Бронепоезда в боях на Северном Кавказе («Красная звезда» от 14 октября 1942 года)
Память История и события

    Действия бронепоездов в боях на Северном Кавказе носят самый разнообразный характер. Бронепоезда используются как для боевой разведки, так и для совместных действий с пехотой и конницей. Наибольшего эффекта достигают внезапные и мощные огневые налеты на боевые порядки противника. Они наиболее целесообразны в тех случаях, когда бронепоезд может скрытно подойти вплотную к вражеским позициям и быстро обрушить на них сосредоточенный артиллерийский огонь. Нередко применяется и стрельба с закрытых позиций. Огневой налет такого характера был блестяще осуществлен группой бронепоездов во время боя в районе одной станицы. Организован он был следующим образом.

    Стало известно, что фашисты сосредоточили в этом районе много мотопехоты, артиллерии и танков, готовясь, видимо, к наступлению. К левому флангу расположения противника подходила железная дорога. Путь обрывался в 12 километрах от его позиций. Чтобы сорвать предстоящее наступление врага, командир кавалерийской части решил нанести ему удар совместно с бронепоездами. Накануне было решено, что бронепоезда, которыми командуют старшие лейтенанты Жуковский и Петров, в четыре часа утра подходят к вражеским позициям с фланга и производят 10-минутный огневой налет. В то же время полевая артиллерия бьет по врагу в лоб. Благодаря этому немцы попадают в своеобразные огневые клещи. После прекращения огня конница, скрытно заняв ночью исходное положение, переходит в атаку.

    Короткий, но мощный огневой налет бронепоездной и полевой артиллерии на рассвете был выгоден по двум причинам. Во-первых, он дал бы возможность коннице неожиданно напасть на врага, а во-вторых, бронепоезда могли отойти в укрытие, прежде чем в воздух поднимутся немецкие бомбардировщики.

    В условное время бронепоезда и полевая артиллерия неожиданно для противника открыли огонь. В короткий срок каждое орудие бронепоезда выпустило по 35—40 снарядов. Затем артиллерийская канонада сразу прекратилась, и в расположение врага ворвались конники. Немцы были настолько ошеломлены этим комбинированным ударом, что бежали, не оказав сопротивления. В итоге совместных действий конников и бронепоездов врагу был нанесен огромный урон. Немцы потеряли до 1.300 солдат и офицеров.

    Основная заслуга здесь безусловно принадлежала личному составу бронепоездов, сумевшему организовать не только мощный, но и точный артиллерийский, огонь. Этого удалось достигнуть правильным расположением наблюдательного пункта. Командиры бронепоездов еще с вечера пришли к единому выводу, что наблюдать утром за разрывами снарядов на предельной дистанции, несмотря на отличную оптику, будет слишком трудно: мог выпасть дождь или спуститься с гор туман. Чтобы гарантировать точность стрельбы, следовало максимально приблизить наблюдательный пункт к боевым порядкам врага. Ночью, сначала на автомашине, а затем пешком, командир со связистом приблизились почти на километр к станице. Отсюда видимость и утром была отличной. Пристрелку с бронепоездов произвели всего двумя снарядами. После внесения соответствующей поправки был открыт огонь на поражение. Все снаряды накрыли цель.

    Метод выноса наблюдательного пункта с бронепоезда на местность не раз оправдывал себя и в дальнейшем. Так, однажды бронепоезда вели огонь на пределе. Но каждый из них имел 107-мм. орудия, обладавшие сравнительно небольшой дальностью стрельбы. Благодаря наблюдательному пункту, находившемуся в стороне от бронепоездов, удалось обнаружить артиллерийские батареи немцев, ближе основных целей. Огонь 107-мм. орудий был направлен на эта батареи. Точная корректировка помогла уничтожить две вновь обнаруженные вражеские батареи огнем орудий, обреченных по первоначальному плану на бездействие.

    Дерзкий выезд на открытые огневые позиции и огонь по врагу в упор — такова основная тактика бронепоездов. Один раз пехотная разведка установила, что в населенный пункт только что вошли крупные силы врага. Немедленная разведка бронедрезинами подтвердила эти сведения. Железнодорожный путь был еще исправен вплоть до селения. Кроме того, оттуда отходил второй неповрежденный путь на юг.

    Бронепоезда под командованием старшего лейтенанта Шильникова и младшего лейтенанта Зайца, следуя в 300—400 метрах друг от друга, ворвались в населенный пункт. Железнодорожное полотно между ними впереди и позади простреливалось сосредоточенным пулеметным огнем. Все попытки немецких автоматчиков и сапер подорвать путь и разъединить бронепоезда оказались безрезультатными. Между тем артиллерия всех бронеплощадок била по скоплению немецких автомашин и пехоты. Бронепоезда пересекали селение поперек, почти по центру, и поэтому все улицы оказались под артиллерийским воздействием. Тот или другой поезд останавливался на миг и, ведя огонь вдоль улиц, сметал находившиеся там группы противника. Действуя таким образом, бронепоезда прочесали снарядами буквально все улицы, идущие перпендикулярно железнодорожному полотну.

    Самостоятельный бой бронепоездов длился не больше 10—12 минут. Затем один бронепоезд ушел на юг, а другой — по прежнему пути назад, под прикрытие своей пехоты. В итоге налета было уничтожено до 400 гитлеровцев, расстреляны прямой наводкой четыре орудия, восемь танков и бронемашин, 18 автомашин, минометная батарея и до 30 мотоциклистов.

    В этом же бою благодаря отличному наблюдению за воздухом был сбит немецкий самолет-разведчик. Видимо, зная, что населенный пункт занят немцами, летчик вел свою машину на высоте 300 метров. Внезапно с бронепоезда был открыт по нему огонь из зенитных пулеметов и орудий. Немецкий летчик, посчитав все это досадной ошибкой, стал сбрасывать опознавательные ракеты. Меткий снаряд поджег «Фокке­Вульф», и самолет, развалившись в воздухе, упал неподалеку от бронепоезда.

    Еще во время боя появились в воздухе немецкие бомбардировщики, но из боязни поразить свои же войска они не сбросили груза. Кружась над полем боя, они ожидали, когда оба бронепоезда будут вместе отходить назад. Однако бронепоезда разошлись в разных направлениях. Этот несложный маневр заставил немецкие бомбардировщики рассредоточиться, а точный зенитный огонь держал их на большой высоте. Они хотя и сбросили бомбы, но ни одна из них не попала в цель.

    Вообще командир бронепоезда обязан всегда учитывать опасность с воздуха и соответственно строить свой противовоздушный маневр в бою. В частности, ни в коем случае не рекомендуется подолгу вести огонь с одного места. Огонь с хода и с коротких остановок позволяет обманывать немецких летчиков. Часто вражеские бомбардировщики атакуют бронепоезда в местах стоянки. Нередко нашим командирам удавалось и здесь обмануть воздушного противника, который сбрасывал бомбы на ложные места стоянки.

    Практика боев подтвердила, что если железная дорога проходит параллельно переднему краю нашей обороны и вблизи него, каждый бронепоезд при умелом маневре в состоянии оказывать весьма эффективную огневую поддержку войскам на участке фронта в 50—60 километров. Бронепоезда остаются иногда без угля и пресной воды. Чтобы быть независимым от случайностей (преждевременный подрыв водокачек, уничтожение запасов угля и т. п.), нелишне каждому бронепоезду возить с собой платформу с углем и цистерну с пресной водой. Именно такая предусмотрительность помогла бронепоезду старшего лейтенанта Жуковского, попавшему в тяжелое положение, в течение пяти суток успешно вести бой с большими силами противника.

    Майор П. СЛЕСАРЕВ.

    По материалам: Газета «Красная звезда» 14 октября 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 09 августа 2016, 12:23
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021