Германский военно-морской флот («Красная звезда» от 17 октября 1942 года)
Память История и события

    Во второй половине прошлого столетия роль Германии, как морского государства, была ничтожна, и ее флот состоял из небольшого количества кораблей. Под влиянием империалистических стремлений Германии начался бурный рост ее судостроительной и связанных с ней отраслей промышленности.

    К началу войны 1914—1918 гг. в составе германского флота преобладали корабли новейшей постройки с хорошими тактико-техническими данными. Такой сильный флот Германия имела впервые. Однако догнать английский флот немцы не смогли даже в отношении подводных лодок. В результате первой мировой войны Германия лишалась всех своих новейших кораблей. Она получила разрешение иметь лишь небольшой флот, без подводных лодок и морской авиации.

    1919—1933 годы были периодом, когда Германия в пределах установленных договором норм стремилась построить ряд военных кораблей, имеющих сравнительно небольшой тоннаж, но сильно вооруженных и способных решать на море универсальные задачи. Именно с этой целью было построено три германских «карманных линкора». Одновременно усиленно разрабатывались проекты новых кораблей, используя судостроительную промышленность других стран, строились опытные подводные лодки, развивалась транспортная авиация. Выжидая благоприятный момент, Германия накапливала опыт и подготовляла промышленность для быстрого развития судостроения.

    С 1933 года, с момента прихода в Германии к власти фашистов, со стапелей начали спускаться подводные лодки, закладывались линкоры, авианосцы и крейсеры, появилась военно-морская авиация. Особенно быстро и в большом количестве строились подводные лодки и легкие силы, включая эсминцы, торпедные катера, тральщики. Фашистская Германия лихорадочно готовилась к войне на море.

    В ходе текущей войны немецкий флот потерял линкоры «Бисмарк» и «Граф Шпее», крейсер «Блюхер», легкие крейсера «Кенигсберг», и «Карлоруэ». Часть крупных кораблей — линкоры «Тирпиц», «Шарнгорст» и «Гнейзенау», крейсер «Принц Ойген» в результате боевых столкновений с авиацией и кораблями союзных стран, в том числе и с флотом СССР, на продолжительное время выводились из строя. Особенно же значительны потери таких классов германских кораблей, как подводные лодки, эсминцы, миноносцы и торпедные катера.

    Учитывая понесенные потери, а также достройку в ходе войны отдельных кораблей, германский флот в настоящее время имеет следующий состав:
    Классы кораблейВ строю к I.IX.1939 г.ПотериДостроеноВ строю
    Линкоры…5225 из них 2 «карманных»
    Устаревшие линкоры2законсервированызаконсервированызаконсервированы
    Крейсеры5112
    Легкие крейсеры624
    Эсминцы и миноносцы5240неизвест.около 70
    Подводные лодки71более 200более 400более 300
    Торпедные катера56более 40неизвест.более 100
    В течение последнего года примерно 50 процентов крупных германских кораблей совершенно не отмечаются в море, поэтому есть основания предполагать, что вследствие полученных повреждений и необходимого капитального ремонта они находятся на консервации. Таким образом, имея в строю лишь небольшую группу крупных надводных кораблей, германский флот является по существу подводно-авиационным.

    Германская судостроительная промышленность испытывает острый недостаток в квалифицированных рабочих. Ее производительность понижена также вследствие ударов союзной авиации. Эти причины препятствуют строительству линейно-крейсерского флота. В настоящее время на верфях Германии и оккупированных ею стран строятся преимущественно подводные лодки, торговые суда, миноносцы и тральщики. Но и здесь отмечается известное снижение. Теперь немцы имеют возможность производить не более 120—140 подлодок в год, в то время как в 1940 году в Германии было спущено на воду до 200 подлодок.

    Чтобы восполнить потери торгового флота, достигающие более 3,5 млн. тонн, наряду с подводными лодками Германия должна строить много торговых судов и мелких военных кораблей для их конвоирования. Между тем намного увеличивающиеся коммуникации требуют увеличения количества торговых судов, необходимых для перевозок сырья, боезапаса и войск.

    Фашистской Германии не удалось осуществить задуманный с большим размахом план строительства крупного линейно-крейсерского флота. Немцы оказались не в состоянии наряду со значительными сухопутными и воздушными силами создать и мощный военно-морской флот. К тому же строительство крупных кораблей занимает много времени. Вследствие этого, а также учитывая крайнее напряжение внутренних ресурсов страны, немцы перенесли центр тяжести на строительство подводных лодок. Снова, как и в первую мировую войну, Германия пытается с помощью подводных лодок, а также авиации, осуществить блокаду Англии путем ударов по торговому судоходству в Атлантике.

    Решая основную задачу на море — нарушение коммуникаций союзных государств, Германия перенесла базирование подлодок в районы: Нарвик, Берген, Тронхейм, Брест, Лориан, Сен-Назер, Бардо, а также Канарские острова и район Дакара.

    В современной войне подводные лодки в лице авиации получили надежного союзника, который не только ведет разведку и наводит подлодки на пути движения конвоев, но и самостоятельно наносит мощные удары по караванам судов. Следует отметить, что в ближайшей зоне порядка 800— 900 км. германская авиация наносит конвоям союзников более эффективные удары, чем подводные лодки, так как последние встречают в этом районе сильное противодействие со стороны самолетов и кораблей противолодочного дозора. Бомбардировщики же и торпедоносцы, не имея здесь своего основного противника — истребителя, сравнительно легко преодолевают зенитную оборону кораблей конвоя. Но решить задачу борьбы на коммуникации только подводными лодками и авиацией невозможно. Слишком сильны препятствия в виде кораблей, охраняющих конвой, судов, патрулирующих районы в море, и большого числа кораблей и самолетов, выделенных специально для поиска и уничтожения подводных лодок.

    Подводные лодки и авиация, действующие на коммуникациях, нуждаются в помощи надводного флота. Он вынужден защищать многочисленные базы от внезапного нападения с моря и одновременно охранять подлодки при выходе и возвращении в базы. Именно в эти моменты они подвергаются наибольшим ударам со стороны авиации и подлодок союзников. Германские подлодки и авиация могли бы успешнее действовать на коммуникациях союзников, если бы им удалось устранить корабли, охраняющие торговые суда, и лишить истребительного прикрытия, которое в последнее время все чаще применяется союзниками с авианосцев, сопровождающих конвои. Но это может выполнить только крупный надводный флот и частично авиация в ближайшей зоне.

    Такая задача оказалась германскому флоту не по плечу. Выйдя в мае 1941 года в Атлантику, германский флот потерял линкор «Бисмарк», а трем другим кораблям были нанесены повреждения, которые на длительный срок вывели их из строя. Причем два из них — линкоры «Шарнторст» и «Гнейзенау» до сих пор не появляются в море.

    После этой неудачи германский флот перешел к новой тактике. Начиная с весны 1942 года в норвежских шхерах была сосредоточена группа кораблей в составе 1—2 линкоров, 2—3 крейсеров, нескольких десятков миноносцев и большого количества подводных лодок. Судя по ходу событий, группе была поставлена задача, — наносить удары по северной коммуникации союзников, ведущей к портам Советского Союза.

    Первая же попытка выйти в море группой окончилась неудачей. Линкор «Тирпиц» был торпедирован советской подводной лодкой под командованием Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Лунина. «Тирпиц» остался на плаву, но принужден был вместе со всей группой уйти в норвежские шхеры, не выполнив поставленной задачи. Таким образом, попытка скрытно выйти из шхер и нанести короткий, по мощный удар по конвою с последующим отходом под прикрытие береговых батарей немцам не удалась.

    Наряду с наступательными задачами на флот Германии легла связанность обеспечения протяженных коммуникаций в Балтийском море, вдоль побережья Норвегии до портов Киркенес и Петсамо, а также на запад до Бордо включительно. Кроме того германский флот должен поддерживать базирование подлодок в районе Дакара и Канарских островов.

    Все коммуникации фашистского флота проходят вблизи сфер действия союзных морских сил. В Балтийском море и у северного побережья Норвегии наши корабли и авиация наносят врагу ощутительные удары, отправляя на дно сотни тысяч тонн сырья, горючего, боезапаса и людские резервы фашистской Германии. Вдоль побережья Голландии, Бельгии и Северной Франции немецкие коммуникации подвергаются сильным ударам авиации и легких сил союзников. Избежать потерь на собственных коммуникациях Германия не в состояния. Пытаясь же их уменьшить, она вынуждена выделять для конвоирования громадное количество миноносцев, сторожевых судов и тральщиков.

    Таким образом германский флот выполняет три основные задачи: подводными лодками и авиацией он пытается нарушить коммуникации союзников в Атлантике; легкими силами обеспечивает собственные коммуникации и базирование; небольшой группой надводного флота путается наносить короткие удары по конвоям союзников из района норвежских шхер, содействуя этим своим подводным лодкам и авиации.

    Несмотря на все усилия, немцы не в состоянии выполнить ни одну из этих задач. Вместе с тем мощь та море союзных стран непрерывно увеличивается, и, наоборот, возможности Германии в этом отношении начинают уменьшаться. Особенно это заметно по классам линейно-крейсерского флота, пополнение которого для немцев в настоящее время практически невозможно.

    Несмотря на удары, которые наносят германские подводные лодки и авиация по коммуникациям союзников, современная война подтвердила громадное значение линкоров, крейсеров и авианосцев. Опыт борьбы за Атлантику лишний раз убеждает нас в невозможности для Германии добиться там в дальнейшем серьезных успехов. Для этого нужен мощный флот, включающий крупные соединения линкоров, крейсеров, авианосцев, подводных лодок, легких сил и авиации. Такого флота фашистская Германия не имеет.

    Капитан 3-го ранга В. ЧЕКУРОВ.

    По материалам: Газета «Красная звезда» 17 октября 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 03 сентября 2016, 10:52
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020