«День войны» («Красная звезда» от 18 октября 1942 года)
Память История и события

    (Новый документальный фильм производства
    Центральной студии кинохроники)

    … Опускаются «сторожа» Москвы — серебристые аэростаты заграждения, поднимаются с аэродромов барражирующие над городом истребители, в утренней тишине звучит топот копыт всадников-милиционеров, и воинская часть, десантники, с оркестром проходят по знакомым набережным Москва-реки.

    Наступает 13 июня 1942 г. — наступает 356-й день великой отечественной войны советского народа. На крайнем правом фланге фронта, протянувшегося от Баренцева до Черного моря, на боевом посту стоит часовой-краснофлотец. По летнему рыхлому снегу Заполярья ведут разведку боем лыжники.

    Первая пулеметная трель нарушает спокойствие этого утра.

    С этого мгновения, пред зрителем развертываются потрясающие картины 356-го дня войны — сцены величайшего пафоса, мужества, страдания, товарищеской верности и самопожертвования.

    Севастополь, город-герой, дважды овеянный вечной славой, встает перед нашими глазами. Люди Севастополя — моряки и красноармейцы, крепостные форты, развалины знакомых улиц и над всем этим — памятник Ленину, поднимающийся над городом и бухтой как неиспепеленный знак доблести, славы и грядущей победы.

    Ленинград переживает 286-й день осады. Все так же величественна набережная Невы, все так же прекрасны перспективы его улиц, все так же непоколебимы его защитники ленинградцы. Суровое спокойствие и бесстрашие в их строгих, многое видевших глазах.

    Трупик ребенка у входа в детский сад, разрыв снаряда над Академией художеств — все это запечатлел кинематограф, чтобы миллионы людей у нас и за океаном видели страдания и стойкость жителей героического Ленинграда.

    На суше, на воде и в воздухе происходят яростные схватки с врагом. Можно было думать, что гром артиллерии, грохот моторов, треск пулеметов на протяжении полутора часов, пока идет фильм, утомят внимание зрителя, ослабеет его впечатлительность. Восприимчивость зрителя не ослабевает, он весь во власти фильма — сквозь гром канонады пробивается и звучит полной силой мощный всепобеждающий голос — голос великого народа, который, не жалея жизни своей и крови, отстаивает все великое и драгоценное, что дали ему века. Отстаивает вековую славу, свою науку, искусство, единство, свободу и независимость.

    Далеко по полю рассыпаны готовые ринуться в воздух боевые самолеты, живописными группами стоят у самолетов летчики. Здесь, на аэродроме, звучит концертный рояль. Летчики видят вдохновенное лицо одного из лучших пианистов мира, Эмиля Гилельс, слушают в его исполнении прелюд Рахманинова. И летчик, у которого еще в ушах грохот мотора, гром авиапушки, у которого еще перед глазами силуэт объятого пламенем вражеского истребителя, вдруг забывает обо всем, что было несколько минут назад, и весь отдается могучей силе вдохновенной музыки.

    Еще мгновение, и глаз киноаппарата уводит зрителя дальше. Мы видим суровые партизанские будни, видим предателя, которого судит и казнит народ за то, что он продал родину. Справедливый, святой гнев женщины, чьей мужа, брата или сына выдал этот гад, и лицо предателя в предсмертной тоске — все это правдиво и сурово показывает документальный фильм об одном дне войны.

    Временами отдельные кадры восхищают нас, как батальные картины знаменитых, художников. Вот на экране возникают картины того, что сделал враг с захваченными им районами нашей страны, возникает лицо врага — палача, садиста, дрессированной двуногой фашистской собаки, и потому радостное чувство удовлетворения охватывает зрителя, когда он видит обезоруженных, идущих, как стадо, пленных врагов.

    Победа стоит крови, стоит жертв. С горестью и вниманием зритель видит гибель летчика Антонова, который все же дотянул горящий самолет до своего аэродрома, с горестью он видит сумрачные лица его боевых товарищей. Они отдают последние почести тому, «кто с нами жил и к нам умирать прилетел».

    Победа стоит жертв, но какую радость несет с собой победа, когда, сломав оборону врага и выкурив фашистское зверье из нор, наши бойцы возвращают родные земли. Звонарь сельской церкви, замученный, полуобезумевший от вражеских издевательств, поднимается на колокольню, звонит в колокола — в этом звоне воскресенье из мертвых, праздник пробуждения к жизни после страшного сна, после немецкого ига.

    Такие эпизоды фильма трудно забыть.

    Зритель видит М.И. Калинина в его рабочем кабинете. Товарищ В.М. Молотов возвращается в Москву из поездки в Лондон и Вашингтон.

    Все это происходило 13 июня 1942 года.

    После грозных, полных эпической силы фронтовых эпизодов показана жизнь, будни трудового тыла. Сталь, свинец для врага, хлеб для защитников родины везут на запад бесчисленные железнодорожные составы. Самоотверженный, напряженный труд народа, работа всей страны для фронта — по существу является темой особого документального фильма, но даже в пределах фильма об одном дне войны эта тема нашла достойное выражение. Девушки и подростки, старики-пенсионеры, прославленные богатыри труда, целая галлерея образов проходит на экране. Это отцы, матери, жены, братья и сестры тех, кто сражается на фронте. И когда видишь всенародный труд ради победы, труд русских, украинцев, узбеков, грузин, армян, понимаешь, почему мощная военная машина Германии не в силах сделать то, что ей удалось так быстро и просто сделать в других странах.

    Еще одна глубокая тема раскрывается в этом фильме — тема братства народов. В Тбилиси с южным темпераментом, восклицаниями, смехом и слезами провожают на фронт молодых летчиков, дочь белорусского народа артистка Александровская провожает в танковую атаку танкистов, мощный бронепоезд носит на броне гордое имя советской Армении. Это единение народов — залог нашей победы, нашего торжества над врагом.

    Фильм «День войны» создан людьми, давно и отлично работающими в нашей кинематографии, — режиссером М. Слуцким, сценаристом А. Каплером и 160 кинооператорами, отважно, в любых условиях снимавшими фронтовые эпизоды. Этих людей знают, уважают на фронте и в тылу, их труды по заслугам оценены. Но кроме заслуженных почестей наши кинематографисты должны чувствовать глубокое удовлетворение при мысли, что каждый зритель, посмотрев фильм «День войны», уходя из кинотеатра, будет говорить себе:

    — Не быть немцу господином на русской земле! Не будет этого!

    Л. НИКУЛИН.

    21 декабря 1942 года состоялся показ этого фильма в Великобритании (дата, разумеется, была выбрана неслучайно — день рождения Сталина). На премьере присутствовали чрезвычайный посол Иван Майский и министр труда Эрнст Бевин.

    В январе 1943 года в американской передаче «Марш времени» был показан 20-минутный эпизод из этого фильма: «One Day of War — Russia»:


    В 1943-44 г.г. этот документальный фильм был также показан в Бельгии Швеции и гораздо позже в Израиле. Так выглядела афиша тель-авивского кинотеатра «Алленби»:

    Надписи на иврите: «Я партизанка. Уничтожала гитлеровских животных» и «160 кинооператоров».

    К сожалению, найти полную версию фильма на русском не удалось.

    Анонс Московского клуба документального кино: «Фронтовых кинооператоров запечатлевших для нас хронику войны, называли «солдатами с двумя автоматами» потому, что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное – кинокамера. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Всего в годы войны было более 258 фронтовых оператора, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».
    Источник: Газета «Красная звезда» 18 октября 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 15 сентября 2016, 12:40
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018