Пути первых побед
Память История и события

    Проведенная в предвоенные годы реконструкция транспорта, развитие сети железных дорог позволили успешно работать в экстремальных условиях. Но война выдвинула новые сложные задачи и резко изменила подходы к их решению.

    Потребовалось организовать беспрецедентную по масштабу эвакуацию материальных средств и людей, обеспечивать непрерывный подвоз к фронту громадного количества войск, техники, снаряжения, боеприпасов, продовольствия. Исключительное значение приобрели скорость и бесперебойность, от этого существенно зависело выполнение заданий командования Красной армии.

    Об объеме воинских перевозок можно судить по тому, что уже в первые дни Великой Отечественной они составляли около 40 процентов общей погрузки на всей сети. В летне-осенний период 1941 года для развертывания и сосредоточения частей РККА были доставлены (главным образом железнодорожным транспортом) десятки стрелковых дивизий, свыше двух миллионов человек маршевых пополнений. Только по централизованному плану на учете органов военных сообщений одновременно находилось до 1500–1700 оперативных эшелонов и до 10–12 тысяч транспортов. В октябре – декабре 1941-го в районы, прилегающие к Москве, было перевезено огромное количество войск и боевой техники с Урала и из Сибири со скоростью 800 километров в сутки и более. Объем эвакуационных перевозок в первые месяцы войны составил около 1,5 миллиона вагонов или 30 тысяч поездов.

    С началом наступления гитлеровцев на Москву для ее защиты срочно мобилизовали все имевшиеся силы. Из добровольцев, в основном коммунистов, включая и работников транспорта, сформировали 19 дивизий народного ополчения. Навстречу врагу выступили также полки, сформированные из курсантов военных училищ и московской милиции.

    Ставка ВГК приняла оперативные меры для переброски на запад из глубины страны, в том числе с Дальнего Востока и из Сибири, стратегических резервов. За этим Верховный главнокомандующий следил лично. Он умело и оперативно использовал железные дороги для маневрирования силами и средствами, когда возникали критические моменты на отдельных участках фронта, лично давал указания, какие дивизии, откуда и когда нужно доставить. Так, например, для освобождения Калинина, захваченного фашистскими войсками, по указанию Верховного по «зеленой улице» для одностороннего движения поездов были срочно перевезены из Поволжья две танковые бригады. О движении эшелонов Сталину докладывалось каждые два часа. Он требовал, чтобы ему сообщали, сколько поездов погружено, сколько в пути и где находятся головные составы. Прибыв в назначенное время на место, эти бригады выбили немцев из Калинина, ликвидировав угрозу прорыва танковых колонн на Москву.

    Были и другие случаи, когда организовывалось одностороннее движение поездов. Так, в ходе стратегических перевозок войск с востока на Ярославской железной дороге при подходе к крупным узлам скопилось до ста воинских составов, а станции были забиты вагонами с грузами снабжения. Пришлось прекратить встречное движение поездов, чтобы пустить эшелоны в сторону фронта. Освобождавшиеся после выгрузки вагоны «рассовывали» на малозадействованные ветки и пути промышленных предприятий.

    Значительную долю военных грузов из Москвы в сторону Волоколамска, Вязьмы, Гжатска, Калуги и Тулы перевозили автотранспортом, однако наибольшее напряжение испытывали железные дороги. Московский узел – это пучок стальных магистралей, веером расходившихся к фронту. По сравнению с довоенным уровнем грузопоток возрос многократно. Например, на Московской окружной железной дороге – более чем в шесть раз.

    Советские Железнодорожные войска существенно затруднили немецкому командованию снабжение войск оружием и горючим. Генерал-полковник Гудериан в мемуарах писал: «В сражении под Москвой нам лошади отказались служить от истощения, танки – от нехватки горючего, а железные дороги – из-за недостатка подвижного состава и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно причинять. Все это привело к тому, что в середине ноября 1941 года для всей группы армий «Центр» среднесуточный подвоз составил только 23 поезда, в то время когда потребность войск составляла 70 поездов».

    В то же время в оборонительных боях на подступах к Москве и для подготовки контрудара интенсивные воинские перевозки велись по всем железнодорожным линиям. Не хватало вагонов, локомотивов и угля. Пропускная способность железнодорожных коммуникаций оказалась явно недостаточной. Из одиннадцати магистралей, подходивших к Москве, семь были захвачены или перерезаны врагом. Оставшиеся четыре линии систематически атаковала фашистская авиация, бомбардировщики которой сбросили на железные дороги как минимум 2768 фугасов. Кроме того, самолеты люфтваффе систематически обстреливали эшелоны на перегонах, особенно цистерны с горючим и санитарные поезда. В 1941 году было зарегистрировано 224 нападения вражеских самолетов только на военно-санитарные поезда.

    Железнодорожные части и спецформирования НКПС, находившиеся на фронтовых и прифронтовых участках, научились быстро ликвидировать последствия налетов авиации противника. Перерывы в движении редко составляли более двух-трех часов. Эксплуатационники максимально использовали пропускную способность стальных магистралей, часто пускали составы один за другим на расстоянии видимости поездных сигналов. Нередко войска и грузы подвозились по железной дороге непосредственно к переднему краю действующих войск, так как других средств транспорта было мало.

    15 ноября немецкое командование, перебросив из Европы значительное количество свежих дивизий, вновь организовало крупное наступление. Главные удары наносились по флангам Западного фронта для обхода Москвы. С севера врагу удалось форсировать канал Москва – Волга у Яхромы, а с юга выйти в район узла Ожерелье. Но к этому времени сосредоточение стратегических резервов было в основном закончено и советские войска перегруппировались. Перевозки велись настолько скрытно, что начальник немецкого Генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер в своем служебном дневнике 2 декабря 1941 года записал: «Сопротивление противника достигло своей кульминационной точки. В его распоряжении нет больше никаких новых сил».

    В районы, прилегающие к Москве, было подвезено по железным дорогам свыше 315 тысяч вагонов с войсками и воинскими грузами. Это позволило Красной армии нанести мощный контрудар по врагу и развеять миф о непобедимости вермахта. 5 декабря наши войска перешли в контрнаступление, а к концу месяца враг был отброшен на 100–250 километров от Москвы.

    Владимир Персианов
    Источник: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 06 декабря 2016, 09:54
    • madoks

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018