количестве 15 фельдъегерей.

    Она была создана во время подготовки и проведения крупнейших наступательных военных операций, завершившихся штурмом Берлина, и первое время располагалась в Минске. Учитывая важность задач, поставленных перед этой группой, возглавил ее заместитель начальника ОФС НКВД СССР подполковник Б.И. Краснопевцев, его заместителем стал капитан Е.Н. Казаков. Этой группе было поручено обеспечить четкую бесперебойную связь Москвы со штабами 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов.

    Наряду с авиационными и железнодорожными, особенно большую роль тогда сыграли фельдъегерские маршруты, выполняемые на автомашинах, предоставленных в распоряжение группы Краснопевцева Главным управлением связи Красной армии (ГУСКА). Из Минска эта группа вскоре перебазировалась в город Лодзь (на территории Польши), откуда и обеспечивала связью штабы фронтов, участвовавших в Берлинской операции, вплоть до дня Победы.

    Руководители Главного Управления связи Красной армии генералы Иван Терентьевич Пересыпкин и Николай Демьянович Псурцев, в чьем оперативном соподчинении находились «Летное отделение» и «Подвижные группы», неизменно давали высокую оценку деятельности фельдъегерской связи. В приказе ГУСКА от 19 января 1945 г. № 19 отмечалось: «За время Отечественной войны фельдъегеря ОФС НКВД СССР своей работой по доставке корреспонденции действующим фронтам оказали огромную помощь связистам Красной армии, и тем самым способствовали своевременной передаче боевых документов фронтам. Многие из фельдъегерей более 200 раз вылетали на самолетах на фронт и имеют по 2000-2500 часов налета.

    В 1945 г. фельдъегерская связь продолжала выполнять специальные задания по обслуживанию видных государственных и военных деятелей СССР. Так, например, 9 апреля руководство ГУСКА обратилось в НКВД СССР с просьбой «выделить и закрепить группу фельдъегерей для доставки секретной корреспонденции и материалов ТАСС маршалу Советского Союза A.M. Василевскому по маршруту Москва — Инстербург». Этот специальный маршрут выполняли опытные офицеры фельдсвязи: С.Ф. Ивлев, И.Д. Комаров, П.Я. Косоруков и М.К. Липатов. Кстати, A.M. Василевский неплохо знал фельдсвязь и высоко ценил ее деятельность.

    Не случайно его приказом — Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке от 22 сентября 1945 г. № 027 (НТ) 10 сотрудников фельдъегерской связи за участие в войне с Японией были награждены: орденом Красной Звезды — В.М. Захаркин, Е.Н. Казаков, Д.А. Сальников; медалью «За боевые заслуги» — В.А. Быстров, С.И. Готовцев, Д.И. Костенко, Г.Д. Лезин, И.В. Лыков, Н.А. Сурусин, Н.Я. Трудненко. Наконец, среди особых заданий, выполненных фельдъегерской связью в 1945 году, следует отметить доставку корреспонденции по существовавшим тогда авиационным фельдъегерским маршрутам в адрес членов советских делегаций на Ялтинской (Крымской) и Потсдамской конференциях союзных держав.

    Об общем объеме работы, выполненной специальными летными отделениями и группами за годы Великой Отечественной войны, говорят следующие статистические данные: совершено 13.100 боевых вылетов в Действующую армию, более 100 тыс. часов налетали фельдъегери этих подразделений и покрыли расстояние около 25 млн. км. В эти общие данные наиболее весомый вклад внесли: К.С. Кадетов — 292 вылета, 2 436 часов, 543 тыс. км; М.Г. Морозов — 282 вылета, 2 688 часов, 576 тыс. км; А.П. Савченко — 275 вылетов, 1 772 часа, 291 тыс. км; П.Я. Косоруков — 271 вылет, 2 802 часа, 639 тыс. км; Н.И. Иванов — 266 вылетов, 1 058 часов, 272 тыс. км; Т.Н. Чальцев — 263 вылета, 2 189 часов, 478.200 км; Л.В. Степанов — 226 вылетов, 2 334 часа, 506.300 км; М.И. Касаткин — 219 вылетов, 880 часов, 230.400 км; В.В. Малахов — 201 вылет, 1 400 часов, 301.400 км; Д.С. Лучин — 195 вылетов, 1 602 часа, 333.500 км. В первый послевоенный год фельдъегерская связь МВД СССР отмечала свой юбилей — четверть века существования в системе органов ВЧК-ГПУ-ОГПУ- НКВД-МВД СССР. По этому случаю был издан приказ министра внутренних дел СССР от 8 августа 1946 г. № 319, которым 257 сотрудников из разных подразделений фельдсвязи страны, внесших наибольший вклад в совершенствование фельдъегерской службы и отличившихся при выполнении заданий в годы Великой Отечественной войны, были награждены ведомственными наградами.

    Боевые дела и самоотверженный труд сотрудников фельдъегерской связи в годы Великой Отечественной войны являются прекрасным примером беззаветного служения Родине и народу для фельдсвязистов всех последующих поколений.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • +1
    • 27 января 2017, 10:22
    • serega

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018