Центр авиационной культуры («Красная звезда» от 22 ноября 1942 года)
История и события

    20 лет Военно-Воздушной академии

    Исполняется двадцать лет со дня основания Военно-Воздушной ордена Ленина академии Красной Армии имени Н. Е. Жуковского, которая является крупнейшим центром формирования наших авиационных кадров. Славный двадцатилетний путь академии, возникшей на заре нашей отечественной авиации, — это путь развития советских воздушных сил.

    В первые годы своего существования Военно-Воздушная академия явилась таким центром советской авиации, который должен был собрать опыт первой мировой войны, критически познать его, сделать достоянием многих. В основу ее взглядов на развитие воздушных сил легли результаты многолетней научной деятельности отца русской авиации великого Жуковского. Базой академии было одно из лучших учебных заведений старой России — Высшее техническое училище. Во главе академии встали ученики и сподвижники Жуковского, работавшие в знаменитом «воздухоплавательном кружке» технического училища. По мысли основателя академии она должна была стать мощным комбинатом подготовки авиационных специалистов различных профессий.

    Наша академия возникла в послевоенные годы, задолго до того, как в советской стране была создана техническая база воздушного флота. Самый факт возникновения академии в стране, не имевшей достаточно развитой авиационной промышленности, вызвал горячие споры в среде профессионалов-авиаторов. Многие из них полагали, что строительство воздушных сил надо начинать не с организации научно-экспериментальных и учебных центров, а с создания авиационной промышленности. Партия и вместе с нею передовая общественность нашей авиации держались другого мнения. Они считали, что квалифицированные кадры, воспитанные в академии, явятся той силой, которая подготовит условия для создания советской авиации и возглавит ее строительство.

    Эта точка зрения отображена в высказываниях М. В. Фрунзе, который считал сохранение академии совершенно необходимым и указывал при этом: «Пусть и слушатели, и руководители академии работают дальше со всей энергией над улучшением и развитием своего научного и учебного дела и тем подготавливают условия для создания мощного воздушного флота...» Жизнь полностью подтвердила правильность такого взгляда. Советская страна вскоре приступила к созданию технической базы своей авиации, и когда начальный этап работы был завершен, академия направила в авиапромышленность большую группу командиров производства, ставших во главе наших новых заводов, которые дали стране первые крупные партии самолетов и моторов.

    В стране формировалась мощная воздушная армия. В каких-нибудь два-три года численный состав советской авиации возрос вдвое. За это время значительно выросла и академия. Именно тогда окончательно сформировался в ней тип нашего авиаинженера, каким мы привыкли видеть его теперь. На подготовку авиационных инженеров у академии был свой взгляд, основанный на практическом опыте. Она считала: чтобы освоить эксплуатацию самолета, инженер должен знать душу машины, т.е., иначе говоря, уметь конструировать самолет. Хорошо оборудованные лаборатории и мастерские академии предоставляли слушателям простор для творческой деятельности. Одновременно слушатели приобретали солидные практические навыки. Академия обучала их, критически осваивая опыт мировой и гражданской войны. А этот опыт показывал, что каждая боевая машина, прежде чем отслужить свой срок, ремонтируется три-пять раз. Следовательно, инженер, эксплуатирующий самолет, должен в совершенстве владеть и навыками ремонта машины в любых условиях. Академия давала ему такого рода знания.

    Если в первые годы, академия выпускала всего по нескольку десятков человек, то в годы широкого строительства отечественной авиации она стала ежегодно давать стране несколько сот инженеров воздушного флота. Питомцы академии, уходившие в строй, оказывали заметное влияние на развитие наших воздушных сил. Так, например, из стен академии вышла большая группа советских аэронавигаторов, положивших начало знаменитой школе русских авиационных штурманов. Многое, что свойственно теперь советской аэронавигации, было разработано и получило практическое осуществление при деятельном участии именно этой группы наших авиаштурманов. В частности, ею были заложены основные принципы дальнего самолетовождения, изучены некоторые вопросы, связанные с полетом вслепую и ориентировкой по небесным светилам. Академия вырастила также большую группу инженеров по авиационному вооружению, заложивших основы советской авиационной артиллерии. При участии этой группы создавалось мощное пулеметно-пушечное вооружение наших истребителей и бомбардировщиков, совершенствовалось прицельное оборудование боевых машин, вырабатывались новые методы бомбометания с разных высот.

    Следуя традициям Н. Е. Жуковского, академия сумела, выявить в общей массе слушателей особо одаренных людей и создать условия для их творческого роста. Известно, что первые модели таких выдающихся советских авиаконструкторов, как Яковлев и Ильюшин, были созданы в стенах академических мастерских. Академия широко поощряла экспериментальную работу своих слушателей, независимо от того, какую область авиационной техники они избирали. В академии воспитывались выдающиеся советские специалисты в области экспериментального дирижаблестроения, ракетоплавания и т. д.

    В ходе отечественной войны учебная работа академии стала еще более напряженной и многообразной.

    Академия считает необходимым сделать все, чтобы дать фронту нужные кадры. В частности, произведен очередной выпуск, который дал стране новую группу инженеров военной авиации. Вместе с тем академия осуществила во время войны ряд мероприятий по краткосрочной подготовке кадров, что дало хорошие результаты. Проведено несколько сборов технического состава действующих частей, организованы курсы по переподготовке молодых инженеров, окончивших гражданские технические институты. Тысячи питомцев академии находятся на фронтах, добывая победу своей отчизне. Академия не порывает связи с ними, помогая им как советами, так и непосредственным участием в их деятельности. Развернута большая работа по удовлетворению насущных технических нужд наших инженеров и механиков, занятых эксплуатацией боевого самолета. В частности, академия много потрудилась над тем, чтобы облегчить зимнее обслуживание самолета: усовершенствовать обогрев машины, найти незамерзающие смазочные вещества и т. п.

    Осуществляя все эти мероприятия, работники академии стараются так поставить дело, чтобы готовить высококвалифицированные кадры военной авиации. Как и в предвоенное время, будущие инженеры проходят полную академическую программу с защитой дипломного проекта. Не беда, если некоторые из них не поспеют на войну. Будет более печально, если мы, закончив войну, будем ощущать недостаток в кадрах специалистов авиации, которые должны взять на себя дальнейшее строительство нашего воздушного флота, дальнейшее его совершенствование.

    Научно-исследовательская работа академии подчинена насущным нуждам войны, но академия не отказывается и от перспективной работы, конкретные результаты которой скажутся лишь через некоторое время. В наших кровных интересах добиться такого положения, чтобы развитие авиации у нас с каждым годом усиливалось. А это означает, что наряду с удовлетворением насущных нужд нашей авиации нельзя забывать об ее дальнейших перспективах. В силу всего этого исследовательская работа академии ведется сейчас по трем линиям: модернизация существующих самолетов; создание новых моделей; собственно исследовательская работа.

    Война показала, что каждый тип боевого самолета обычно модернизируется через четыре-шесть месяцев. Чтобы машина была постоянно боеспособной и не утрачивала своих качеств, необходимо непрерывно совершенствовать ее. В ходе войны основные типы боевых машин советского самолетного парка успешно модернизируются. В этой работе, имеющей первостепенное значение академия принимает деятельное участие.

    Однако модернизация ни в какой степени не исключает создания совершенно новых моделей, определяющих подчас новые тенденции в развитии авиации. Следовательно, нам необходимо всячески поощрять научно-экспериментальную работу. Известно, что советский авиационный парк был обновлен незадолго до войны. Вследствие этого модернизация находящихся в строю самолетов является основной задачей на ближайшее время. Но, несмотря на это, мы уже во время войны ввели в строй новые типы боевых самолетов. Эта работа будет продолжаться и впредь, причем некоторые новые машины войдут в строй еще до окончания войны.

    Наконец, нам нужно продолжать в прежнем объеме чисто исследовательскую работу над основными проблемами современной авиации. За годы своего существования академия выпустила несколько тысяч научных трудов. Во время войны ее исследовательская деятельность не только не свернута, но в некоторых отраслях, наоборот, расширена.

    Двадцатилетний юбилей Военно-Воздушной академии знаменует пору ее творческой зрелости. Созданная учениками великого новатора авиационной науки Н. Е. Жуковского, академия стала носительницей передовых идей в авиации, наиболее смелых творческих устремлений. Наряду с инженерами-практиками и авиаконструкторами, которые воспитаны за эти годы в лабораториях академии, она дала целую плеяду научных работников, продолживших в своих трудах теоретические изыскания Жуковского.

    За двадцать лет академия действительно стала крупнейшим научным и учебным комбинатом, представляющим собою не только рассадник знаний во всех областях авиационной науки и техники, но также и мощный центр советской авиационной мысли. Академия дала стране тысячи авиационных инженеров, авиаконструкторов, научных работников. Она вступает в новый этап своего развития исполненная желания еще выше поднять боевое могущество отечественной авиации.

    Генерал-майор инженерно-авиационной
    службы Б. ЮРЬЕВ.


    Источник: Газета «Красная звезда» 22 ноября 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 23 января 2017, 12:50
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018